Синдром «эмоционального выгорания»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

В связи с социально-экономическими изменениями в обществе происходит изменение отношения людей к работе. Люди теряют уверенность в гарантированном рабочем месте, обостряется конкуренция за престижную работу, нарастают явления специализации, механизации. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий – медицинских работников, учителей. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, чаще выявляются нарушения, связанные со стрессом на рабочем месте – тревога, депрессия, синдром эмоционального выгорания, психосоматические и психовегетативные нарушения, зависимости от психоактивных веществ (включая алкоголь, транквилизаторы и др.)

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические основы синдрома «эмоционального выгорания». 4
2. Симптомы эмоционального выгорания и типология «сгорающих» 10
3. Стресс и профессиональное выгорание. Понятия и определения 13
4. Синдром профессионального выгорания как следствие стресса. 19
5. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания 22
6. Профилактика эмоционального выгорания 33
Заключение. 40
Литература. 41

Работа содержит 1 файл

Копия синдром менеджера.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

«Напряжение».

Переживание психотравмирующих обстоятельств;

Неудовлетворенность собой; «Загнанность в клетку»;

Тревога и депрессия.

«Резистенция».

Неадекватное  эмоциональное избирательное реагирование;

Эмоционально-нравственная дезориентация;

Расширение  сферы экономии эмоций;

Редукция  профессиональных обязанностей.

«Истощение».

Эмоциональный дефицит;

Эмоциональная отстраненность;

Личностная  отстраненность (деперсонализация);

Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Инструкция.  Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Стимульный материал.

1. Организационные  недостатки на работе постоянно  заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня  я доволен своей профессией  не меньше, чем в начале карьеры. 

3. Я  ошибся в выборе профессии  или профиля деятельности (занимаю  не свое место).

4. Меня  беспокоит то, что я стал хуже  работать (менее продуктивно, качественно,  медленнее).

5. Теплота  взаимодействия с партнерами  очень зависит от моего настроения  — хорошего или плохого. 

6. От  меня как профессионала мало  зависит благополучие партнеров. 

7. Когда  я прихожу с работы домой,  то некоторое время (часа 2-3) мне  хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

8. Когда  я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить  проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне  кажется, что эмоционально я  не могу дать партнерам того, что требует профессиональный  долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я  откровенно устал от человеческих  проблем, с которыми приходится  иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за  переживаний, связанных с работой. 

13. Взаимодействие  с партнерами требует от меня  большого напряжения.

14. Работа  с людьми приносит все меньше  удовлетворения.

15. Я  бы сменил место работы, если  бы представилась возможность. 

16. Меня  часто расстраивает то, что я  не могу должным образом оказать  партнеру профессиональную поддержку,  услугу, помощь.

17. Мне  всегда удается предотвратить  влияние плохого настроения на  деловые контакты.

18. Меня  очень огорчает, если что-то не  ладится в отношениях с деловым  партнером. 

19. Я  настолько устаю на работе, что  дома стараюсь общаться как  можно меньше.

20. Из-за  нехватки времени, усталости или  напряжения часто уделяю внимание  партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда  самые обычные ситуации общения  на работе вызывают раздражение. 

22. Я  спокойно воспринимаю обоснованные  претензии партнеров. 

23. Общение  с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При  воспоминании о некоторых коллегах  по работе или партнерах у  меня портится настроение.

25. Конфликты  или разногласия с коллегами  отнимают много сил и эмоций.

26.Мне  все труднее устанавливать или  поддерживать контакты с деловыми партнерами.

27. Обстановка  на работе мне кажется очень  трудной, сложной. 

28. У  меня часто возникают тревожные  ожидания, святые с работой: что-то  должно случиться, как бы не  допустить ошибки, смогу ли сделать  все, как надо, не сократят ли и т. п.

29. Если  партнер мне неприятен, я стараюсь  ограничить время общения с  ним или меньше уделять ему  внимания.

30. В  общении на работе я придерживаюсь  принципа: «не делай людям добра,  не получишь зла».

31. Я  охотно рассказываю домашним  о своей работе.

32. Бывают  дни, когда мое эмоциональное  состояние плохо сказывается  на результатах работы (меньше  делаю, снижается качество, случаются  конфликты).

33. Порой  я чувствую, что надо проявить  к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я  очень переживаю за свою работу.

35.Партнерам  по работе отдаешь внимания  и заботы больше, чем получаешь  от них признательности. 

36.При  мысли о работе мне обычно  становится не по себе: начинает  колоть в области сердца, повышается  давление, появляется головная боль.

37.У  меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным  уководителем.

38. Я  часто радуюсь, видя, что моя  работа приносит пользу людям. 

39. Последнее  время (или как всегда) меня  преследуют неудачи в работе.

40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают  дни, когда контакты с партнерами  складываются хуже, чем обычно.

42. Я  разделяю деловых партнеров (субъектов  деятельности) хуже, чем обычно.

43.Усталость  от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я  обычно проявляю интерес к  личности партнера помимо того, что касается дела.

45.Обычно  я прихожу на работу отдохнувшим,  со свежими силами, в хорошем  настроении.

46. Я  иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.

47. По  работе встречаются настолько  неприятные люди, что невольно  желаешь им чего-нибудь плохого. 

48.После  общения с неприятными партнерами  у меня бывает ухудшение физического  или психического самочувствия.

49. На  работе я испытываю постоянные  физические или психологические  перегрузки.

50. Успехи  в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация  на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти  безысходной).

52. Я  потерял покой из-за работы.

53. На  протяжении последнего года была  жалоба (были жалобы) в мой адрес  со стороны партнера(ов).

54. Мне  удается беречь нервы благодаря  тому, что многое из происходящего  с партнерами я не принимаю  близко к сердцу.

55. Я  часто с работы приношу домой  отрицательные эмоции.

56. Я  часто работаю через силу.

57. Прежде  я был более отзывчивым и  внимательным к партнерам, чем  теперь.

58. В  работе с людьми руководствуюсь  принципом: не тратить нервы,  береги здоровье.

59. Иногда  иду на работу с тяжелым  чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После  напряженного рабочего дня я  чувствую недомогание. 

61. Контингент  партнеров, с которым я работаю,  очень трудный. 

62. Иногда  мне кажется, что результаты  моей работы не стоят тех  усилий, которые я затрачиваю.

63. Если  бы мне повезло с работой,  я был бы более счастлив.

64. Я  в отчаянии из-за того, что на  работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда  я поступаю со своими партнерами  так, как не хотел бы, чтобы  поступали со мной.

66. Я  осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще  всего после рабочего дня у  меня нет сил заниматься домашними  делами.

68. Обычно  я тороплю время: скорей бы  рабочий день кончился.

69. Состояния,  просьбы, потребности партнеров  обычно меня искренне волнуют.

70.Работая  с людьми, я обычно как бы  ставлю экран, защищающий от  чужих страданий и отрицательных  эмоций.

71. Работа  с людьми (партнерами) очень разочаровала  меня.

72. Чтобы  восстановить силы, я часто принимаю  лекарства. 

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74.Мои  требования к выполняемой работе  выше, чем то, чего я достигаю  в силу обстоятельств. 

75. Моя  карьера сложилась удачно.

76. Я  очень нервничаю из-за всего,  что связано с работой. 

77. Некоторых  из своих постоянных партнеров  я не хотел бы видеть и  слышать. 

78.Я  одобряю коллег, которые полностью  посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.

79. Моя  усталость на работе обычно  мало сказывается (никак не  сказывается) в общении с домашними  и друзьями.

80. Если  предоставляется случай, я уделяю  партнеру меньше внимания, но  так, чтобы он этого не заметил. 

81. Меня  часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко  всему (почти ко всему), что  происходит на работе, я утратил  интерес, живое чувство. 

83. Работа  с людьми плохо повлияла на  меня, как на профессионала —  обозлила, сделала нервным, притупила  эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.  

Разработчиком теста применена усложненная  схема подсчетов результатов  тестирования. Каждый вариант ответа предварительно был оценен экспертами тем или иным числом баллов, которые  указывается в «ключе». Это сделано  потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от экспертов признак, наиболее показательный для данного симптома.

Существует  трехступенчатая система получения  показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз «выгорания», определение итогового показателя синдрома «эмоционального выгорания» как сумма показателей всех 12-ти симптомов. Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Таким образом, оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что, по мнению автора, не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Информация о работе Синдром «эмоционального выгорания»