Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 19:07, контрольная работа
В связи с социально-экономическими изменениями в обществе происходит изменение отношения людей к работе. Люди теряют уверенность в гарантированном рабочем месте, обостряется конкуренция за престижную работу, нарастают явления специализации, механизации. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий – медицинских работников, учителей. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, чаще выявляются нарушения, связанные со стрессом на рабочем месте – тревога, депрессия, синдром эмоционального выгорания, психосоматические и психовегетативные нарушения, зависимости от психоактивных веществ (включая алкоголь, транквилизаторы и др.)
Введение. 3
1. Теоретические основы синдрома «эмоционального выгорания». 4
2. Симптомы эмоционального выгорания и типология «сгорающих» 10
3. Стресс и профессиональное выгорание. Понятия и определения 13
4. Синдром профессионального выгорания как следствие стресса. 19
5. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания 22
6. Профилактика эмоционального выгорания 33
Заключение. 40
Литература. 41
Жертвой синдрома выгорания может пасть любой сотрудник любой фирмы. Начавшись с одного человека, синдром выгорания может, как заразная болезнь, охватить целый отдел, всю организацию. Это связано с тем, что работники, подверженные этому процессу, становятся пессимистами, циниками, у них сильны негативное восприятие и оценка ситуации. Находясь в процессе рабочей деятельности в постоянном взаимодействии с людьми, находящимися под влиянием тех же стрессоров, они способствуют развитию у них тех же симптомов выгорания. В этом заключается основная проблема и опасность синдрома.
Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» сотрудник, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Как и любую болезнь, выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на определение факторов, способствующих развитию этого явления. Рассмотрим некоторые из основных факторов, приводящих к профессиональному выгоранию менеджеров–продавцов и продавцов-консультантов торговых компаний. Данный вид деятельности сопряжен с большим эмоциональным напряжением, сложностью коммуникативных процессов и когнитивной сложностью межличностного общения.
Связь
между личностными
Симптомы профессионального выгорания организаций: неадекватно повышенная текучесть кадров (от 100% и более в год, т. е. в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторые работают меньше года); сниженная мотивация к труду, слишком частые «перекуры» и «чайные» перерывы (более 30% от общего объема рабочего времени); профессиональная зависимость персонала от руководителей, которая проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороны руководства; слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании. - снижение вовлеченности сотрудников в работу; - поиск “козла отпущения”; - антагонистический групповой процесс и наличие группировок; - режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявлении беспомощности и безнадежности; - развитие критического отношения к сотрудникам; - недостаток сотрудничества среди персонала; - прогрессирующее падение инициативы; - рост чувства неудовлетворенности от работы; - проявления негативизма относительно роли или функции отделения.
Как
для отдельного работника, так и
для организации состояние
Последствия синдрома выгорания не ограничиваются только профессиональной сферой деятельности и отражаются не только на работе, но могут проявлять себя в различных аспектах бытия человека. Негативные переживания людей с высокой степенью выгорания связаны с утратой смысла своей профессиональной деятельности: отчаяние из-за отсутствия результата или равнодушия и непонимания окружающих ведут к обесцениванию стараний и усилий и потере смысла не только профессиональной деятельности, но и смысла жизни. Подобные переживания бессмысленности существования, бесцельности всего происходящего окрашивают и определяют всю жизненную ситуацию человека, влияя на все аспекты бытия. В результате длительного пребывания в подобном состоянии негативных переживаний, человек утрачивает способность радоваться жизни, теряет все, или почти все, составлявшее для него смысл, и обретает только одно – экзистенциальный вакуум. «Выгорающий» человек теряет ощущение смысла жизни, способность к самореализации, личную перспективу.
Понятие осмысленности жизни соотносится с понятием качества жизни. Не просто - сколько прожить, но главное – как. Неудовлетворенность качеством жизни может послужить как причиной, так и следствием выгорания. Под качеством жизни обычно понимают субъективное удовлетворение, испытываемое в физических, ментальных, социальных ситуациях даже при наличии дефицитов. Ощущение субъективного благополучия играет значительную роль как в обеспечении нормального уровня физического состояния организма, так и для здоровья всего внутреннего мира личности. В результате исследований менеджеров была установлена связь между переживанием неблагополучия как неудовлетворенностью качеством жизни и выгоранием. Удовлетворенность жизненными успехами и достижениями, отношениями с другими людьми, самоконтроль связаны с сохранением уверенности и оптимизма в отношении смысла профессиональной деятельности. Чем меньше эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личных достижений, тем больше удовлетворенность здоровьем и психологическая комфортность (аффективно-мотивационная удовлетворенность).
Синдром
выгорания приводит к психическому
и физическому неблагополучию, потере
удовлетворенности качеством
Между тем, способность вчувствоваться и сопереживать представляет собой некий буфер, препятствующий развитию выгорания. Особенно сильно проявляется эта связь в отношении редукции личных достижений. Меньше проявляется склонность занижать значения результатов, больше уверенность в собственной профессиональной состоятельности. Способность сопереживать, понимание переживаний других людей тормозит дегуманизацию межличностных отношений в процессе коммуникации и препятствует деперсонализации. Эмоциональная эмпатия, сопереживание могут являться дополнительным ресурсом для горения без выгорания.
Сегодняшняя жизнь предъявляет очень много требований к людям. Дикий темп потока информации, экономические и политические передряги: все это отражается на психике человека. Приходя домой после длительного рабочего дня, вместо того, чтобы отдохнуть, приходится решать кучу бытовых вопросов — конфликты, скандалы, ссоры на работе, в семье, с начальством, с родителями, супругом, детьми. На сон и отдых практически не остается времени. Вследствие этого — появление и обострение соматических заболеваний.
Оставаться равнодушными мы не сможем и вследствие этого тратим много сил и эмоций на решение проблем. Понятно, что мы должны восстанавливать свои внутренние ресурсы. Каждый это делает своим путем. Кто-то идет в спортзал, кто-то в гости, кто-то в ресторан. Но в большинстве случаев мы идем на кухню: женщины пытаются заесть свои проблемы, мужчины — запить. Получается замкнутый круг, разорвать который мы не в силах. Именно поэтому мы должны уметь контролировать свое эмоциональное состояние, владеть методиками защиты и уметь расслабляться. Чаще всего с этими трудностями сталкиваются люди, чья профессия заключается в общении с людьми. Понять и принять других — вот основа психологического здоровья. Можно ли измерить степень выраженности стресса? Можно!
Основные методики:
1. Методика Т и Д (шкала реактивной и личностной тревоги Спилбергера).
2. Личностная шкала проявлений тревога «Тейлора».
3. Шкала депрессии Балашовой.
4. Тест — опросник Айзенка.
5. Шкала самооценки Спилбергера.
6. адаптированная методика «Типовое состояние» Эйдемиллера.
7. тест «Самооценка эмоциональных состояний» Уэссмана.
Для оценки нервно-психического напряжения можно воспользоваться шкалой психологического стресса, целью которой является измерение стрессовых ощущений по соматическим, поведенческим, эмоциональным признакам. Первоначально методика была разработана во Франции, и широко использовалась в практике психологических исследований в Канаде, Англии, США, Японии. Разработанный опросник детально исследует состояние человека, подвергшегося воздействию стрессовой ситуации.
Используя приведенную ниже шкалу, можно дать оценку общему состоянию организма. Лучше выбирать те значения, которые наиболее точно соответствуют состоянию за последние 4 – 5 дней. Ошибочных или неправильных ответов здесь нет.
Шкала психологического стресса.
Утверждения | |||||||||
1 | Я напряжен и взволнован (взвинчен) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
2 | У меня ком в горле, и (или) я ощущаю сухость во рту | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3 | Я перегружен работой. Мне совсем не хватает времени | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
4 | Я проглатываю пищу или забываю поесть | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
5 | Я обдумываю свои идеи снова и снова; я меняю свои планы; мои мысли постоянно повторяются | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
6 | Я чувствую себя одиноким, изолированным и непонятым | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
7 | Я страдаю от физического недомогания: болит голова, напряжены мышцы шеи, боли в спине, спазмы в желудке | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
8 | Я поглощен мыслями, измучен или обеспокоен | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | Меня внезапно бросает то в жар, то в холод | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
10 | Я забываю о встречах или делах, которые должен сделать или решить | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
11 | Я легко могу заплакать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
12 | Я чувствую себя уставшим | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
13 | Я крепко стискиваю зубы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
14 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
15 | Мне тяжело дышать, и (или) у меня внезапно перехватывает дыхание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
16 | Я имею проблемы с пищеварением, кишечником | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
17 | Я взволнован, беспокоен, смущен | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
18 | Я легко пугаюсь; шум или шорох заставляют меня вздрагивать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
19 | Мне необходимо более чем полчаса, чтобы уснуть | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
20 | Я сбит с толку; мои мысли спутаны; мне не хватает сосредоточенности, я не могу сконцентрировать внимание | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
21 | У меня усталый вид; мешки или круги под глазами | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
22 | Я чувствую тяжесть на своих плечах | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
23 | Я встревожен. Мне необходимо постоянно двигаться; я не могу устоять на одном месте | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
24 | Мне трудно контролировать свои поступки, эмоции, настроение, жесты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
25 | Я напряжен | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Значение баллов:
Чем выше суммарный показатель, тем выше уровень стресса:
Менее 99 баллов – низкий уровень стресса;
100 – 125 баллов – средний уровень;
больше 125 – высокий уровень стресса.
Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» - сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности.
Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В. В. Бойко2.
По мнению автора, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.
Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».
Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».