Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 19:07, контрольная работа
В связи с социально-экономическими изменениями в обществе происходит изменение отношения людей к работе. Люди теряют уверенность в гарантированном рабочем месте, обостряется конкуренция за престижную работу, нарастают явления специализации, механизации. Падает рейтинг ряда социально значимых профессий – медицинских работников, учителей. Как следствие, растет психическое, эмоциональное напряжение, чаще выявляются нарушения, связанные со стрессом на рабочем месте – тревога, депрессия, синдром эмоционального выгорания, психосоматические и психовегетативные нарушения, зависимости от психоактивных веществ (включая алкоголь, транквилизаторы и др.)
Введение. 3
1. Теоретические основы синдрома «эмоционального выгорания». 4
2. Симптомы эмоционального выгорания и типология «сгорающих» 10
3. Стресс и профессиональное выгорание. Понятия и определения 13
4. Синдром профессионального выгорания как следствие стресса. 19
5. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания 22
6. Профилактика эмоционального выгорания 33
Заключение. 40
Литература. 41
Деперсонализация
- тенденция развития негативного, бездушного,
циничного отношения к
Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.
В связи с этим феномен синдрома выгорания может быть рассмотрен в аспекте практической, профессиональной деятельности. Наиболее характерно проявление этого синдрома для представителей коммуникативных профессий системы «человек – человек».
Рост интереса к профессиональным стрессам в последнее время не случаен, так как их негативные последствия влияют не только на психическое и физическое здоровье отдельного работника, но и на организационную среду и эффективность организации в целом. Профессиональный стресс – это многоплановый феномен, совокупность физиологических и психологических реакции субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию.
Можно выделить различные виды стрессов, возникающих в процессе трудовой деятельности1:
Психологическая специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Исходя из этого, и трудовая деятельность и конкретная производственная ситуация могут являться не только причиной, но и поводом для возникновения стрессового состояния человека. Истинные причины стресса часто скрываются в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении, установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях. Поэтому причины профессионального стресса можно разделить на главные и непосредственные. Непосредственными причинами могут послужить такие события, как конфликт с руководством, дефицит времени, сложность задания, проблемные ситуации в процессе коммуникации и т.д., следствием которых является развитие психической напряженности и стресса. Чаще всего непосредственные причины связаны со сложностью задания и условиями трудовой деятельности. Главная причина возникновения стресса связана с индивидуальными особенностями человека: психологическими, физиологическими, профессиональными. Практически любой аспект трудовой и профессиональной деятельности может стать причиной стресса, если он рассматривается субъектом деятельности как превосходящий его возможности и ресурсы. Дополнительные факторы жизни человека могут также оказать влияние на возникновение или усугубление стресса. К этой категории можно отнести рост безработицы, преступность, экономические, политические, военные кризисы – то есть глобальные факторы, влияющие на стресс; и личностные факторы такие, как: финансовые или юридические проблемы, семейные конфликты, возрастные и жизненные кризисы, потеря близких, снижение трудоспособности и др.
Признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса, делятся на три основные категории:
Таким образом, можно увидеть, что стресс оказывает серьезное влияние на физическое и психическое здоровье человека.
К негативным последствиям стресса можно отнести:
Основные стрессоры.
В качестве
стрессоров – факторов, влияющих на
возникновение состояние
Повседневные сложности, неприятности, трудности . Время на адаптацию к ним составляет от нескольких минут до нескольких часов.
Критические жизненные, травматические события. Время на адаптацию – от нескольких недель до нескольких месяцев.
Хронические стрессоры. Могут длиться годами.
В соответствии с выделенными видами профессиональных стрессов, стрессогенные факторы трудовой деятельности можно классифицировать следующим образом:
1. Производственные, касающиеся условий труда и организации рабочего места:
перегрузки;
однообразная работа;
микроклимат рабочего помещения (шум, вибрация, освещенность);
интерьер, дизайн помещения;
организация индивидуального рабочего места;
неудобный график работы, сверхурочные;
безопасность труда.
2. Факторы, связанные с профессией:
понимание целей деятельности (ясность, противоречивость, реальность);
профессиональный опыт, уровень знаний;
профессиональная подготовка, переподготовка;
возможность проявления творческих способностей
ролевой статус;
психологический климат в коллективе (взаимоотношения с коллегами, клиентами, межличностные конфликты);
социальная ответственность;
обратная
связь о результатах
3. Структурные:
управление организацией (централизация, возможность участия в управлении сотрудников);
соотношение структуры и функции, целей организации;
нарушение субординации, неправильно выстроенная иерархия;
специализация и разделение труда;
кадровая политика, продвижение по службе (слишком быстрое или слишком медленное);
межличностные отношения с руководством, конфликты;
4. Личностные:
нравственная зрелость и устойчивость;
целеустремленность и дисциплинированность, аккуратность;
удовлетворенность ожиданий и результатов деятельности (соотнесение ожиданий и целей);
фрустрация (невозможность удовлетворения) потребностей;
особенности личности (эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, тревожность, агрессивность, склонность к риску, и т.д.);
особенности психического состояния (наличие утомления);
особенности физиологического состояния (наличие острых и хронических заболеваний, биологические ритмы, вредные привычки, возрастные изменения).
Диагностика по индивидуальным различиям по отношению к реагированию на стрессовые ситуации нашла свое выражение в диагностике типов реагирования на стресс. Выделяются 6 позиций, типов личностного реагирования на стресс.
Синдром профессионального выгорания – проблема, еще не достаточно изученная в России, в связи с чем проблематика данной темы еще не получила своего должного рассмотрения. Во многом это было связано с особенностями отечественного бизнеса, в котором человек долгое время был отнюдь не на первом месте. Особенно такое пренебрежительное отношение к человеку просматривается в сфере торгового бизнеса на примере менеджеров-продавцов, продавцов-консультантов и продавцов, то есть самого низшего звена сложной организационной структуры фирмы.
Синдром профессионального выгорания представляет собой сложный, многоплановый конструкт, состоящий из целого ряда негативных психологических переживаний, вызванных длительными и интенсивными межличностными коммуникациями, эмоционально насыщенными или когнитивно сложными. Таким образом, синдром выгорания представляет собой ответную реакцию на продолжительные стрессы, возникающие в процессе межличностных коммуникаций, и ярче всего данный синдром проявляется у представителей профессий, относящихся к системе «человек – человек».
Выгорание – относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность и т.д. Также как реакция на стрессовые ситуации различна у разных людей, являясь индивидуальной реакцией, симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются все одновременно, представляя собой индивидуальные вариации. Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса. В зависимости от доли той или иной составляющей процесса, будет различаться и динамика развития синдрома. Процесс профессионального выгорания чрезвычайно отрицательно сказывается на деятельности организации в целом, и каждого отдельного сотрудника в частности, являясь подчас губительным для существования учреждения и человека.
Говоря о влиянии процесса выгорания на организацию и отдельного работника, можно отметить взаимовлияние двух этих факторов. Зависит ли выгорание в большей степени от личностных особенностей человека или от организационной структуры – спор на эту тему не завершен. Так, К.Маслач считает, что в большей степени на синдром выгорания влияют условия работы и особенности организации. Однако, мне представляется целесообразным рассматривать два фактора – и личностный и организационный, учитывая их взаимосвязь, и влияние друг на друга.