Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:06, шпаргалка
1. Основные категории управления персоналом и их взаимосвязь
Управления персоналом существует издавно.
1. Теоретический уровень: получение новых знаний путем описания явлений, выявления закономерностей, прогнозирование.
2. Вопросы о преобразовании реальных производственных ситуаций, то есть разработка конкретных моделей, проектов, предложений для эффективного использования персоналом.
1. Основные категории управления персоналом и их взаимосвязь
Управления персоналом существует издавно.
1. Теоретический
уровень: получение новых
2. Вопросы о преобразовании реальных производственных ситуаций, то есть разработка конкретных моделей, проектов, предложений для эффективного использования персоналом.
Эти два уровня достаточно тесно связаны и представляют структуру знаний об управлении персоналом, как науку. Кроме того управления персоналом опирается и на другие теории:
Экономические (рынок труда, теория планирования, экономические методы, экономическая информация (оптимизация), затраты на персонал)
Психологические: Общая психология, Теория поведения, Конформизм, Психология труда, Социальные, Групповое поведение, Психология общения, Психология труда, Теория организации.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Создавшаяся в нашей стране ситуация, изменение экономической и политической систем одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека.
Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации.
Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития.
5. Мониторинг
персонала как механизм
Основной целью управления трудовыми ресурсами является обеспечение минимизации затрат предприятия на формирование и удержание трудовых ресурсов и максимизация результатов от их использования. Этому должен оказывать содействие мониторинг персонала, который выполняет следующие задачи: формирование численности и состава работников предприятия, которые отвечают специфике его деятельности и способны обеспечить реализацию задач его развития; выбор наиболее эффективных форм привлечения трудовых ресурсов предприятием; создание необходимых организационных и экономических условий для объединения экономических интересов работников с интересами предприятия и его собственников; обеспечение высоких и постоянных темпов роста производительности и эффективности труда; поиск и применение эффективных форм мотивации и материального стимулирования работы персонала. Решение поставленных задач осуществляется в процессе формирования, использования и стимулирования персонала предприятия.
6. Содержание
работы службы управления
Управление карьерой сводится к таким понятиям, как планирование и развитие карьеры.
Планирование
карьеры — это определения
целей развития работника и путей
их реализации. Планирование карьеры
предусматривает научное
Развитием карьеры называют те действия, которые осуществляет работник для реализации своего плана. Планирование карьеры проводится с начала работы работника в организации и заканчивается при его увольнении.
Одной из наиболее распространенных моделей управления этим процессом является модель партнерства по планированию и развитию карьеры.
4. Понятия: кадры, рабочая сила, трудовые ресурсы, персонал
Персонал – личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками: квалификация, компетенция, способности, установки. Главным из этих признаков является наличие трудовых отношений с работодателем.
Под трудовыми ресурсами (персоналом) предприятия понимают совокупность лиц, которые работают на определенном предприятии и вкладывают свой труд, физические и умственные способности, знание и привычки у проведения хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, реализацию его уставных задач (закупку и реализацию товаров, производство продукции, предоставление услуг и прочее). Срок “трудовые ресурсы” используется с целью характеристики работников предприятия как одного из элементов его ресурсного потенциала. Как элемент общего ресурсного потенциала трудовые ресурсы вступают в взаимодействие с другими видами ресурсов (материальными, финансовыми); имеют определенную цену формирования, какую предприятие имеет за цель минимизировать; выполняют определенные функции, которые измеряются определенной системой показателей количественного и качественного измерения. При использовании срока "кадры" наиболее частое имеют в виду часть работающих – специалистов и высококвалифицированных работников предприятия, которые постоянно работают на определенном предприятии.
2. Учёт внешних и внутренних факторов, которые действуют на организацию в процессе реализации кадровой политики
Для определения потребности организации в персонале нужно выяснить, под влиянием каких факторов она формируется. Поскольку предприятие является открытой социальной системой, его потребности в персонале обуславливаются стратегией его развития, на которую влияет большое количество как внутренних, так и внешних факторов.
Внутренние факторы — это, прежде всего, цели организации, для реализации которых нужный персонал. При четко определенной цели значительно легче определить потребность в персонале, поскольку потребности не изменяются на протяжении продолжительного периода. И наоборот, при изменении целей - переход на выпуск новой продукции, на новые технологии — потребность в количественном и качественном персонале изменяется. Направлениями изменений потребности организации в персонале являются:
— внутриорганизационная динамика рабочей силы;
— увольнение по собственному желанию;
— выход на пенсию;
— декретные отпуска и т.п..
Службы управления персоналом должны отслеживать эту динамику и прогнозировать изменения.
Среди большого количества факторов, которые действуют на организацию при реализации кадровой политики существует несколько наиболее важных, которые оказывают непосредственное влияние на состояние рынка труда — источника рабочей силы для большинства предприятий: темпы роста, уровень инфляции и безработица, структурные изменения (развитие одного сектора экономики за счет другого), развитие техники и технологий, политические изменения, конкуренция и состояние рынка сбыта.
3. Понятие деловой карьеры персонала и особенности её разработки
Карьера в широком понимании означает успешное продвижение в служебной, научной или производственной деятельности, в достижении славы, более высокого статуса, власти, материальных ценностей.
Профессиональная карьера - повышение уровня знаний, умений, навыков. Конкретный работник в процессе трудовой деятельности проходит разные стадии развития: обучение, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей и выход на пенсию. Профессиональная карьера может проходить по линии специализации (углубление в одной сфере, избранной в начале профессионального пути) или транспрофессионализации (овладение другими сферами деятельности).
Внутриорганизационная карьера - это траектория движения персонала в организации. Она может осуществляться по трём направлениям:
— вертикальному - профессиональный и должностной рост в основной сфере деятельности, по ступенькам служебной лестницы;
— горизонтальному - продвижение в другую функциональную сферу деятельности, в другие подразделы одного уровня;
— центростремительному - продвижение, приближение к ядру руководства, центру руководства, участие в принятии решений.
Главной задачей планирования, управления и реализации карьеры является обеспечение взаимодействия всех видов карьер, которое предусматривает решение конкретных задач:
— связать цели организации и отдельного работника;
— планировать карьеру конкретного работника с учетом его потребностей и ситуации;
— обеспечить открытость процесса управление карьерой;
— повышать качество планирования карьеры;
— отстранять «карьерные глухие углы», при которых практически нет возможности для развития работника;
— формировать
доступные для понимания
— определить пути продвижения, которые позволяют удовлетворить количественные и качественные потребности организации в персонале в нужный момент и на нужном месте.
Планирование и управление развитием карьеры требует от организации и работников усилий и вместе с тем предоставляет целый ряд преимуществ как работнику, так и организации. Для работников это означает:
— потенциально
более высокую меру удовлетворения
от своей работы в организации, возможность
профессионального роста и
— более четкое видение личных профессиональных перспектив и возможность планировать другие аспекты собственной жизни. Работник должен знать не только свою перспективу на короткий и длительный срок, но и то, каких показателей он должен достичь, чтобы рассчитывать на продвижение по службе;
— возможность целенаправленной подготовки к будущей профессиональной деятельности;
— повышение его конкурентоспособности на рынке труда.
7. Понятие профессионализма.
Стороны и критерии
Эффективность использования каждого рабочего в отдельности зависит от его способности выполнять нужные функции и старательности, с которой эти функции выполняются. В данном случае способности – наличие у рабочего необходимых для выполнения своих функций профессиональных привычек, достаточной физической силы, выдержки и т.д. Для профессионализма характерно преобладание в трудовой деятельности человека профессиональной специализации, работа, преимущественно, в одной предметной профессиональной области, достижение им и признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.
8. Цели, нормы
и способы осуществления
Кадровая политика является составной частью стратегически ориентированной политики предприятия. Она определяет характер взаимоотношений руководства с его персоналом, основные направления, формы и методы работы с ним. Кадровая политика направлена на создание ответственного, сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно изменяемые требования рынка с учетом стратегии развития организации. Она включает такие элементы: тип власти в обществе, стиль руководства, философия предприятия, правила внутреннего распорядка, коллективный договор, устав организации, и через них реализуется.
Формирование кадровой политики осуществляется на основе общей Декларации прав человека, Конституции государства, Программ управляющей партии. Гражданского кодекса и Кодекса законов о труде. Кадровая политика разрабатывается высшим руководством предприятия и кадровыми службами.
Эффективность реализованной кадровой политики можно оценить за такими показателями:
— результативность работы;
— соблюдение законодательства;
— удовлетворенность работой, наличие прогулов и жалоб;
— текучесть кадров;
— наличие трудовых конфликтов;
— частота производственного травмирования.
9. Охарактеризовать
систему служебного и
Карьера (от фр. Cariera) – успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.
Понятие служебной карьеры существует в широком и узком смысле.
В широком понимании карьера – профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения служащего к профессионализму. Результатом карьеры является высокий профессионализм рабочего или служащего, достижение признанного профессионального статуса. Критерии профессионализма могут меняться в течение трудовой деятельности человека.
В узком понимании
карьера – должностное продвиже