Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:06, шпаргалка
1. Основные категории управления персоналом и их взаимосвязь
Управления персоналом существует издавно.
1. Теоретический уровень: получение новых знаний путем описания явлений, выявления закономерностей, прогнозирование.
2. Вопросы о преобразовании реальных производственных ситуаций, то есть разработка конкретных моделей, проектов, предложений для эффективного использования персоналом.
психодиагностичское тестирование персонала; составление психологических портретов; проведение социометрических исследований; первичная профориентация; формирование индивидуального плана развития карьеры.
64. Понятие социальной, профессиональной, методической и временной компетентности
Особое значение имеет социальная компетентность - способность к обобщению, сотрудничеству, разрешению конфликтов, иначе, способность к руководству. Кроме этих способностей, руководство персоналом невозможно без умения вести переговоры, достигать поставленных целей, способности к адаптации, обучению, проявление личной инициативы, готовности принимать решения, быть контактным. В условиях рыночных отношений необходимо по новому организовывать и координировать работу, сокращать излишнее потребление ресурсов. На смену практике “план любой ценой” должна придти индивидуальная активность, направленная на качественное улучшение продукции и производственного процесса. В условиях, когда многие исполнители теряют уверенность в себе, для них необходимо руководство со стороны уверенных в себе и в “правоте своего дела” менеджеров.
Профессиональная компетентность - Квалификация – динамическая способность человека включаться в процесс производства или оказания услуг и выполнять предусмотренные технологией трудовые операции.
Квалификация
с одной стороны характеризует
потенциальную возможность
67. Охарактеризовать
компетенцию как объект
Компетенция - круг проблем, сфера деятельности, в которой данный человек обладает знанием и опытом; совокупность полномочий, прав и обязанностей должностного лица, общественной организации; управление персоналом заключается в управлении процессом приобретения, стимулирования и развития компетенции персонала организации.
Модель компетенций является самой оптимальной методикой оценки персонала в процессе его подбора, аттестации и выявления потребности в обучении. Таким образом, можно говорить о том, что модель компетенций - это краеугольный камень системы управления персоналом вообще, на который могут быть положены все наши подсистемы и процессы.
Модель компетенций наиболее оптимальна именно в крупных компаниях, потому что именно они обладают серьезными ресурсами, и в результате получается действительная экономия и оптимизация средств - времени и денег. Поэтому именно в крупных компаниях сейчас активно стараются внедрять модель компетенций. Но и в любой, сравнительно небольшой компании может существовать стратегия, и модель компетенций будет зависеть именно от нее, потому что стратегия влечет за собой прописанную или даже непрописанную, но существующую как система норм кадровую политику. Определить то, какой персонал может потребоваться компании в следующем году, могут только они, потому что подбирать персонал под сиюминутную задачу не имеет никакого смысла. И каждый следующий шаг в развитии компании работает на определение того, каким должен быть персонал, какими компетенциями должен обладать и, соответственно, каких людей нужно набирать в компанию и как их развивать.
65. Охарактеризовать
основные и дополнительные
Набор персонала проводится через систему внешнего и внутреннего рынка. К источникам внешнего набора належат:
— государственные центры занятости, региональные биржи работы;
— коммерческие, в том числе международные предприятия и организации по трудоустройству;
— система контрактов предприятия с высшими, средне-специальными и профессионально-техническими учебными заведениями;
— публикация объявлений в печати, через радио, телевидение;
— ярмарки вакансий,
которые организовываются предприятиями
для выпускников учебных
К внутренним источникам набора замещение вакансий относят:
— подготовку своих работников на предприятии;
— продвижение по службе своих работников;
— прямое обращение к своим работникам относительно рекомендаций на работу друзей, знакомых;
— регулярное информирование всего коллектива о вакансиях, которые возникают.
Кроме этих двух основных направлений комплектования предприятия кадрами есть еще лизинг, суть которого состоит в привлечении работников на временные работы на договорной основе с другими организациями.
В каждой конкретной ситуации внешний и внутренний набор имеет свои преимущества и недостатки.
Формы и методы
привлечения рабочей силы довольно
разнообразны. Большое значение имеет
пропаганда преимуществ предприятия:
в производственной сфере (условия
работы, уровень заработной платы);
в социальной (возможности профессионально-
66. Психофизиологические технологии, их возможности в сфере управления персоналом
Велением времени становится необходимость целенаправленного освоения всего арсенала приемов и методов исследования и управления персоналом в рыночных условиях, овладения системным и ситуационным подходом.
Управление кадровой
политикой и человеческими
Содействие профессиональному и личностному росту персонала;
Выработка адекватной иерархии распределения должностных мест;
Содействие разумной специализации персонала;
Организация процессов по повышению профессионализма должностных лиц - они должны быть не только администраторами, но и специалистами - каждый в своей области;
Создание и
поддержка системы
Осуществление централизованного - по иерархии сверху вниз - контроля деятельности (постоянный, периодический, общий).
Основное структурное подразделение Департамента персонала - Отдел приема/увольнения персонала. Задачи:
- психодиагностическое
тестирование персонала при
- составление психологических портретов на весь наемный персонал;
- проведение социометрических исследований;
- выработка рекомендаций по расстановке персонала;
- первичная профориентация
персонала, формирование
- составление планов ротации персонала;
- содействие в последующем трудоустройстве при увольнении персонала;
- ведение полного
спектра кадровой работы - в т.ч.
базы данных личных дел
- осуществление
работы менеджеров по
Отдел психологического сопровождения/развития - структурное подразделение Департамента персоналом. Работа связана с текущим контролем эмоционального, личностного состояния персонала и разработкой различных программ развития. Задачи:
- составление и реализация программы психологических тренингов личностного роста, сплочения, командных тренингов;
- постоянный
контроль рабочего графика и
уровня нагрузок с целью его
корректировки с учетом
- выработка графиков начала/завершения работы;
- разработка критериев эффективности для каждого вида персонала;
- профориентация персонала;
- создание и
реализация программы
- проведение
курсов повышения квалификации
персонала по каждой
- содействие в получении второго высшего образования по вечерней или заочной форме обучения;
- постоянное
планирование индивидуальных
- составление
должностных инструкций для
- разработка правил корпоративной культуры - определенная система поведения, традиций, принципов, правил, оригинальных приемов, утвердившихся на фирме и других фирмах с одним типом деятельности, отразивших в себе то, что стало принятым или только приветствуется;
- профилактика поведенческих особенностей в организации, отклоняющихся от нормы - слухи, интриги, привилегии, льготы, сплетни.
68. Стратегическое
управление персоналом
Современная система
управления персоналом - в первую очередь,
это должна быть не только кадровая
служба, но и система включающая:
оформление и учет кадров; формирование
условий труда – качественные
условия труда – элемент
Для предприятий, работающих по новому необходимо:
1. Иметь стратегию
развития производства и
2. Иметь резерв персонала, не только на бирже труда, но и в своем бизнесе.
3. Обязательно вести трудовые контракты.
4. Иметь систему
деловой оценки с
5. Научиться управлять дисциплиной.
6. Необходимо
отработать систему
7. Система управления персонала должна прививаться к системе планирования зарплаты. Отсутствие данных отношений приведет к замедлению, а может и к остановлению эволюции модели работника.
69. Социокультурные технологии коммуникации, их использование в сфере управления персоналом
Коммуникация - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.
Цели коммуникаций:
· Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.
· Совершенствование
межличностных отношений в
· Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.
· Регулирование и рационализация информационных потоков.
Коммуникации в управлении персоналом подразделяются на следующие виды:
межличностные
или организационные
Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на:
формальные или официальные. Данные Коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам;
неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.
Формирование
коммуникационных процессов, а также
выбор средств и каналов
70. Охарактеризовать
современные причины повышения
роли кадровых служб в
Интернационализация управления персоналом, выражающаяся в развитии международных контрактов в деятельности посреднических организаций, центров подготовки персонала, специализированных кадровых подразделений предприятия, государственных органов, информационных служб и формирование на этой основе единой международной службы управления персоналом. Следует отметить, что наличие вышеуказанных тенденций говорит о высоком уровне развития управления персоналом, общей культуры управления в деятельности зарубежных фирм. Отечественная практика делает в настоящее время энергичные шаги по становлению эффективной системы управления персоналом и постепенному включению данной системы в общую мировую интеграцию.
Свойствами
будущей кадровой политики
С точки зрения руководства кадровая политика является составной частью производственной политики и менеджмента фирм. Она имеет целью составить единую, ответственную и эффективную рабочую силу.
С точки зрения работника, кадровая политика должна создавать не только благоприятные условия работы, которые дают удовлетворение от работы, но и необходимую ступень уверенности в завтрашнем дне. Поэтому основной задачей эффективной кадровой политики фирмы является обеспечение в работе кадровых служб интересов всех категорий работников и социальных групп коллектива.