Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:52, шпаргалка
1.Понятие организации. Формальные и неформальные орг-ции. Орг-ция-группы людей, деят-ть кот-х сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Треб-ния, кот-м должна соотв-ть орг-ция: наличие хотя бы 2 чел-к, кот-е считают себя частью данной группы; наличие у этих людей единой цели; эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели. Хар-тики орг-ции: ресурсы (трудовые, осн. и оборотные ср-ва, технологии и информация); зависимость от внешней и внутренней среды. Основные элементы организации: цель орг-ции (конечные состояния или желаемый результат, кот-го стремится добиться трудовой коллектив. орг-ция имеет всегда хотя бы общую цель, к достижению кот-й стремятся все члены труд. кол-ва); стр-ра орг-ции (логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, кот-я позволяет наиболее эффективно достичь целей орг-ции); задачи орг-ции (предписанная работа или ее часть (операции, процедуры), кот-я д.б. выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки); технология орг-ции (сочетание квалификационных навыков, оборуд-ния, инфростр-ры, инструментов и соответствующих знаний, необх-мых для осущ-ния желаемых преобразований в материалах, информации и людях); люди (трудовые ресурсы, ч/з кот-х достиг-ся цели орг-ции).
Теория анализа центра силы говорит, что необходимо больше внимания уделять ослаблению противодействующих сил. Какие бы ни были причины, за каждой силой стоят группы интересов и конкретные лица, поэтому изменения нужно готовить при максимально возможном участии групп интересов, добиваясь смещения центра силы в сторону поддержки изменений.
Метод оценки возможности успеха изменений. Среди участников изменений можно выделить 4 категории лиц, кол-во которых вписывается в нормальное распределение:
Активные сторонники изменений-это люди, которые не удовлетворены существующим порядком, сознают необходимость изменений и готовы приложить значительные усилия для их проведения. Они не просто согласны с переменами, но убеждены в необходимости преобразований и энергично содейтсвуют тому, чтобы изменения произошли.
Пассивные сторонники изменений-это люди, которые хотя и понимают, что изменения нужны, но не готовы к активным действиям, у них гораздо меньше воли к осуществлению изменений.
Пассивные противники изменений-это люди, которые не хотят, чтобы изменения осуществились. Они могут на словах соглашаться с необходимостью перемен, но на деле на них не приходится рассчитывать.
Активные противники изменений-это люди, которые хорошо знают, почему они против перемен, и активно противостоят им.
Активные
сторонники и противники, как правило,
-лидеры, за которыми следует пассивная
часть людей.
66.Модель
ситуационного лидерства
Херсея и Бланшарда.
Модель ситуационного
лидерства Херсея и
Бланшарда ориентирована на повышение
эффективности лидерства посредством
ситуативного использ-ния соответствующих
стилей рук-ва в завис-ти от зрелости последователей.
Выделяют 4 стадии
зрелости последователей
по критериям в работе и психологич. зрелости:
М1 отражает состояние низкой зрелости
последователей: они не способны и не желают
работать, поскольку некомпетентны либо
не уверены в себе (указывающий
стиль: -четкие указания, что и как делать;
-постоянный контроль работы; -наказания
по необх-мости; реагирование на ошибки
и хорошую работу; -поощрение за результативную
работу); М2 соответствует состоянию
умеренно низкого уровня: люди не способны,
но желают работать, у них есть мотивация,
однако не хватает навыков и умении (убеждающий
стиль: -указания, инструктаж в популярной
форме (наставничество, советы, рекомендации,
поощрение проявлений самост-ти); -регулярный
контроль за работой; -уважительное, доброжелательное
отн-ние; -интенсивное обращение (оцен-ся
индивидуальные хар-ры, выявл-ся общие
интересы); -приказы и наказания в случае
необх-ти; -вознаграждение позитивного
поведения); М3-умеренно высокий уровень:
последователи способны, но не желают
работать, их не привлекает то, что им предлагает
рук-ль (участвующий стиль: -консультации
с сотрудниками по проблемам, заинтересованное
внимание к их советам; -поощрение инициативы
подчиненных, высказывание ими замечаний
или предложений; -широкое делегирование
ответственности исполнителям; -сведение
к минимуму прямых указаний и контроля,
создание системы самоконтроля; -постановка
целей без уточнения способа их достижения,
широкое общение; -вознаграждение активности,
инициативы, хорошей работы); М4-высокий
уровень: люди очень способны и желают
делать то, к чему их побуждает лидер (делегирующий
стиль: -постановка проблем, пояснение
целей и достижение согласия по отношению
к ним; -предоставление необходимых прав,
полномочий сотруднику для самостоятельного
решения проблемы; -невмешательство в
дело; -самоуправление и самоконтроль
у сотрудников; -оказание поддержки в ответ
на просьбу подчиненного; -серьезное реагирование
на просьбы).
67.Четыре базовые модели оценки эффект-ти управления орг-цией. Оценка продуктивности управления орг-цией может проводиться в соответствии с 4 базовыми моделями:
1)Модель, проектированная на внутренние факторы произ-ва представляет орг-цию как механизм, формируемый комбинацией осн. производственных факторов: сред-в произ-ва, раб. силы, сырья и мат-лов. Она базир-ся на механистическом подходе, рассматр-ет орг-цию как закрытую сис-му и исходит из необх-ти оптимально использ-ть все виды ресурсов для достиж-я целей орг-ции. Модель концентрир-ся на выпуске орг-цией прод-и, т.е. на выходах производственной сис-мы. Главное внимание в ней уделяется внутренней экономичности, кот-я хар-ет выпуск на единицу затрат. При этом должны обеспеч-ся: высокое кач-во, удовлетворение спроса, низкие затраты и цены, эффективное распред-ние прод-и. Достижение этих выходных параметров гарантирует достаточность возврата на капитал, рост орг-ции, а также удовлетворение спроса потребителя на прод-ю и услуги. Оценка эффективности менеджмента осущ-ся по экономическим показателям-соотношению выпущенной прод-и и затраченных ресурсов (показатели ресурсоотдачи).
2)Модель, ориентированная на человека исходит из определения орг-ции как коллектива людей, выполняющих общую работу на принципах разделения и кооперации труда. Она рассматривает орг-цию как закрытую систему и основывается на теории человеческих и поведенческих наук, согласно кот-й важнейшим фактором производительности является человек. Основные элементы системы: внимание к работающим, их мотивация, коммуникация, лояльность, участие в принятии решений. Оценка эффективности осущ-ся по показателям формирования трудовых ресурсов, их развития и повышения качества трудовой жизни.
3)Модель открытой сис-мы предст-ет орг-цию как сложную иерархическую сис-му, тесно взаимод-щую с окружением. Ее основу сост-ет общая теория сис-м. Главная идея заключ-ся в признании зависимости элементов, подсис-м и орг-ции в целом от внешн. среды, во многом предопределяющей ее стр-ру и сис-му упр-ния. Ключевые факторы успеха деят-ти орг-ции находятся во внешн. и внутр. среде. Оценка осущ-ся на основе 4 групп показателей: экономич. эффект-ти; внутренней интеграции и координации; адаптации и реагирования на внешние воздействия; использ-ния человеч. капитала.
4)Модель заинтересованных групп представляет орг-цию как открытую систему и общественный институт, стремящийся к балансу интересов связанных с ним групп внутри орг-ции и вне ее. В основу модели положена концепция заинтересованных групп. цель орг-ции: удовлетворение запросов потребителей, поставщиков, конкурентов, инвесторов, общества. Оценка эффективности базируется на выборе ценностей, определении политической ориентации орг-ции, увязке ее собственных интересов с интересами партнеров по бизнесу, приведении социально-культурной политики в соответствие с нормами и ценностями коллектива и общ-ва в целом.
68.Показатели эффективности финансово-экономической деят-ти. Первая группа-показатели прибыльности хоз. деят-ти предпр-я: общая рентабельность (отношение прибыли к сумме всех активов предприятия, показ-ет, сколько прибыли получено на 1 рубль активов); чистая рентабельность (отношение чистой прибыли к сумме всех активов, показ-ет, сколько чистой прибыли получено на 1 рубль активов); рентабельность собственного капитала (отношение чистой прибыли к сумме собственного капитала, показ-ет, сколько чистой прибыли получено на 1 рубль собственного капитала и хар-ет, насколько эффективно использ-ся собственный капитал); общая рентабельность производственных фондов (отношение балансовой прибыли к средней величине основных производственных фондов и оборотных средств в ТМЦ, показ-ет, сколько балансовой прибыли получено на 1 рубль производственных фондов).
Вторая группа-показатели эффективности хоз. деят-ти и упр-ния орг-цией: коэффициент валовой прибыли (отношение разности объема продаж и с/с товаров и услуг к объему продаж, показ-ет величину валовой прибыли на 1 рубль продаж); коэф-т операционоой прибыли (отношение операционной прибыли-от основной деят-ти- к объему продаж, показ-ет величину операционной прибыли, приходящейся на 1 рубль продаж); рентабельность продаж (отношение чистой прибыли к объему продаж, показ-ет величину чистого дохода, полученнго предприятием на 1 рубль реализованной продукции).
Третья группа-показатели деловой активности: коэф-т отдачи всех активов (отношение выручки от реализации продукции к среднему за период итогу баланса, показ-ет величину выручки, полученной предприятием на 1 рубль активов за исследуемый период); коэф-т отдачи основных фондов (отношение выручки от реализации продукции к средней за период ст-ти основных средств и нематериальных активов, показ-ет величину выручки, полученной предприятием на 1 рубль активов за исследуемый период); оборачиваемость оборотных фондов (отношение выручки от реализации продукции к средней за период стоимости оборотных средств, показ-ет кол-во оборотов, совершаемых оборотными средствами за исследуемый период); оборачиваемость товарно-материальных запасов (отношение суммы с/с реализованной продукции к средней за период ст-ти запасов, показывает кол-во оборотов, совершаемых товарно-материальными запасами за исследуемый период); оборачиваемость дебиторской задолженности (отношение выручки от реализации продукции к средней за период сумме дебиторской задолженности за вычетом резервов на сомнительные позиции, показ-ет, сколько раз за исследуемый период дебиторская задолженность превращалась в денежные средства); оборачиваемость кредиторской задолженности (отношение выручки от реализации продукции к средней за период сумме кредиторской задолженности за период, показ-ет кол-во оборотов за период, которое требуется предприятию для выплаты долгов кредиторам); оборачиваемость наиболее ликвидных активов (отношение выручки от реализации за период к средней за период сумме наиболее ликвидных активов-денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, хар-ет выручку за период на 1 рубль наиболее ликвидных активов и количество оборотов); коэф-т отдачи собственного капитала (отношение выручки от реализации продукции к средней за период величине источников собственных средств, характеризует выручку за период на 1 рубль собственных средств и количество оборотов).
Четвертая группа-показатели финансовой устойчивости: коэф-т покрытия (текущей ликвидности) (отношение суммы оборотных средств (текущих активов) к текущим обязательствам (текущим пассивам), показывает, в какой степени текущие обязательства покрываются оборотными средствами, норма-1,2-2,5); коэф-т срочной ликвидности (отношение суммы высоколиквидных активов (денежных средств, краткосрочных инвестиций и дебиторской задолженности) к текущим обязательствам, определяет способность предприятия выполнять текущие обязательства за счет быстроликвидных активов, норма-0,7-1,0); индекс постоянного актива (отношение суммы внеоборотных активов (основных средств, долгосрочных инвестиций и нематериальных активов) к сумме собственных средств, характеризует долю внеоборотных активов, профинансированных за счет собственных средств);коэф-т автономии (отношение суммы собственных средств (собственного капитала) к совокупному капиталу (итогу баланса), отражает долю собственных средств в совокупном капитале (пассивах), норма->0,5); коэф-т обеспеченности собственными оборотными средствами (отношение суммы собственных оборотных средств (оборотные средства минус долгосрочные активы) к сумме оборотных средств (текущих активов), характеризует долю собственного капитала в оборотных средствах, норма->0,1); рентабельность общих инвестиций (отношение суммы прибыли (до вычета налогов и выплаченных % по долгосрочным обязательствам) к общим инвестициям (сумме долгосрочных обязательств и собственного капитала, показывает, какой доход получает предприятие на 1 рубль инвестированных средств); производительность труда (отношение выручки от реализации продукции к среднесписочной численности работников за исследуемый период, показывает, сколько продукции реализовано на одного работающего).
62.Сущность и система стратегического управления. Стратегическое управление-определение того, что нужно делать сегодня, чтобы в последующем обеспеч-ть выживание компании.
Система
стратегического
управления включает след. элементы:
анализ среды (изучаются след. элементы:
внешняя среда косвенного
воздействия-состояние экономики, правовое
регулирование, политические процессы,
природная среда и ресурсы, соц. и культурная
составляющие общ-ва, научно-техническое
развитие, инфраструктура и др; внешняя
среда прямого воздействия-покупатели,
поставщики, конкуренты, рынок рабочей
силы; внутренняя среда-кадровый потенциал,
организация управления, произ-во, маркетинг,
финансы и организационная культура);
определение миссии
и цели орг-ции (включает 3 этапа: сначала
определяется миссия, которая в концентрированной
форме выражает смысл существования предприятия,
его предназначение; далее очерчиваются
долгосрочные и краткосрочные цели);
выбор и оценка стратегии (выбор зависит
от ситуации, в которой находится орг-ция,
и связан с принятием решения по прекращению,
продолжению или переходу в определенный
бизнес; оценивается соответствие выбранной
стратегии (состоянию и требованиям окружения,
имеющимся потенциалу и возможностям
орг-ции) и приемлемость риска, заложенного
в стратегии (реалистичность предпосылок,
степень негативности последствий в случае
провала, соотношение ожидаемого положительного
результата и риска потерь от провала
реализации стратегии)); выполнение
стратегии (решаются след. задачи:
установить приоритетность административных
задач, соответствующую принятой стратегии;
обеспечить согласованность м/у стратегией
и внутриорганизационными процессами;
привести стиль управления в соответствие
с выбранной стратегией; формирование
и мобилизация ресурсов орг-ции) и контроль
результата (позволяет выявлять, насколько
действенна реализация стратегии в осущ-нии
долгосрочных планов орг-ции).
69.Комплексный метод сравнительного анализа эффективности. Комплексный метод сравнительного анализа эффективности включает: -установление предприятием ключевых сфер совершенствования работы; -идентификацию и изучение лучшей практики других предприятий той же сферы деят-ти; -внедрение новых процессов и систем, обеспечивающих рост производительности и качества.
Исходным моментом является сравнение параметров предприятия с достижениями других субъектов хоз-ния. Его цели: -определить и проанализировать направления и параметры деят-ти предприятия, по которым имеется отставание от лучших субъектов в отрасли; -поставить задачи по улучшению работы в указанных направлениях и по оптимизации выявленных параметров; -стимулировать предприятие к улучшению показателей и повысить его возможности за счет организационных изменений и введения более совершенной практики, используемой другими предприятиями.
Процесс сравнения рассматривается как цикл, состоящий из 3 этапов: 1 этап-определение масштабов исследования, выявление подходов и поиск потенциальных объектов для сравнения; 2 этап-сбор информации, проведение опросов, анализ и сопоставление данных, подготовка предварительного отчета; 3 этап-постановка целей, разработка плана действий, согласование результатов с заинтересованными лицами, мониторинг программ в процессе реализации.
Исполнителями
работы являются созданные для этих
целей команды из специалистов различных
орг-ций или подразделений
В процессе сравнения используются люди, стратегия, структуры и внешние давления.