Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:52, шпаргалка
1.Понятие организации. Формальные и неформальные орг-ции. Орг-ция-группы людей, деят-ть кот-х сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Треб-ния, кот-м должна соотв-ть орг-ция: наличие хотя бы 2 чел-к, кот-е считают себя частью данной группы; наличие у этих людей единой цели; эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели. Хар-тики орг-ции: ресурсы (трудовые, осн. и оборотные ср-ва, технологии и информация); зависимость от внешней и внутренней среды. Основные элементы организации: цель орг-ции (конечные состояния или желаемый результат, кот-го стремится добиться трудовой коллектив. орг-ция имеет всегда хотя бы общую цель, к достижению кот-й стремятся все члены труд. кол-ва); стр-ра орг-ции (логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, кот-я позволяет наиболее эффективно достичь целей орг-ции); задачи орг-ции (предписанная работа или ее часть (операции, процедуры), кот-я д.б. выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки); технология орг-ции (сочетание квалификационных навыков, оборуд-ния, инфростр-ры, инструментов и соответствующих знаний, необх-мых для осущ-ния желаемых преобразований в материалах, информации и людях); люди (трудовые ресурсы, ч/з кот-х достиг-ся цели орг-ции).
-масштаб управляемости и контроля (оценивается посредством определения кол-ва потенциально возможных межличностных контактов м/у рук-лем и подчиненными: м/у рук-лем и конкретным подчиненным-прямые двусторонние контакты, рук-ля с двумя и более подчиненными-прямые множественные, контакты м/у подчиненными, включающие как прямые двусторонние, так и прямые множественные. Факторы, влияющие на масштаб управляемости: схожесть работ, территориальная удаленность работ, сложность работ, уровень подготовки подчиненных, уровень профессионализма рук-ля. Узкий масштаб управляемости хар-ся минимальным числом подчиненных у одного рук-ля, широкий масштаб управляемости-максимально возможным кол-вом подчиненных у одного рук-ля и минимальным кол-вом уровней иерархии);
-иерархия (расположение частей целого в порядке возрастания или убывания. Уровни иерархии-части орг-ции, обладающие определенной самост-тью в принятии решений) и звенность (хар-ся кол-вом уровней управления и непосредственно влияет на эффективность осущ-ния линейных и функциональных связей в орг-ции);
-распределение прав и ответственности (при формировании сис-мы полномочий использ-ся 2 подхода: на принципе единства подчинения (работник должен получать распоряжения по работе только от одного начальника) и на двойном или множественном подчинении (права и ответств-ть вышестоящего рук-ля полностью поглощают права и ответств-ть нижестоящих рук-лей));
-централизация (концентрация прав принятия реш-й, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне рук-ва орг-цией) и децентрализация (передача или делегирование прав принятия реш-й и ответственности за их рез-ты на нижние уровни упр-ния). На степень централизации и децентрализации оказывают влияние след. факторы: ст-ть принимаемых реш-й, единообразие политики, размеры орг-ции, организационная культура, философия упр-ния высшего рук-ва, стремление частей к самост-ти, наличие соответствующих кадров, развитие техники контроля, степень разделения труда, тип предпринимательства, изменения внешней среды;
-дифференциация (деление работ м/у подразделениями, при кот-м каждая из выделенных работ получает степень завершенности, необх-мую для ответа на требования институтов внеш. среды, находящихся в непосредственном соприкосновении с орг-цией) и интеграция (означает уровень сотрудничества м/у частями орг-ции, обеспеч-щий достижение ею целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением).
40.Масштаб управляемости и контроля. В процессе проектирования орг-ции необходимо установить масштаб управляемости и контроля, т.е. определить, сколько людей и работ можно объединить под началом одного руководителя, чтобы обеспечить эффективную работу.
Масштаб управляемости и контроля оценивается посредством определения количества потенциально возможных межличностных контактов м/у руководителем и подчиненными.
Выделяют 3 типа межличностных контактов в орг-ции: 1-й тип-контакты м/у рук-лем и конкретным подчиненным-прямые двусторонние контакты, 2-й тип-контакты рук-ля с двумя и более подчиненными-прямые множественные, 3-й тип-контакты м/у подчиненными, включающие как прямые двусторонние, так и прямые множественные.
Факторы, влияющие на масштаб управляемости: схожесть работ, территориальная удаленность работ, сложность работ, уровень подготовки подчиненных, уровень профессионализма рук-ля.
Факторы, характеризующие саму орг-цию и ее руководство: степень ясности в делегировании прав и ответственности; степень четкости в постановке целей; степень стабильности (частота изменений) орг-ции; степень объктивности измерения результатов работы; техника коммуникации; иерархический уровень орг-ции; уровень потребности в личных контактах с подчиненными.
Узкий масштаб управляемости хар-ся минимальным числом подчиненных у одного рук-ля. Преимущества: ускорение обмена информацией м/у рук-лем и подчиненными; облегчение контроля; появление возможности у рук-ля делать свою работу более качественно. Недостатки: низкая интенсивность загрузки развивает у рук-ля желание без необходимости вмешиваться в работу подчиненных; многоуровневость делает связи громоздкими и дорогими, создает предпосылки к искажению информации, поступающей с удаленных уровней.
Широкий масштаб управляемости хар-ся максимально возможным количеством подчиненных у одного рук-ля и минимальным количеством уровней иерархии. Этот подход требует от руководителя достаточно высокой компетентности по многим вопросам. В небольших группах широкий масштаб управляемости обычно сплачивает участников и повышает ответственность за общее дело. По мере роста группы постепенно вводится более узкий масштаб управляемости.
Масштаб
управляемости учитывают и при
определении оптимальной
42.Эдхократическая и многомерная орг-ция. Эдхократия-сочетание управленческого стиля и организационного дизайна.
Эдхократическая организация-орг-ция, которая динамично перестраивает управленческий стиль и организационный дизайн соответственно требованиям нестандартных и сложных работ (высокая степень свободы в действиях работников в сочетании с качественным выполнением работы и умением решать возникающие проблемы).
Характеристики дизайна эдхократической орг-ции: работа в областях с высокой и сложной технологией, требующая творческого подхода, динамичных инноваций и эффективного совместного труда; работники способны выступать в роли высококвалифицированных экспертов в своем деле, выполнять сложные производственные операции и эффективно коммуницировать друг с другом; структура, имеющая органическую основу, не закреплена статично, в ней преобладают неформальные и горизонтальные связи; право принятия решений и власть основаны на экспертных знаниях, финансовый контроль осущ-ся сверху; система вознаграждения строится на компетентности, вкладе работника и степени его участия в общей работе; отношения по вертикали и горизонтали носят неформальный характер.
Многомерная
орг-ция имеет 3 составляющих: ресурсы,
результаты и сегмент деят-ти (территория,
рынок или потребитель), по которому объед-ся
рабрты. Основа такой орг-ции – автономная
рабочая группа, выполняющая 3
задачи: обеспечение производственной
деят-ти ресурсами; произ-во продукта или
услуги для конкретного потребителя, рынка
или территории; обслуживание конкретного
потребителя, проникновение на конкретный
рынок, проведение операции в пределах
определенной территории. В многомерной
орг-ции бюджеты подразделений разраб-ся
самими подразделениями, а рук-во только
инвестирует в них средства и дает деньги
взаймы. Преимущества: отсутствует
необходимость проводить какие-либо реорг-ции
с целью изменения приоритетности критериев,
используемых при проектировании работ;
подразделения можно создавать, ликвидировать
или модифицировать без серьезного изменения
положения других звеньев; создается максимально
благополучная ситуация для делегирования
полномочий при сохранении ведущей роли
рук-ва орг-ции; к каждому многомерному
образованию применяется унифицированная
мера эффективности-получаемая прибыль,
что предотвращает выполнение пустой
работы и возникновение элементов плохой
бюрократии.
41.Линейно-функциональная,
Основу дивизиональной структуры составляет превращение двух и более подразделений в центры прибыли по продукту, потребителю или рынку. В ней использ-ся комбинация след. типов департаментизации: линейного, функционального и по результату. Дивизиональные подразделения и их рук-ли в рамках закрепленного за ними продукта, потребителя или рынка действуют самостоятельно, принимают оперативные решения и отвечают за получение прибыли. Достоинства: повышается эффективность управления различными видами деят-ти; решаются проблемы роста орг-ции. Недостатки: увеличение аппарата управления за счет дублирования отдельных функций верхнего аппарата управления аппаратами управления бизнес-единиц; централизованное перераспределение ключевых ресурсов может привести к сдерживанию естественного развития отдельных бизнес-единиц.
Матричная
стр-ра созд-ся путем совмещения стр-р
2 видов: линейной и программно-целевой.
Она обеспеч-ет переход от механистического
типа орг-ции к органическому типу. Рук-ли
прог-мы несут ответственность как за
ее реал-цию в целом, так и за координацию
и качественное выполнение функций управления.
Они также освобождаются от необх-ти принимать
реш-я по текущим вопросам, работают не
со спец-тами, кот-е подчинены не непосредственно
ему, а линейным рук-лям. Матричная схема
отношений имеет 2 уровня развития: первый
уровень предполагает активное формирование
различных полуавтономных групп для решения
отдельных проблем; второй уровень-создание
матричной структуры орг-ции в целом. На
первом уровне развития образуются как
временные, так и постоянные целевые комплексные
группы, а основная структура остается
традиционной. Такие структуры называют
проектными. Преимущества: возможность
быстро реагировать и адаптироваться
к изменяющимся внутр. и внеш. условиям
орг-ции; усиление контроля за отдельными
задачами проекта; сокращение нагрузки
на рук-лей высокого уровня за счет делегирования
опред. части полномочий; повышение личной
ответственности за выполнение прог-мы
в целом и ее составных элементов. Недостатки:
сложная стр-ра соподчинения, в рез-те
чего возникают проблемы, связанные с
установлением приоритетов заданий и
распределением времени на их выполнение;
необх-ть постоянного контроля за «соотношением»
сил м/у рук-лями прог-м; трудность в приобретении
навыков, необх-мых для работы по новой
прог-ме.
45.Партисипативная орг-ция. Партисипативная орг-ция хар-ся предоставлением членим орг-ции права участвовать в принятии решений по работе, что способствует мотивации их деят-ти. Привлечение раб-ков к управлению на всех уровнях предполагает участие в принятии решений, установление целей и решении проблем. Выделяют 3 степени развития участия: первая степень-рук-ль произвольно привлекает раб-ков к обсуждению проблем и вариантов возможных решений; вторая степень-появляются специальные стр-ры, способные эффективно решать соответствующие задачи (временные или постоянные комиссии); третья степень-системное введение в стр-ру орг-ции постоянно действующих специализированных советов научно-технического, технико-экономич. и управленческого хар-ра, которые решают вопросы только по процессам, происходящим на их уровне.
Партисипативная
орг-ция требует четкого
При правильной орг-ции работы участие в упр-нии:-повышает кач-во принимаемых реш-й; -обеспеч-ся обмен опытом;-развив-ся творческое отнош-е к работе;-открыв-ся сис-ма коммуникаций, ослабл-ся давления рук-ля на подчиненных;-у раб-ков развив-ся чувство собственника своего труда, повыш-ся мотивация деят-ти.
При неправильном проектировании: -сказывается несовместимость иерархии и демократии, советы становятся неэффективными; -возможны попытки целенаправленной эксплуатации отдельных раб-ков со стороны группы; коллективный контроль способен отрицательно влиять на рук-лей; -имеется тенденция повышенной сопротивляемости к реформированию.
Партисипативное управление распространяется преимущественно на часть орг-ции или на отдельный уровень управления.
43.Предпринимательская организация. Структура предпринимательской орг-ции представляет собой перевернутую пирамиду. В ее основании находится рук-во. Главная обязанность рук-ва предпринимательской орг-ции-поддержка усилий работников, делающих бизнес. След. уровень-подразделения поддержки предпринимательских ячеек: блок «ресурсы орг-ции»-обеспечивает ресурсами усилия работников, делающих бизнес; блок «рынки»-включает аналитические подразделения, ищущие рынки для бизнеса; блок «консультанты»-состоит из бизнес-тренеров, помагающих своим опытом и интуицией предпринимательским ячейкам делать бизнес. На вершине перевернутой пирамиды находятся предпринимательские ячейки, ориентированные на определенный рынок, где они осущ-ют поиск и реализуют открывающиеся возможности.
Черты
предпринимательской
орг-ции: ориентация на имеющиеся возможности;
мотивация строится на поиске возможностей
и достижении результата; организационное
построение базируется на индивидуальной
инициативе; ключевые факторы-люди, группы
и их квалификация;осущ-ние максимально
возможного делегирования прав и ответственности;
малое количество уровней; гибкость; ориентация
на потребителя
44.Организация,
ориентированная
на рынок. Орг-ция, ориентированная на
рынок характер-ся: -В орг-ции, ориентированной
на рынок группируются все части орг-ции;
-Усиливается группирование работ по рынкам;
-Часто изменяется продукт; -Ускоряются
потоки информации; -Свободное перемещение
информации по уровням позволяет делегировать
принятие решений любому нижерасположенному
уровню; -Стр-ра орг-ции носит сетевой хар-р;
-Сис-ма упр-ния становится главным ресурсом;
-Ответственность передается на нижние
уровни иерархии, которые находятся ближе
к потребителю; -Важное значение приобретает
групповая работа, ролевое поведение и
основанное на доверии взаимодействие;
-Возникают автономные группы, которым
придается статус «центра прибыли» или
бизнес-группы; -Выполнение каждого отдельного
заказа, поэтому работы группируются по
процессу; -Учет всех расходов, а не только
затрат в производственной сфере; -Развивается
система сквозного планирования; -Распределение
прав и обязанностей; -Главная задача рук-ва-определение
политики и общих правил деят-ти, формирование
организационной структуры, развитие
информационных систем, оценка результатов
выполнения работы; -Автономизация рабочих
групп или производственных отделений;
-Приоритет отдается горизонтальному
росту работника и развитию межфункционального
опыта, культивируется новаторство; -Потребность
в кадрах высокой квалификации и их периодическая
ротация.