Шпаргалки по менеджменту

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:52, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие организации. Формальные и неформальные орг-ции. Орг-ция-группы людей, деят-ть кот-х сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Треб-ния, кот-м должна соотв-ть орг-ция: наличие хотя бы 2 чел-к, кот-е считают себя частью данной группы; наличие у этих людей единой цели; эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели. Хар-тики орг-ции: ресурсы (трудовые, осн. и оборотные ср-ва, технологии и информация); зависимость от внешней и внутренней среды. Основные элементы организации: цель орг-ции (конечные состояния или желаемый результат, кот-го стремится добиться трудовой коллектив. орг-ция имеет всегда хотя бы общую цель, к достижению кот-й стремятся все члены труд. кол-ва); стр-ра орг-ции (логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, кот-я позволяет наиболее эффективно достичь целей орг-ции); задачи орг-ции (предписанная работа или ее часть (операции, процедуры), кот-я д.б. выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки); технология орг-ции (сочетание квалификационных навыков, оборуд-ния, инфростр-ры, инструментов и соответствующих знаний, необх-мых для осущ-ния желаемых преобразований в материалах, информации и людях); люди (трудовые ресурсы, ч/з кот-х достиг-ся цели орг-ции).

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

 47.Власть. Источники власти. Власть-возможность оказывать влияние на поведение других людей.

 Должностная власть не проистекает из должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен. Ее величина зависит от доверия лиц, делегирующих полномочия, и может быть в любое время ограничена или передана другому лицу.

 Личная  власть приходит снизу от людей как результат признания определенных достоинств чел-ка, которого они наделяют властью над собой.

 Принципы  власти: власть-это потенциал ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется; м/у тем, кто использует власть и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость; тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

 Различают две группы источников:

 А)источники, имеющие личностную основу: экспертная власть-способность рук-ля влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умения и навыков, а также наличия специализированных знаний; власть примера-способность рук-ля влиять на поведение подчиненных, используя свою харизму; право на власть- основывается на личностной власти и обусловлена степенью признания подчиненными право рук-ля на власть; власть информации-базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умения использовать предоставление информации для влияния на подчиненных; потребность во власти-желание иметь влияние на других, проявляется в стремлении давать настойчивые советы, предлагать помощь, вызывать эмоции у других, укреплять свою репутацию.

 Б)источники, сформированные на организационной  или структурно-ситуационной основе: принятие решений-обусловлен степенью, в которой субъект может влиять на конкретное решение в ходе его принятия; вознаграждение-влияют на результаты деят-ти исполнителя (благодарность, карьерное продвижение, премии, дополнительный отпуск); принуждение-влияние на поведение подчиненных посредством выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и др.; власть над ресурсами-воздействует на результаты труда исполнителей, т.к. всякая работа и любая орг-ция нуждаются в ресурсах-сырье, материалах, рабочей силе, финансах, оборудовании, инструментах и др.; власть связей-возникает, если окружение ассоциирует какого-либо человека с влиятельными людьми в орг-ции или вне ее, и он получает возможность воздействовать на других благодаря чужому влиянию. 

 46.Коммуникация. Процесс коммуникации. Коммуникационные  сети. Общаясь, люди вступают в определенное взаимодействие, обмениваются информацией. Следовательно, для коммуникации существенно, что передается (информация) и как передается (средство передачи).

 Информация-факты, идеи, мнения, намеки, ощущения или восприятия, запахи, вкус, чувства, несущие новые знания о чем-либо.

 Срества информации: письмо, световые и звуковые сигналы, жесты, позы, тональности голоса, недосказанности и др.

 Для осущ-ния коммуникации необходимо наличие  как минимум 2 субъектов коммуникации, способных воспринимать информацию. Субъекты коммуникации: индивиды, группы людей, орг-ции.

 Невербальная  коммуникация-межличностная коммуникация без использ-ния слов как сис-мы кодирования информации. Основные типы невербальной коммуникации: движения тела (жесты, выражение лица, движения глаз, прикосновения, позы); личные физ. кач-ва (строение тела, вес, рост, цвет волос и кожи, запах тела, мускулатура); речь (качественные хар-тики голоса, грамотность речи, частота речи, засоренность речи, смех, зевание); использ-ние среды (способ использ-ния и ощущения внешнего окружения, манера поведения, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой» территории); физическая среда (дизайн помещения, мебели и других объектов, чистота и опрятность, освещенность, шум); использование времени (опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя, культура использования времени, соотношение времени и статуса).

 Две ключевые роли коммуникационного процесса: отправитель и получатель.

 Этапы коммуникационного  процесса:

 -этап посылки: отправитель (идентификация того, кто отправляет информацию); формулирование значения (формулир-ние содержания послания: почему и что именно отправитель хочет передать другому участнику. Смысл послания может заключать принадлежащие отправителю идеи, факты, ценности, отношения и чувства); кодирование-трансформирование предназначенного для передачи послания в сигнал (определение носителя, т.е. осущ-ние выбора сис-мы кодовых знаков носителей информации; форма послания, т.е. выбирается сис-ма кодовых знаков, кот-ые организ-ся в опред. форму-речь, текст, рисунок, поступок и др); послание (информация с опред. значениями излагается в опред. форме); передатчик (способ передачи послания-кто передает послание);

 По  каналу передачи осущ-ся:

 -этап  получения: приемник (кто получает); раскодирование (восприятие послания-что получено; интерпретация послания-как понято; оценка послания-что и как принято); принятие значения (восприятие смысла послания-адекватно или неадекватно смыслу, заложенному отправителем); получатель (кто должен ответить на послание).

 В проц-се коммуникации присутствует шум-любое вмешательство в любой элемент проц-са коммуникации, искажающее смысл послания.

 Обратная  связь-ответ получателя на послание. Бывает прямой (непосредственно наблюдаемое изменение поведения) и косвенной (снижение производ-ти, текучка, прогулы, конфликты).

 Коммуникационная  сеть концентрирует внимание на потоках информации и обеспеч-ет соединение участников коммуникационных процессов с пом-ю информационных потоков. Коммуникационная сеть состоит из вертикальных (строятся по линии рук-ва от начальника к подчиненным), горизонтальных (осущ-ся м/у равными по уровням иерархии субъектами в орг-ции) и диагональных связей (устанавлив-ся м/у раб-ками разных уровней, не связанными линейно).

 Централизованные  сети :Сети типа «круг»-коммуникация устанавлив-ся только м/у рядом расположенными членами группы; Сети типа «колесо» и «игрек» осуз-ся только ч/з одного субъекта коммуникации.

 Децентрализованные  сети: сети типа «цепочка»-включают и  горизонтальные связи; «Всеканальные»  сети создают условия для ткрытых коммуникаций.

 Другие  образцы коммуникационных сетей  сочетают различные варианты централизации  и децентрализации.

 Орг-ция  коммуникационной сети ч/з промежуточное  звено увелич-ет время передачи информации и способствует искажению ее содержания. 

 63.SWOT-анализ. Для выявления задач стратегич. упр-ния орг-ции использ-ся SWOT-ан-з.

 Сначала с учетом конкретной ситуации, в  которой находится орг-ция, определяются ее сильные (высококвалифицированные раб-ки, коммерчески выгодные условия лизинга, защищенные патенты и др) и слабые стороны (изношенное оборуд-ние, устаревшие методы работы, плохо подготовленный персонал, отсталая технология и др), а также возможности (поглощения и слияния, образование совместных предпр-й, технические инновации и проникновение на новые рынки) и угрозы внешней среды (повышение требований к кач-ву продукции со стороны стандартов и покупателей, негативные демографические тенденции, неблагоприятные изменения законод-ва, негативное внимание СМИ).

 После выявления сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз  орг-ции строится матрица SWOT-анализа и устанавливаются связи м/у указанными переменными, в дальнейшем позволяющие сформулировать стратегию орг-ции.

 48.Авторитет.  Доверие. Лидерство.  Отн-ния упр-ния менеджера и лидера. Авторитет-власть, возникающая на основе того, что приним-ся людьми, с чем они согласны и считают правильным. Выделяют 3 формы авторитета: формальный (обусловлен набором властных полномочий и прав, кот-е дает рук-лю занимаемая должность); моральный (склад-ся на основе нравственных качеств индивида); функциональный (формир-ся на основе знаний, умений, деловых кач-в, опыта и таланта чел-ка, его отн-ния к людям и своей профессиональной деят-ти). Рук-ль явл-ся носителем всех 3 форм авторитета.

 Доверие-внутреннее согласие с носителем авторитета и готовность действовать в соотв-вии с его установками. Доверие дает более сильную власть, чем авторитет.

 Лидер-человек, пользующийся авторитетом и большим влиянием в группе, внедряющий в сознание людей свое видение будущего, получающий от них личную власть и использующий ее для мобилизации последователей на воплощение собственного видения в реальность.

 Лидерство-особый тип управленч. взаимодействия лидера и послед-лей, при кот-м послед-ли сами дают лидеру власть над собой и подчиняются этой власти, а лидер с ее помощью побуждает послед-лей к достижению общих целей.

 Формальное  лидерство-процесс влияния на людей с позиции занимаемой в орг-ции должности.

 Неформальное  лид-во-влияние ч/з способности, умения или др. необх-мые людям рес-сы.

 Эффективное лидерство ориентировано на то, что последователи могут иметь, неэффективное-на то, что они хотят иметь. Эффективность лидерства зависит от объема и источников власти, которые лидер использует в отношениях с последователями.

 Сравнительный анализ функций мен-ра и лидера:

Менеджер Лидер
Администратор Новатор
Поучает Вдохновляет
Работает  по целям других Работает по своим целям
Основа  действий-план Основа действий-видение
Полагается  на систему Полагается на людей
Использует  доводы Использует  эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает  движение Дает импульс  движению
Профессионал Энтузиаст
Принимает решения Воплощает решения
Делает  вещи правильно Делает правильные вещи
Пользуется  уважением Пользуется  обожанием

 Эффективный менеджер не обязательно явл-ся эффективным лидером. На практике эти два типа отношений не встречаются в чистом виде. Многие мен-ры обладают лидерскими кач-вами, в то же время гораздо меньше лидеров, имеющих задатки мен-ра. Часто мен-ру необх-мо использ-ть кач-ва лидера и быть лидером. Менеджер, являющийся неформальным лидером усиливает свои позиции. 

 50.Авторитарный, демократический,  нейтральный и  ситуационный стили  упр-ния. Авторитарный стиль хар-ся: -единоличным принятием реш-й рук-лей (min демократии); -жесткий контроль со стороны рук-ля за выполн-ем реш-й с угрозой наказания (max контроля); -отсутствие интереса к раб-ку как личности. Недостатки: -возрастание вероятности принятия ошибочных реш-й; -перегрузки рук-ля, на котором замыкаются все вопросы; -подавление инициативы, творчества; -развитие неудовлетворенности подчиненных своей ролью и работой; -неблагоприятный психологич. климат в кол-ве.

 Демократический стиль хар-ся: -принятием управленческих решений на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников (max демократии); -контролем принятых решений и рук-лем и самими сотрудниками (max контроля); -наличием интереса и доброжелательного внимания к личности сотрудников, учет их интересов, потребностей, особенностей; -высокой вероятностью правильных, взвешенных решений; -получением хороших производственных рез-тов; -развитием инициативы и активности сотрудников, удовлетворенности людей своим трудом и членством в коллективе; -созданием благоприятного психологич. климата и сплоченности орг-ции. Недостатки: -реализация такого стиля требует много времени и высоких интеллектуальных, организаторских, психолого-коммуникативных способностей рук-ля.

 Нейтральный стиль хар-ся: -максимумом демократии; -минимумом контроля со стороны как рук-ля, так и коллег; - отсутствием реального учета и контроля; -потерей скорости и направления движения в орг-ции; -низкими рез-ты труда; -неудовлетворенностью людей своей работой и рук-лей; ухудшением психологического климата в коллективе; -отсутствием сотрудничества; -снижением стимула добросовестно трудиться; -соперничеством интересов лидеров подгрупп; -развитием скрытых и явных конфликтов, расслоением на конфликтующие группы.

 Ситуационный  стиль хар-ся: -учетом как производственных рез-тов работы, так и уровня психологического развития подчиненных и коллектива; -гибким, индивидуальным подходом; -использ-нием в нужное время и в нужном месте преимуществ классических и других стилей управления для получения лучших производственных и психологических рез-тов.

Информация о работе Шпаргалки по менеджменту