Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:52, шпаргалка
1.Понятие организации. Формальные и неформальные орг-ции. Орг-ция-группы людей, деят-ть кот-х сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Треб-ния, кот-м должна соотв-ть орг-ция: наличие хотя бы 2 чел-к, кот-е считают себя частью данной группы; наличие у этих людей единой цели; эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели. Хар-тики орг-ции: ресурсы (трудовые, осн. и оборотные ср-ва, технологии и информация); зависимость от внешней и внутренней среды. Основные элементы организации: цель орг-ции (конечные состояния или желаемый результат, кот-го стремится добиться трудовой коллектив. орг-ция имеет всегда хотя бы общую цель, к достижению кот-й стремятся все члены труд. кол-ва); стр-ра орг-ции (логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, кот-я позволяет наиболее эффективно достичь целей орг-ции); задачи орг-ции (предписанная работа или ее часть (операции, процедуры), кот-я д.б. выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки); технология орг-ции (сочетание квалификационных навыков, оборуд-ния, инфростр-ры, инструментов и соответствующих знаний, необх-мых для осущ-ния желаемых преобразований в материалах, информации и людях); люди (трудовые ресурсы, ч/з кот-х достиг-ся цели орг-ции).
Люди нужд-ся в общении с себе подобными. Если люди проводят достаточно времени вместе и взаимодействуют, то они начинают психологически осознавать сущ-ние др. др, и их поведение в значит. мере зависит от того, что о них думают и чего ждут от них другие люди. Этот соц. проц-с ведет к формированию группы.
Орг-ция любого размера состоит из некоторого числа групп. Рук-во орг-ции создает формальные группы, когда производит разделение труда по горизонтали-по подразделениям и по вертикали-по уровням упр-ния. Формальные группы созд-ся по воле рук-ва и выполняют конкретные задачи для достижения конкретных целей. В орг-ции сущ-ет 3 осн. типа формальных групп: группы рук-лей (состоит из рук-ля и его непосредственных подчиненных, находящихся в зоне его контроля), рабочие группы (целевые группы состоят из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. У такой группы есть рук-ль, но эти группы отличаются от командных тем, что у них больше самост-ти в планировании и осущ-нии своего труда. Рабочие или целевые группы сост-ют основу многих научных, технологических и образовательных орг-ций) и комитеты, комиссии, советы. Все группы должны эффективно работать как слаженный коллектив.
Возникн-ние
и сущ-ние неформальных
групп обусловлено сущ-нием опред. потреб-тей:
соц-ные (в принадлежности, в общении, во
взаимопомощи, в защите); желание удовлетворить
чувство принадлежности к другим; потреб-ть
в помощи; защита от вредных условий произ-ва,
снижения з/п или увольнения.
10.Расположение
человека к организации.
Расположение-приорное отношение к
чел-ку, группе людей, явлениям, орг-циям,
проц-сам и веществам, опред-щее положит.
или отрицат. реакцию на них. Расположение
имеет три компонента: чувства чел-ка
по отн-нию к объекту; знание об объекте,
кот-ми располагает чел-к; намерение по
поводу того, как чел-к будет себя вести
по отн-нию к объекту. Объединяясь вместе,
они формируют располож-е чел-ка к объекту,
в котором находят динамическую увязку
связи м/у знанием чел-ка об объекте, его
чувствами по отн-нию к этому объекту и
его намерениями в отн-нии этого объекта.
Расположение чел-ка по отн-нию к явлениям,
проц-сам и людям формируется на основе
обучения, базирующегося на жизненном
опыте. Обычно положит. или отрицат. отн-ние
к объекту формируется в рез-те того, вызывал
ли данный объект удовлетворение или нет.
При этом формир-ние расположения происходит
как путем оценки опыта (удовлетворенность-
Важным
для эффективного упр-ния и установления
хороших отн-ний в кол-ве явл-ся 3
типа расположения: удовлетворенность
работой (факторы, от кот-х зависит
степень удовл-ти: хар-р и содержание работы,
объем выполняемой работы, состояние рабочего
места и его окружения, сослуживцы, руководство,
оплата труда, возможности продвижения
по работе, распорядок, правила поведения
и др); увлеченность
работой (типы увлеченности работой:
1.трудоголики, люди, работающие, любящие
работать и стремящиеся работать. Данный
тип форм-ся воспитанием с детства; 2.любовь
к той конкретной работе, кот-ю чел-к выполняет
в орг-ции. Для увлеченности работой хар-но
наличие 3 аспектов: важность работы (то,
какое место в жизни чел-ка занимает работа);
рабочая сила (насколько работа сама по
себе привлекает чел-ка); рабочая атрибутивность
(насколько чел-к идентифицирует свою
персоналию с выполняемой им работой));
приверженность орг-ции
(склад-ся из 3 составляющих: совпадение
целей и ценностей (член орг-ции разделяет
и делает своими собственными цели орг-ции
и ее ценности); личная верность (член орг-ции
стремится оставаться в орг-ции и сохраняет
это стремление даже тогда, когда это м.б.
невыгодно); жертвенность (член орг-ции
готов не только стараться для орг-ции,
но и, если потребуется, принести в жертву
интересам орг-ции свои личные интересы)).
То, насколько у раб-ков развиты эти расположения,
существенно определяет рез-ты их труда,
кол-во прогулов, текучесть кадров и др.
25.Концепция ситуационного упр-ния. Концепция ситуационного упр-ния состоит в том, что рез-ты одних и тех же управленч. действий в разл. ситуациях могут заметно отлич-ся. Поэтому, осущ-ляя необх. управленч. реш-я, мен-ры должны учит-ть сложившуюся ситуацию. Для этого им необх-мо предпринять 4 обязател. щага: 1.Анализ ситуационных треб-ний к орг-ции и хар-ра создавшейся ситуации; 2.Выбор оптимального подхода к осущ-нию упр-ния, в наибольшей степени и наилучшим образом соответ-щего этим треб-ниям; 3.Создание потенциала и необходимой гибкости для перехода к новому управленч. стилю, соответствующему ситуации; 4.Провед-е измен-й, позволяющих подстроиться к ситуации.
11.Менеджер и его роли. Разделение труда менеджеров. Менеджеры-профессиональные управляющие, именющие в подчинении других раб-ков, за кот-х они несут полную ответственность и организуют их деят-ть для достижения целей и решения задач орг-ции. Он занимает постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по опред. видам деят-ти орг-ции, функционирующей в рын. условиях. Специфика труда мен-ра опред-ся тем, что он реализует функцию рук-ва. При этом перед ним стоит задача по интегрированию сис-мы упр-ния в единое целое, координации действия ее звеньев. Важн. обязанностью мен-ра явл-ся обеспечение согласованности и единства сис-мы упр-ния как целого. Роль менеджера: Мен-р имеет право принимать управленческие реш-я в рамках своих полномочий; информационная роль состоит в том, что он собирает информацию о внутр. и внеш. среде орг-ции, распространяет ее в виде фактов и нормативных установок, разъясняя персоналу политику и осн. цели орг-ции, и управляет знаниями; роль рук-ля-управляет проц-сами формирования состава сотрудников, приобретения ими знаний, умений, навыков, мобилизуя их на достижение целей и реш-е задач орг-ции. Он формирует отн-ния внутри и вне орг-ции, мотивирует раб-ков для реш-я поставленных задач, координирует их усилия и выступает в кач-ве представителя орг-ции.
Выд-ют
2 осн. вида разделения труда мен-ров:
вертикальное (предполагает класс-цию
на мен-ров высшего (топ-мен-ры, занимающие
ключевые позиции в орг-ции: ген. директор,
члены совета дир-ров и аппарата упр-ния
орг-цией-решают главные проблемы функц-ния
и разв-я орг-ции), среднего (нач-ники структурных
функциональных подразделений, отделений
и отделов орг-ции, зам. рук-лей по направлениям
деят-ти (меркетинг, произ-во, финансы и
др). Осущ-ют прямое рук-во проц-сами и операциями)
и нижнего ур-ней упр-ния (рук-ли групп,
бригадиры, мастера. Обесп-ют выполнение
оперативных планов и реш-й среднего звена
упр-ния, несут прямую ответственность
за работу исполнителей))
и горизонтальное разделение
труда мен-ров (предполагает спец-цию
по ключевым сферам деят-ти орг-ции, кот-е
образуют функциональные подсистемы упр-ния
одного уровня в иерархии: маркетинг, произ-во,
финансы. Мен-ры не связаны м/у собой отношениями
подчинения).
13.Сис-ма
упр-ния орг-цией и ее
осн. подсистемы. Сис-ма
упр-ния орг-ции-совокупность функций,
форм и методов управления. Она хар-ся
состоянием ее подсистем. Выд-ся 3 осн.
подсистемы: структурно-функциональная
(совок-ть управленч. органов, подразд-ний
и исполнителей, выполняющих закрепленные
за ними функции и решающих поставл-ные
перед ними задачи, а также совок-ть методов,
с пом-ю кот-х осущ-ся управленч. воздействие.
Работа данной подсистемы достаточно
полно отражена в общей теории функций
упр-ния, кадров упр-ния, организац-х стр-р
упр-ния, технологий и методов упр-ния),
информационно-поведенческая
(состоит из след. блоков: управленч. идеология
и ценностные ориентации сис-мы упр-ния;
интересы и поведенч. нормы участников
проц-са управленч. деят-ти; информация
и информационное обесп-ние коммуникаций
в сис-ме упр-ния. Выд-ют 4 типа состояния
информационно-поведенч. систем: 1.хар-ся
наличием формальной орг-ции деят-ти и
отн-ний в сис-ме упр-ния; 2.отличают неуравновеш-ть
в отн-ниях, предрасполож-сть к конфликт.
ситуациям; 3.отмечен заинтерес-тью в конечных
рез-тах функционир-ния сис-мы упр-ния,
стремлением к соверш-ванию внутр. отн-ний
и разв-ю всех членов орг-ции, повыш-ю уровня
совместной труд. деят-ти4 4.органично сочетает
личные интересы сотрудников с их стремлением
к получ-ю высоких достиж-й орг-цией в целом)
и саморазвития (возн-ла в ответ
на потребность сис-мы упр-ния в самосовершенств-нии,
повыш-и гибкости и адаптивности к изм-ниям,
ориентации на новшества, в связи с поиском
и разработкой прогрессивных идей и ускоренным
внедрением их в практику упр-ния. подсис-ма
саморазв-я генерирует эти кач-ва, осущ-я
след. действия: разработку, введение в
сис-му упр-ния и поддержание стимуляторов,
побуждающих ее к самосовершенст-нию;
постоянный анализ уровня имеющихся и
потенциальных возмож-тей сис-мы упр-ния,
динамики стоящих перед ней задач и измен-й
окруж. среды; выявление новых тенд-й в
разв-и сис-м упр-ния в мировой практике
мен-та и анализ использ-мых форм и методов
обновления сис-мы упр-ния).
21.Двухфакторная
теория мотивации Ф.
Герцберга. Во второй половине 50-х гг.
Ф. Герцберг разработал модель мотивации,
осн-ную на потреб-тях. Он выделил 2 категории
факторов: гигиены (политика фирмы,
условия работы, заработок, межличностные
отн-ния и степень непосредственного контроля
за работой); мотивации (успех,
продвижение по службе, признание и одобрение
рез-тов работы, высокая степень ответственности
и возможности творческого и делового
роста). Герцберг полагает, что раб-ник
начинает обращать внимание на гигиенические
факторы только тогда, когда считает их
реализацию неадекватной или несправедливой.
Теория мотивации Герцберга имеет много
общего с теорией Маслоу. Его мотивации
сравнимы с потребностями высших уровней
Маслоу.
12.Типы
орг-ций по взаимодействию
с внешней средой,
по взаимодействию с
человеком, по взаимодействию
структурных подразделений.
Типы организаций
по взаимодействию с
внешней средой.
2 типа: механистический (баз-ся на
теории Вебера, использ-нии формальных
правил и процедур, централизованном принятии
реш-й, узко определенной ответственности
в работе, жесткой иерархии власти. Черты:
узкая спец-ция в работе; работа по правилам;
четко определенные права и ответственность;
ясность в уровнях иерархии; объективная
сис-ма вознаграждения; объективные критерии
отбора кадров; формальные отн-ния, имеющие
официальный хар-р. Преимущ-ва: универсальность,
предсказуемость, производительность)
и органический (ориентирован на усиление
ее способности адаптироваться к динамичным
изменениям внеш. среды и хар-ся след. особенностями:
щирокой спец-цией в работе; минимумом
правил и процедур; размытостью уровней
упр-ния; амбициозной ответственностью;
субъективной сис-мой вознаграждения;
субъективными критериями отюора кадров;
неформальными отн-ниями по работе; гибкостью
стр-ры). Типы организаций
по взаимодействию с
человеком. По сис-ме связей, устанавливающихся
м/у людьми в проц-се осущ-ния ими совместной
деят-ти. Выд-ют: корпоративный (хар-ся
тем, что каждый отдельный человек подчиняет
свои потребности интересам больш-ва)
и индивидуалистический
тип орг-ции (реализуется принцип приоритета
личности. Интересы орг-ции увязываются
с потребностями каждого ее члена).
Типы организаций по
взаимодействию структурных
подразделений.
Сис-ма взаимодействия подразделений
опред-ся организационной стр-рой субъекта
хозяйствования. Выд-ют 3 осн. типа орг-ций:
линейно-функциональный
(при такой стр-ре упр-ния всю полноту власти
берет на себя линейный рук-ль, возглавляющий
опред. коллектив. Имеются также спец.
подразделения при линейных рук-лях, кот-е
помогают им выполнять задачу орг-ции.
Преимущества: более глубокая подготовка
реш-й и планов, связанных со специализацией
раб-ков; освобождение главного линейного
мен-ра от глубокого анализа проблем; возможность
привлечения консультантов и экспертов.
Недостатки: отсутствие тесных взаимосвязей
и взаимодействие на горизонтальном уровне
м/у производственными отделениями; недостаточно
четкая ответственность, т.е. готовящий
реш-е как правило не участвует в его реализации;
чрезмерно развитая система взаимодействия
по вертикали, а именно: подчинение по
иерархии упр-ния, т.е. тенд-я к чрезмерной
централизации), дивизиональный (во
главе каждого структурного подразделения
нах-ся рук-ль-единоначальник, наделенный
всеми полномочиями и осущ-щий единоличное
рук-во подчиненными ему раб-ками и сосредоточивающий
в своих руках все функции упр-ния. Преимущества:
единство и четкость распорядительства;
согласованность действий исполнителей;
простота упр-ния; оперативность в принятии
реш-й; личная ответственность рук-ля за
конечные рез-ты. Недостатки: высокие треб-ния
к рук-лю; перегрузка информацией; концентрация
власти в управляющей верхушке) и матричный
(созд-ся путем совмещения стр-р 2 видов:
линейной и программно-целевой. Рук-ли
прог-мы несут ответственность как за
ее реал-цию в целом, так и за координацию
и качественное выполнение функций управления.
Они также освобождаются от необх-ти принимать
реш-я по текущим вопросам, работают не
со спец-тами, кот-е подчинены не непосредственно
ему, а линейным рук-лям. Преимущества:
возможность быстро реагировать и адаптироваться
к изменяющимся внутр. и внеш. условиям
орг-ции; усиление контроля за отдельными
задачами проекта; сокращение нагрузки
на рук-лей высокого уровня за счет делегирования
опред. части полномочий; повышение личной
ответственности за выполнение прог-мы
в целом и ее составных элементов. Недостатки:
сложная стр-ра соподчинения, в рез-те
чего возникают проблемы, связанные с
установлением приоритетов заданий и
распределением времени на их выполнение;
необх-ть постоянного контроля за «соотношением»
сил м/у рук-лями прог-м; трудность в приобретении
навыков, необх-мых для работы по новой
прог-ме.).
16.Разработки У. Тейлора. Основателем школы научного мен-та счит-ся Ф. Тейлор (1856-1915)-инженер-практик и мен-р. Он заинтересовался не эффект-тью чел-ка, а эф-тью деят-ти орг-ции, что и положило начало разв-ю школы научного упр-ния. Длагодаря разраб-ке концепции науч. упр-ния мен-т был признан самост. обл-ю науч. исслед-ний. В своих работах «Упр-ние фабрикой» (1903) и «Принципы науч. мен-та» (1911) Тейлор рабработал ряд методов науч. орг-ции труда, осн-х на изучении движений рабочего с пом-ю хронометража, стандартизации приемов и орудий труда.
Его основополоагающие принципы упр-ния состоят в след: если я могу на науч. основе отобрать людей, на науч. основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и чел-ка, тогда я смогу получить совокупную произв-ть, превышающую вклад, сделанный индивид. раб. силой. Главная заслуга Тейлора состоит в том, что он как основатель школы «науч. упр-ния» разработал методологич. основы нормирования труда, стандартизировал раб. операции, внедрил в практику науч. подходы подбора, расстановки и стимулирования труда раб-х. Величайший вклад Тейлора состоит в том, что он начал революцию в обл-ти мен-та.
15.Эволюция теории упр-ния. Соврем. мен-т явл-ся рез-том длительного эволюционного проц-са, в ходе кот-го разнообразные по подходам и содержанию теории и школы обосновали принципы, цели и задачи, функции упр-ния, мех-змы и методы их реал-ции. Каждое их теоретич. напр-ний имело свое видение реш-я проблем, выдвигаемых практикой на опред. этапах разв-я общ-ва и его эк-ки. Напр-ния мен-та: доклассическое направление; классическое направление (научное упр-ние, административное управление, бюрократическое управление); поведенческое направление (подходы первых бихевиористов, подходы к упр-нию с точки зрения соц. науки, упр-ние человеч. ресурсами, подход с точки зрения поведенческой науки); количественное направление (исследование операций, операциональное упр-ние, управленческая информационная наука); современное направление (теория систем, ситуационный подход, новые подходы).
Соврем. разв-е науки упр-ния хар-ся множественностью школ и подходов, разрабат-щих разные аспекты мен-та, исходя из глав. напр-ний его разв-я. В лит-ре выд-ют 7 главн. школ, заложивших основу соврем. понимания проблем науки упр-ния: школа научн. упр-ния; классич, или административная школа; школа человеческих отн-ний; школа поведенческих наук; школа количественного подхода; школа системного подхода; школа ситуацион. подхода.