Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:52, шпаргалка
1.Понятие организации. Формальные и неформальные орг-ции. Орг-ция-группы людей, деят-ть кот-х сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Треб-ния, кот-м должна соотв-ть орг-ция: наличие хотя бы 2 чел-к, кот-е считают себя частью данной группы; наличие у этих людей единой цели; эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели. Хар-тики орг-ции: ресурсы (трудовые, осн. и оборотные ср-ва, технологии и информация); зависимость от внешней и внутренней среды. Основные элементы организации: цель орг-ции (конечные состояния или желаемый результат, кот-го стремится добиться трудовой коллектив. орг-ция имеет всегда хотя бы общую цель, к достижению кот-й стремятся все члены труд. кол-ва); стр-ра орг-ции (логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, кот-я позволяет наиболее эффективно достичь целей орг-ции); задачи орг-ции (предписанная работа или ее часть (операции, процедуры), кот-я д.б. выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки); технология орг-ции (сочетание квалификационных навыков, оборуд-ния, инфростр-ры, инструментов и соответствующих знаний, необх-мых для осущ-ния желаемых преобразований в материалах, информации и людях); люди (трудовые ресурсы, ч/з кот-х достиг-ся цели орг-ции).
1.Понятие организации. Формальные и неформальные орг-ции. Орг-ция-группы людей, деят-ть кот-х сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Треб-ния, кот-м должна соотв-ть орг-ция: наличие хотя бы 2 чел-к, кот-е считают себя частью данной группы; наличие у этих людей единой цели; эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели. Хар-тики орг-ции: ресурсы (трудовые, осн. и оборотные ср-ва, технологии и информация); зависимость от внешней и внутренней среды. Основные элементы организации: цель орг-ции (конечные состояния или желаемый результат, кот-го стремится добиться трудовой коллектив. орг-ция имеет всегда хотя бы общую цель, к достижению кот-й стремятся все члены труд. кол-ва); стр-ра орг-ции (логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, кот-я позволяет наиболее эффективно достичь целей орг-ции); задачи орг-ции (предписанная работа или ее часть (операции, процедуры), кот-я д.б. выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки); технология орг-ции (сочетание квалификационных навыков, оборуд-ния, инфростр-ры, инструментов и соответствующих знаний, необх-мых для осущ-ния желаемых преобразований в материалах, информации и людях); люди (трудовые ресурсы, ч/з кот-х достиг-ся цели орг-ции).
Формальная орг-ция-группы людей, созданные по воле рук-ва для достиж-я целей орг-ции. Ее функция-выполн-е конкретн. задач и достижение целей орг-ции. Отн-ния м/у людьми регулир-ся различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и др.
Неформальная
орг-ция-стихийно образовавшаяся группа
людей, вступивших в регулярное взаимодействие
для достижения опред. целей. Признаки:
соц. контроль (установление и укрепление
норм-групповых эталонов приемлемого
и неприемлемого поведения); сопоротивление
переменам (перемены могут нести в себе
угрозу дальнейшему сущ-нию неформальной
орг-ции); неформальные лидеры (его опора-признание
его группой. Неформальный лидер выполняет
2 функции: помогает группе в достижении
ее целей и поддерживает и укрепляет ее
сущ-ние).
2.Миссия орг-ции. Осн. эл-ты орг-ции. Связь орг-ции с внешней средой. Орг-ция-группы людей, деят-ть кот-х сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Орг-ции, имеющие несколько взаимосвязанных целей, наз-ют сложными орг-циями. Каждая орг-ция имеет миссию-четко выраженная причина сущ-ния орг-ции или ее роль востребованная внешним окружением. Осн. элементы орг-ции: цель орг-ции (конечные состояния или желаемый результат, кот-го стремится добиться трудовой коллектив. орг-ция имеет всегда хотя бы общую цель, к достижению кот-й стремятся все члены труд. кол-ва); стр-ра орг-ции (логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, кот-я позволяет наиболее эффективно достичь целей орг-ции); задачи орг-ции (предписанная работа или ее часть (операции, процедуры), кот-я д.б. выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки); технология орг-ции (сочетание квалификационных навыков, оборуд-ния, инфростр-ры, инструментов и соответствующих знаний, необх-мых для осущ-ния желаемых преобразований в материалах, информации и людях); люди (трудовые ресурсы, ч/з кот-х достиг-ся цели орг-ции).
Орг-ция может добиться успеха, только взаимодействуя с внешней средой. Факторы внешней среды: поставщики; банки; профсоюзы; клиенты; рабочие; конкуренты; владельцы; жители района; профессиональные группы; учреждения, органы власти; политика; технология; общ-во; нормы обществ. жизни. Эти факторы влияют на деят-ть фирмы, и орг-ция д.б. в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выживать и достигать поставл. целей. Различают среду прямого воздействия (факторы, кот-е непосредственно влияют на деят-ть орг-ции-поставщики, конкуренты, учреждения) и среду косвенного воздействия (факторы, кот-е могут не оказывать непосредственного влияния на орг-цию, но сказываются на ее деят-ти, и фирма их учит-ет, планируя свое будущее-состояние эк-ки, НТП, соц-культурные и полит. изменения и др).
Внешняя
среда хар-ся сложностью (опред-ся
числом факторов, на кот-е орг-ция обязана
реагировать, а также вариантностью фактора),
подвижностью (скорость происходящих
в окружающей среде изменений) и неопределенностью
(зависит от кач-ва информации и ее достоверности).
22.Теория ожидания В. Врума. Теория ожидания В. Врума разработана в 1964 г. как проц-с управления выбором. Она основана на предположении, что не само наличие активной потребности толкает человека на достижение опред. цели, а надежда, что избранный тип поведения приведет к удовлетворению потребности. Ключевым фактором в теории ожидания явл-ся 3 взаимоотношения: ожидание соотношения результата (РТ-Р); ожидание соотнтшения расходов на труд (Р-В); ценность вознаграждения (Ц). Соотношение между этими факторами может быть выражено так: Мотивация (М)=(РТ-Р)*(Р-В)*Ц. Мотивация наиболее высока, когда ожидание удовлетворяется в наибольшей степени.
3.Понятие
менеджмента. Мен-т-управление коммерч.
орг-цией; неотъемлемый элемент орг-ции,
обеспеч-щий ее функц-ние. Он формирует,
моболизует и приводит в действие потенциал
орг-ции для достижения ее целей и реш-я
стоящих перед ней задач. Он направлен
на обесп-ние опред. взаимодействия м/у
элементами орг-ции; искусство добиваться
целей орг-ции, используя труд других людей.
Подходы: 1.Мен-т как функция-особый
вид деят-ти, реализуемый ч/з выполн-е опред.
управленч. действий, содержание и набор
кот-х зависит от типа орг-ции, объемов
и видов деят-ти. 2.Мен-т как проц-с-реал-ция
функций упр-ния требует координации разл.
действий и функций упр-ния в пространстве
в опред. логической послед-ти. 3.Мен-т
как отн-ния упр-ния. Упр-ние-особый тип
взаимодействия субъекта и объекта. Для
осущ-ния упр-ния необх-мо наличие отн-ния
упр-ния: -потреб-ти и возмож-ти у субъекта
упр-ния выработать управл. команды; -готовность
и возможность у объекта упр-ния эти команды
выполнить. Сущ-ет 4 типа отн-ний упр-ния:
мастер-работник; начальник-подчиненный;
лидер-последователь; ученик-ученик или
самоупр-ние. 4.Мен-т как сис-ма. Сущность
мен-та обусловлена наличием и взаимосвязанностью
его сост-щих: стр-ры, элем-тов, функций,
проц-в, методов, форм и др. осн. подсис-мы
мен-та:структурно-
4.Мен-т
как наука и практика
упр-ния, как функция,
как процесс, как отн-ния
упр-ния, как сис-ма.
Синергический эффект.
Мен-т-управление коммерч. орг-цией;
неотъемлемый элемент орг-ции, обеспеч-щий
ее функц-ние. Он формирует, моболизует
и приводит в действие потенциал орг-ции
для достижения ее целей и решения стоящих
перед ней задач. Он направлен на обесп-ние
опред. взаимодействия м/у элементами
орг-ции; искусство добиваться целей орг-ции,
используя труд других людей. Мен-т как
наука направляет свои усилия на объяснение
природы управленческого труда, устанавливает
связи м/у причиной и следствием, выявляет
факторы и условия, при кот-х совместный
труд людей оказ-ся и более полезным, и
более эффективным. Подходы: 1.Мен-т
как функция-особый вид деят-ти, реализуемый
ч/з выполнение опред. управленч. Действий,
содержание и набор кот-х зависит от типа
орг-ции, объемов и видов деят-ти. 2.Мен-т
как проц-с-реал-ция функций упр-ния требует
координации разл. действий и функций
упр-ния в пространстве в опред. логической
послед-ти. 3.Мен-т как отн-ния упр-ния.
Упр-ние-особый тип взаимодействия субъекта
и объекта. Для осущ-ния упр-ния необх-мо
наличие отн-ния упр-ния: -потреб-ти и возмож-ти
у субъекта упр-ния выработать управл.
команды; -готовность и возможность у объекта
упр-ния эти команды выполнить. Сущ-ет
4 типа отн-ний упр-ния: мастер-работник;
начальник-подчиненный; лидер-последователь;
ученик -ученик или самоупр-ние. 4.Мен-т
как сис-ма. Сущность мен-та обусловлена
наличием и взаимосвязанностью его составляющих:
стр-ры, элементов, функций, проц-сов, методов,
форм и др. осн. подсис-мы мен-та:структурно-
Синергический
эффект-совокупность нескольких элементов,
образованная для достижения общей цели.
Бывает: структурный (объед-ние
разл. орг-ций, поглащение орг-циями друг
друга), управленческий (смена
стиля рук-ва).
5.Аппарат
упр-ния. Мен-т как аппарат упр-ния.Менеджеры-
Сложность
управленч. работ учит-ся в тебованиях,
кот-м должны отвечать мен-ры при занятии
опред. должностей. Рук-ли сост-ют одну
из наиболее значимых групп управленч.
персонала, а их труд явл-ся самым сложным
и ответственным. В соотв-вии с этим выделяют
след. осн. должности управленч. персонала
на пред-ях: рук-ли и их заместители (мастера);
главные спец-ты; инженеры, техники, механики;
экономисты, инженеры-экономисты; счетно-бухгалтерский
персонал; канцелярский персонал; юридический
персонал и др. раб-ки.
6.Мен-т и внешняя среда орг-ции. Внеш. среда орг-ции-факторы и условия, кот-е нах-ся за пределами орг-ции и не явл-ся сферой непосредственного воздействия со стороны ее мен-та. Выд-ют внеш. среду прямого (орг-ции и люди, вступающие в контакт с вашей орг-цией в силу выполн-я ими собств. задач-поставщики, потребители, акционеры, конкуренты, союзы и общ-ва по интересам, органы власти, контрольные органы)и косвенного воздействия (состоит из факторов и усл-й, непосредственно не влияющих на деят-ть орг-ций, но предопред-щий стратегич. реш-я, применяемые ее рук-вом-заканод-ва, полит, эконом, демограф, соц-культ, технолог, экологич, географич. и климатич. факторы и усл-я.).
Мен-т
должен обесп-ть адаптацию орг-ций
к изменяющимся внеш. усл-ям. Влияние
факторов внеш. среды оцен-ся мен-том по
2 критериям: возможность использ-ния
кот-х положительно отразится на рез-тах
деят-ти орг-ции; угрозы, представляющие
опасность для орг-ции.
7.Мен-т
и внутренняя среда
орг-ции. Взаимосвязь мен-та и внутр.
среды орг-ции закл-ся в органичном сочетании
след. составляющих: технологий
(представдяют собой средства и технологич.
Проц-сы-это осн. ресурс любого произ-ва),
персонала, стр-ры
(состав и сис-ма взаимодействия входящих
подсистем, выделенных по критериям производственных
и управленческих проц-сов. она отражает
разделение управленческого труда, иерархию
упр-ния и связи м/у разл. элементами, объединяя
эти элементы в единый организм и обеспечивая
их постоянное взаимодействие),
внутриорганизационных
проц-сов (выд-ют 2 типа: общего хар-ра
(коммуникации-обесп-ть обмен информацией
принятия реш-й, координация-придавать
вещам и действиям необходимые пропорции.осущ-ся
процедурами 2 типов: непосредственное
упр-ние действиями в форме распоряжений,
приказов; системой норм, правил и процедур)
и функциональные проц-сы (осн. группы:
маркетинг, произ-во, финансы, кадры, учет
и анализ информации о работе орг-ции (эккаутинг))
и организац. культуры
(организациооный дизайн и устойчивые
позитивные нормы представлений, принципов
и верований,кот-е раздел-ся большинством
раб-ков; совок-ть матер. и дух. ценностей
орг-ции и ее раб-ков; сис-ма значений, кот-я
достаточно четко класс-ет действия и
вещи по принципу «хорошо» и «плохо»). Состояние
внутр. среды орг-ции оцен-ся по 2
критериям: сильные стороны орг-ции
(квалиф. раб-ки, передовые технологии
и др) и слабые стороны (изношенное оборуд-ние,
устаревшие методы работы и др).
8.Методы
мен-та. Методы мен-та-способы управленч.
воздействия на объекты упр-ния: чел-ка,
группы, орг-ции-для достижения поставл-х
целей. Сущ-ет 3 группы: организационно-
14.Развитие
производительных
сил и упр-ния.
Выд-ют 3 типа управления: упр-ние
доиндустриальной стадии
(хар-но для первого этапа разв-я пром.
произ-ва, на кот-м машинная технология
еще не получила широкого распостранения
и произ-во зависело прежде всего от возможностей
чел-ка, его умственных и физ. способностей,
навыков. Именно кач-ва раб-ка были опред-щими
в проц-се произ-ва и обусловили кач-во
продуктов), упр-ние
индустриальной стадии
(предпол-ет пооперационное разд-ние труда.
Чел-к выплняет роль приложения к машине,
механизму проц-са произ-ва. На этом этапе
техника и технология стали опред-ть кач-во
продукта и формир-ть содержание труда
основной массы участников произ-ва),
упр-ние постиндустриальной
стадии (выявило предназначение чел-ка
в том, чтобы формир-ть задания и осущ-ть
сложные операции по созданию машин, их
наладке и обслуживанию. Чел-к снова должен
встать над машиной, но на качаственно
ином уровне, требующем высокой квалификации
и инженерного труда. Такое изменение
позиции чел-ка в проц-се произ-ва означает
коренную перестройку упр-ния, оно становится
идущим от чел-ка, а не от машины).
9.Роль чел-ка и группы в орг-ции. Формальные и неформальные группы в орг-ции. Все люди одновременно различны и похожи как внешне так и внутренне. При оценке роли чел-ка в орг-ции это разнообразие имеет: положит. сторону (поскольку это увеличивает возможность орг-ции в использ-нии потенциала разл. способностей своих раб-ков как отдельно, так и в группе) и отрицат. сторону (поскольку это порождает разл. проблемы и конфликты во взаимодействии чел-ка и орг-ции, т. е. увеличивает трудности в упр-нии орг-цией).