Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:04, шпаргалка
Работа содержит ответы к 70 вопросам по экзамену курс "Управление персоналом".
1. Понятие категории персонал.
Управление персоналом – наука, зародившаяся в конце XIX в. в США, а ранее развивавшаяся в рамках других наук (психологии и социологии, экономики, экономики предприятия, организационного поведения, конфликтологии, экономики труда).
Персонал (от лат. personalis – «личный»)
представляет собой личный состав организаций,
включающий всех наемных рабочих, а также
работающих собственников и совладельцев.
Необходимо представить следующие признаки
персонала – это наличие трудовых отношений с работодателем, которые
должны быть законодательно (юридически)
оформлены; обладание определенными качественными
характеристиками (профессией, специальностью,
компетентностью, квалификацией и т. п.);
целевая направленность деятельности
персонала, т. е. обеспечение достижения
целей организации.
Также в кадровое поле организаций, не
являясь персоналом, могут входить акционеры,
не работающие в данной организации, и
совет директоров, консалтинговые, аудиторские
и контролирующие организации, заключившие
договор на определенное время или на
выполнение оговоренных работ.
Персонал организации можно классифицировать
по некоторым качественным признакам:
1) по месту в управленческой структуре
персонал можно подразделить на руководителей
(высшего звена, заместителей, среднего
звена, линейных), специалистов (юристов,
экономистов, психологов, маркетологов
и пр.), технический персонал, рабочих (основных,
вспомогательных), обслуживающий персонал
(уборщиков, грузчиков и т. п.);
2) по профессиональной структуре – инженерно-технические
работники, маркетологи, экономисты и
пр.;
3) по уровню квалификации – например, рабочие
1 – 6 разрядов;
4) по половозрастной структуре – мужчины,
женщины; работники разных возрастных
групп;
5) по стажу работы – общему и специальному,
работники с общим или специальным стажем
работы (1 год, 5, 10, 25 лет и т. д.);
6) по уровню образования – работники с
ученой степенью, высшим, неоконченным
высшим, средним специальным, средним,
неоконченным средним образованием –
и прочие классификационные признаки.
2. Функции, цели, задачи управления персоналом.
К числу основных задач управления персоналом относят:
1. Помощь фирме в достижении цели.
2. Обеспечение
фирмы квалифицированными и
3. Эффективное
использование мастерства и
4. Совершенствование систем мотивации.
5. Повышение
уровня удовлетворенности
6. Развитие
систем повышения квалификации
и профессионального
7. Сохранение благоприятного климата.
8. Планирование карьеры, то есть продвижение по службе, как
вертикальное, так и горизонтальное.
9. Поднималась
творческая активность
10. Совершенствование методов оценки деятельности персонала.
11. Обеспечение высокого уровня условий труда и качество жизни в целом.
Цели организации
* они отражают желаемые состояния в будущем;
* они обозначают эти
состояния конкретно и
* их официально утверждают,
а руководство предприятия
Цели выполняют три функции:
* управления,* координации и* контроля.
В теории управления персоналом обычно выделяют восемь основных функций:
* планирование потребностей,* отбор и найм,* развитие и ориентация,* продвижение по службе,* оценка и вознаграждение.
3. Аспекты совершенствования управления персоналом.
4. Классификация персонала по категориям.
В теории управления существуют различные подходы к классификации персонала в зависимости от профессии или должности работника, уровня управления, категории работников. Базовой является классификация по категориям работников, предложенная в 80-х гг. Госком. трудом СССР. Эта классификация предусматривает выделения двух основных частей персонала по участию в процессе производства:
рабочие и служащие.
Рабочие – осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, ее сбыт, сервисное обслуживание. Производственный персонал можно разделить на две составные части:
• Основной персонал – рабочие, преимущественно занятые в сборочных цехах предприятия;
• Вспомогательный персонал – рабочие, преимущественно занятые в заготовительных и обслуживающих цехах предприятия.
Результатом труда
производственного персонала
Служащие – управляющий персонал, осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Они заняты переработкой информации с использованием технических средств управления. Основным результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, создание новой информации, изучение ее формы и содержания, подготовка управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее эффективного варианта – реализация и контроль исполнения решений.
Управленческий персонал разделяется на две группы: руководители и специалисты. Принципиальное отличие руководителя от специалиста заключается в юридическом праве принятия решений и наличии в подчинении других работников. В зависимости от масштаба управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления. Кроме того, различают руководителей высшего уровня управления предприятием (директор и его заместители), среднего уровня (начальники цехов и подразделений), нижнего уровня (начальники участков, мастера).
Специалистов предприятия можно разделить на три основные группы в зависимости от результатов их труда: • Функциональные специалисты управления, результатом деятельности которых является управленческая информация (референты, экономисты, бухгалтеры, финансисты, маркетологи и др.).
• Специалисты – инженеры, результатом деятельности которых является конструкторско-техническая или проектная информация в области техники и технологии производства (технологи, инженеры, конструкторы, строители, проектировщики и др.).
• Служащие –
технические специалисты (
5. Анализ концепций управления персоналом.
Концепция управления персоналом - система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций. Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.
Основу концепции
управления персоналом в настоящее время составляют:
возрастающая роль личности работника;
знание его мотивационных установок; умение
их формировать и направлять в соответствии
с задачами, стоящими перед организацией.
В теории менеджмента выделяют 4 концепции
роли кадров в производстве (их последовательную
схему):
1. Использование трудовых ресурсов с конца XIX в. до 60 –х гг. XX в. Вместо человека в производстве рассматривалась лишь его функция – труд, измеряемый затратами рабочего времени и заработной платой. Эта концепция нашла отражение в марксизме и тейлоризме.
2. Управление персоналом (personal management). Научной основой этой концепции, развивавшейся с 30-х годов, была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль – должность, а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).
3. Управление человеческими ресурсами (human resource management). Человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс – элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника). Эта концепция в практике используется фрагментарно более 30 лет, а в годы перестройки получила распространение в «активизации человеческого фактора».
4. Управление человеком (human being management). В соответствии с этой концепцией человек – главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться как «ресурс». Исходя из желаний и способностей человека должны строиться стратегия и структура организации. Основоположниками данной концепции считаются лидеры японского менеджмента К. Мацусита, А. Морита. Однако она тесно связана с концепцией всестороннего развития личности, созданной российскими философами (Л. А. Зеленов и др.).
6. Философия управления персоналом.
Роль философии управления
персоналом в системе экономических
отношений заключается в
Философия управления персоналом не должна идти вразрез с законодательными нормами государства, в границах которого функционирует данная конкретная организация, соответственно, при ее разработке необходимо опираться на национальное законодательство, в частности на нормативно-правовые акты, регламентирующие основные права и обязанности человека и гражданина, правила экономического оборота, трудовые отношения.
Значительную часть
фундамента философии управления конкретной
организации должны составлять принятые
в соответствии с действующим
законодательством локальные
7. Закономерности и принципы управления персоналом.
Принципы управления персоналом - теоретические положения и нормы, которыми должны руководствоваться руководители и специалисты в процессе управления персоналом. В РФ традиционно распространены:
- принцип единства распорядительства;
- принцип отбора, подбора и расстановки кадров;
- принцип сочетания
единоначалия и
- принцип контроля исполнения решений и др.
В западных корпорациях исп.:
- принцип пожизненного найма;
- принцип основанного
на доверии контроля
- принцип консенсуального принятия решений и др.
8. Методы воздействия на персонал (взаимодействие и взаимосвязь административных, экономических и социально-психологических методов управления персоналом).
Методы управления персоналом - называют способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства. Все методы делятся на три группы: административные, экономические и социально-психологические Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов, достаточно трудно определить силу их воздействия и конечный эффект. С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Эти методы основаны на использовании экономического механизма.
Социально-психологические методы управления в свою очередь основаны на использовании социального механизма (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.).
Все виды методов органично связаны между собой.
9. Система управления персоналом организации, ее место и роль в целостной системе управления предприятием.
Система управления персоналом, то есть систематизированное и сознательное объединение людей, действующих для достижения определенных целей включает в себя субъект управления (СУ) и объект управления (ОУ). СУ - совокупность элементов системы, осуществляющих управление как целевое воздействие на объект управления, аппарат управления, организующий труд исполнителей. Его деятельность заключается в том, чтобы определить, какие действия, в каком порядке, кем и в какие сроки следует выполнить, как их следует выполнять. СУ контролирует и оценивает результаты действий исполнителей. ОУ - множество исполнителей, обеспечивающих достижение цели. СУ, используя управляющее воздействие, направляет, корректирует действия ОУ, получая информацию о результатах труда исполнителей посредством обратной связи. Управляющее воздействие может возникнуть только в том случае, если между СУ и ОУ установлены отношения управления, то есть налажены взаимодействие и отношения подчинения, распределены власть, права и ответственность, которые позволяют одним вырабатывать управленческие команды, а другим - эти команды выполнять.