Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:03, шпаргалка
1.Основы экон.анализа
-анализ и синтез.Анализ – это рассмотрение частей единого целого. Синтез-соединение отдельн.частей рассматр-го явл-я в единое целое. -индукция и дедукция.Индукция-движение мысли от частного к общему. Дедукция –от общего к реальным экономич. фактам. Каждое экономич.явл-е имеет колич. и кач-ую стороны, находящ.в тесной связи и взаимозавис-сти. Кач-ая сторона выражает сущность явл-я. Она явл. ведущей, определяющей колич-ные величины, меру данного отнош-я. Колич. анализ эконом.явл-й предполаг.широкое использ-е в экономич.теории статист-ких данных, методов матем-ки, экономико-математич. моделиров-я и вычислительн. техники. Историч. и логический методы использ-ся для исследов-я эконом. процессов в их единстве, целостности. Историч.метод изучает эти процессы в той историч. послед-сти, в кот. они возникали, развивались и изменялись один за одним в реальной жизни.
Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.
Основанное на принципах демократии и децентрализации власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.
Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления и процесс его осуществления.
С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные его функции:
обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления;
обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
охрана общественного порядка;
представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.
Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения.
Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления.
К этим условиям прежде всего относятся:
наличие выборных органов местного самоуправления;
использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии;
материально-финансовая база для решения вопросов местного значения.
Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности.
В соответствии со ст. 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
59. Понятие,сущность и порядок прохождения гос.службы.
Гос.гражданская служба РФ - вид гос.службы, представляющей собой профес. служебную деят-сть г-дан РФ на должностях гос. гражд. службы РФ по обеспеч-ю исполнения полномочий фед. гос.орг-в, гос. орг-в суб-тов РФ, лиц, замещающих гос.должности РФ, и лиц, замещающих гос. долж-и суб-тов РФ.Гос. гражд.служба РФ дел. на федер.гос. гражд.службу и гос.ю гражд. службу суб-тов РФ. Фед. гос. гражд. служба – профес. служебная деят-сть граждан на долж-тях фед. гос.й гражд. службы по обеспеч-ю исполн-я полномочий фед.гос. орг-в и лиц, замещающих гос. должности РФ.Гос. гражд. служба суб-та РФ- профес. служебная деят-сть граждан на долж-тях гос. гражд. службе суб-кта РФ по обеспеч-ю исполн-я полн-чий суб-кта РЫ , а также полномочий гос. органов суб-та РФ и лиц, замещающих гос. долж-сти суб-та РФ. На гражд. службу вправе поступать гр-не РФ, достигш.возр. 18 л., владеющ. Гос. языком РФ и соответствующие установленным квалификац-м треб-ям по должностям гражд. службы. Предельный возраст пребыв-я на гражд. сл. – 65 лет. Прием на гр. службу производ-ся на усл-ях Служебн. контракта по рез-там конкурса, если иное не устан-но указан.ФЗ. Конкурс заключ-ся в оценке профес-го уровня претендентов на замещение долж-сти гражд. службы, их соотв-я установленным квалификац-м треб-ям к должности гр.й службы. Гр-нин не м.б. принят на гр.службу:1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным реш-м суда.2) осуждения его к наказанию, исключ.возм-сть исполнения должн.обяз-стей по долж-сти гос. службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим гос.и иную охраняемую ФЗ-м тайну4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу 5) близкого родства или св-ва (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим6)выхода из гражд-ва РФ или приобретения гражд-ва др. гос-ва;7) представления подложных док-ов или заведомо ложных сведений при поступлении на гр. службу;8) непредставления установленных настоящим ФЗ-м сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.Прием граждан на гр. службу и назначение на гр. должность осущ-ет Рук-тель Росархива, либо лицо, исполн.е его обязанности.
60. Правовой статус муницип.служащего. Основные принципы муницип.службы. Должности муницип. службы
Муницип. служащий-гражданин России, исполняющий обязанности по муницип. должности муниц. службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из местного бюджета.. Правовой статус мун.с-го.Основой правов.статуса мун.сл-го явл.его права и обязанности.Прав.статус мун. сл-го и/т свои особенности:aправа и обязанности мун.сл-го устанавливаются в пределах компетенции ОМСУ;b) носит производный хар-р – деят-сть мун.сл-го подчинена осуществл-ю задач и функций ОМСУ,в кот. он проходит службу; c) права и обяз-ти обладают единством – права явл. и обяз-стью и должны осущ-ся в интересах нас-я МО и гос-ва; d) предписания муницип. служащих обязательны для исполнения на тер-рии данного МО всеми физич. и ЮЛ-ми, независимо от их организ-но-правов. формы и их форм собств-сти; e) реализация прав и обяз-стей гарантируется гос-вом; f) ограничения общегражд.прав и особая дополнит.ответ-сть направлена на повышение эф-сти мун. службы.Обяз-сти мун.сл-щего:-Обеспечивать поддержку конституц. строя и соблюдение К-ции РФ, ФЗ-в и суб-тов Федерации, НПА МО;-добросовестно исполнять должн.обяз-сти и распоряж-я вышестоящих рук-телей (в пределах их компетенции);-Обеспечивать, соблюдать и защищать права и законные интересы граждан;-Соблюдать установлен. правила внутр.труд. распорядка-Хранить гос. и иную охраняемую законом тайну и др.Ответ-сть мун. сл-го-обяз-сть мун. служащего претерпеть определен. лишения личного, имуществ-го и организац-ного ха-ра за совершенное им правонарушение.Виды ответ-сти: a) Дисциплинарная-(замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соотв-и, увольнение от должности); b) Административная – за совершение админ-ных правонарушений;c) Уголовная – за совершение уголовно наказуемых деяний;d) Материальная – за причинение матер.вреда при исполнении служеб. обяз-стей.Мун.служба- профес.деят-сть в ОМСУ, осуществляемая на постоянной основе на муниц. должности, не явл. выборной, за замещение которой выплачивается денежное вознаграждение из средств местного бюджета.К основным принципам мун. службы отн.:› верховенство К-ции РФ, ФЗ-в и законов суб-тов Фед-ции над иными нормат. актами (инструкциями, положениями);› приоритет прав и свобод чел-ка и гр-на и их непоср-ное прямое действие; › самостоят-сть ОМСУ в пределах своих полномочий;› профессионализм и компетентность мун. сл-щих;› ответ-сть мун.сл-щих за неисполн-е или ненадлежащее исполн-е своих должностн. обяз-стей;› равный доступ граждан к мун. службе в соотв-вии с их спос-тями и проф.подг-кой;› единство основн.требов-й и положений мун. службы, действующ. в России, с учетом местных особен-стей и традиций;› правов.и соц.защищенность мун.служащих;› внепартийность мун. службы и недопустимость контроля мун. службы партийными и иными орг-циями.Мун.должность – это дол-сть предусмотрен. уставом МО в соотв-вии с законом суб-та Федерации, с установл-ми полн-ями на решение ?-ов местн.значения и ответ-стью за осуществление этих полномочий, а также должность в ОМСУ, образуемых в соотв-и с уставом МО, с установленным кругом обяз-стей по исполн-ю и обеспеч-ю полномочий данного ОМСУ и ответ-стью за осуществл-е этих обяз-стей.2 вида мун. должностей:» выборные должн.е лица, избранные:›нас-ем непоср-но (депутаты, выборные должн. лица, выборные органы);›ПО и иным выборным ОМСУ из своего состава;» замещаемые на основе труд. договора – собственно муниц.должность муниц. службы (муниц. служащие):= д-сти с полномочиями на реш-е ?-ов местн. значения;= д-сти с обяз-стями по исполн-ю и обеспеч-ю полномочий ОМСУ.Мун.. дол-сти также дел.на:-высшие(назначаемые глава админ-ции и его заместители и др.);-главные (рук-тели структурных подразделений адм-ции);-ведущие (заместители рук-лей стр-ных подразделений, консультанты админ-ции и др.);-старшие (главн.и ведущие специалисты);-младшие (специалисты 1-й и 2-й категории, специалисты).
61. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ ГОС. И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Прогнозирование - способ предсказания будущего, основанный на перечне научно выверенных методом количественной и качественной обработки текущей инф-и. Прогноз – это вероятностное, научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного объекта в будущем и (или)об альтернативных путях и сроках достижения будущих состояний.Прогнозы м.б как долгосрочными, так и краткосрочными. Прогнозиров-е вкл. в себя первичный сбор и обработку информации.Виды прогнозов:- по продолжит-сти: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;- по содержанию: экономич., соц. и т.д.- по широте охвата: глобальные, нац-ные, рег-ные и т.д.- по методам разработки: балансовые, экспертные, экстраполяционные;- по методологии разработки: генетические, целевые;- по факторному признаку: одно и многофакторные;- по периодичности разработки: ежеквартально, ежегодно, 1 раз в 3-5лет
3 функции прогнозир-я: 1. предвидение возможных тенденций, способных изменить ближайшие условия деят-сти суб-та упр-я (поисковая ф-я); 2. выявление альтернативных вар-тов воздействия на развитие объекта с ц/ю выбора оптимального реш-я; 3. оценка хода и последствий исполнения принятого решения со слежением и коррекции соотв-щей деят-сти (контрольная ф-я).Методы прогнозир-я;1) Поисковое прогнозир-е - способ предсказания будущего, к-й основан на выявлении заранее известного исследователю рез-та на базе предварит-но подобранных параметров. 2) Нормативное прогнозир-е предполагает предварит. формулировку ряда нормативов, служащих контрольными ориентирами в ходе объективно изменяющейся ситуации- Этапы прогноз-я: 1) точная формулировка проблемы, подлежащей решению. 2) тщательный анализ всех параметров. 3) построение дерева целей. 4) изучение всех полученных решений с т.з их функциональной ценности. 5) выбор наиболее желат-х конкретных решений и их реализация
62. Планирование как функция государственного и муниципального управления. Уровни и виды планов.
Планирование – деят-сть по определению целей орг-ции фиксирующая будущее состояние объекта упр-я в конкретный момент. Планы бывают краткосрочные (1 год), среднеср. (1-2 года), долгоср. (более Зх лет). Планы должны быть конкретно сформированы, ясны для руководства, колич-но измеримы. Время от времени необх-мо пересматривать планы и приводить их в соответствие с постоянно меняющей ситуацией. План – это решение относит-но системы мероприятий, предусматрив.й порядок, последовательность, сроки и средства выполнения этих мероприятий. Планирование вкл-ет: установл-е целей и задач, разраб-ку стратегии, программ и планов для достиж-я целей, определ-е необх-х ресурсов и их распредел-е по целям и задачам, доведение планов до тех, кто их должен выполнять. Планиров-е и прогноз в гос. учреждениях обычно исходят из целей, устанавл-мых вышестоящими органами, а, в конечном счете — народом на основе демократич. выбора.Стратегич.планир-е определяет основные цели и направление действий орг-ций и обеспеч-ет достиж-е выбранных целей путем использов-я имеющихся преимуществ и создания новых. Процесс стратегич. планир-я это цикл, сост. из этапов: миссия орг-ции, цели орг-ции, оценка и анализ внешней среды,управленч.обследование сильных и слабых сторон, анализ стратегич. альтернатив, выбор стратегии, реализация стратегии, оценка стратегии.1.Миссия д.б. офиц-но сформулирована,и о ней д.б. сообщено сотрудникам орг-ции.В миссии отражаются ценности орг-ции. Цели д.б. конкретными, достижимыми, измеримыми, ориентированными во времени, взаимно поддерживающими. Выбору стратегич. решений должен предшествовать анализ внешней среды и внутр. "+" и "-" орг-ции. Стратегия орг-ции сочетает стратегич. реш-я относит-но видов деят-сти (функц-ных зон, стратегич. направлений, продуктов). 2.- это определ-е параметров вн. среды, влияющих на деят-сть орг-ции. Этот шаг стратегич.пл-я имеет исследовательский хар-р и нередко выполняется сторонними орг-циями.3. На след. этапе стратег.план-я проводится СВОТ-анализ, кот. выявляет положит. и отрицат. внешние и внутр. факторы деят-сти орг-ции или проекта. Рез-ты СВОТ-анализа часто заставляют вновь вернуться к формулировке миссии и целей и дополнить исследование внешней среды.4. След. шаг - выбор стратегии. В рамках каждой орг-ции производится конечное число продуктов или осущ-ся конечное число проектов. По отн-ю к каждому продукту, проекту или виду деят-сти можно применить лишь 2 возможные стратегии: рост и сокращение или их разновидности (бурный рост, медленный рост,постепенное сокращение, немедленная ликвидация, отсечение лишнего, переориентация).Общая стратегия орг-ции в целом получается путем соединения воедино частных стратегий в отн-и отдельных продуктов, проектов или видов деят-сти. При выборе стратегии полезно использовать матрицу Бостонской консультацион.группы (матрицу БКГ), кот. можно представить в виде 4х зон в осях "темп роста - прибыль".Миссия для муниципалитета – обеспечить нас-е города и хоз-щим на его тер-ии суб-там нормальные условия для функционирования и развития.
63. КОНТРОЛЬ И КООРДИНАЦИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРТСВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Контроль-управленч. функция, задачей кот. явл.Колич-ная и кач-ная оценка и учет рез-тов работы орг-ции. В этой ф-ции выдел-ся 2 основных направления: контроль за выполнением работ, намеченных планом и меры по коррекции всех значительных отклонений от плана. Главные инстр-ты выполнения этой функции – наблюдение, учет и анализ.К-ль сост. из установки стандартов, измерения фактически достигнутых рез-тов и осуществления корректирующего воздействия в случае, если достигнутые рез-ты отлич-ся от установленных стандартов.Виды контроля:предварительный, текущий и заключит. контроль.Предварит.к-ль осущ-ся до начала непосредственных работ.Об-том контроля м.б. все виды ресурсов. При контроле человеч. ресурсов анализируются деловые кач-ва,професс. навыки и знания персонала.Текущий контроль осущ-ся в процессе производства продукции или реал-ции проекта. При этом об-том контроля м. б. как общие соц.-экономич.рез-ты, так и частные хар-стики выпускаемой продукции. Заключит.к-ль осущ-ся после того, как работа выполнена. Этот вид к-ля, во-первых, дает руков-телю инф-цию,необх-мую для планиров-я аналогичных работ в будущем, чтобы избежать трудностей и ошибок. Во-вторых,данный вид контроля позволяет оценить полученный рез-т, вклад каждого подразделения и сотрудника и принять реш-е о соотв-щем мотивационном поощрении. Заключит. контроль также позволяет выявить системные проблемы и осуществить стратегич.действия по изменению работы орг-ции в целом. Контроль, как в гос-ой, так и в мун-ой сферах, дел. в соотв-и с принципом разделения властей на 3 вида: исполнит., законодат. и судебный. Исполиит-й контроль связан с возможностью администрат. влияния на работу испол-х органов власти разл.уровней, ведомств и отраслей с ориентацией на реализацию основных направлений стратегич. развития. Законодат-й к-ль предполагает правоспос-сть отдельных органов на тер-и оценивать деят-сть суб-тов действующему законод-ву. Судебный к-ль на практику согласования решений м/у различн.инст-тами суд-й власти, установлен.порядок принятия к произв-ву и рассмотрения дел и др. Контроль м.б стратегич.либо оперативным. Стратег-й – предусм-ет отслеживание соотв-вия деят-сти хоз-щих суб-тов намеченным в стратег-м плане целям. Оператив-й - выполнение задач рег-ной власти. Различ. также внутрифирменный (организ-ный) и текущий (производственный) к-ль. Первый связан с регулир-ем деят-сти служащих, оценкой исполнения ими своих обяз-стей. 2-й - призван обеспечить исполнение целей и задач администр-ным аппаратом в целом на основе соблюдения контрольных нормативов состояния объекта упр-я. В завис-сти от хар-ра используемых средств деят-сти выдел.след виды контроля: служебный, санитарный, средовой, юридический и финансовый. К числу принципов орг-ции гос-го и мун-го контроля, следует отнести принципы законности; плановости; полноты и достоверности инф-и о контрольных объектах; целевого использования фии-х средств; эффективности контрольной деятельности и гласности. Координация – функция процесса упр-я, обеспечив.его бесперебойность и непрерывность. Глав. задача корд-ции -достиж-есогласов-сти в работе, всех звеньев орг-ции путем установления рац-х связей м/у ними.контроль и оценка рез-тов в рамках гос. службы осущ-ся вышестоящими структурными ед-ми и одновременно людьми как непосред-но, так и с п/ю СМИ и общественных орг-ций. Контроль в гос. службе носит более широкий и более объемлющий хар-р, чем в коммерч. орг-ции.