Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:03, шпаргалка
1.Основы экон.анализа
-анализ и синтез.Анализ – это рассмотрение частей единого целого. Синтез-соединение отдельн.частей рассматр-го явл-я в единое целое. -индукция и дедукция.Индукция-движение мысли от частного к общему. Дедукция –от общего к реальным экономич. фактам. Каждое экономич.явл-е имеет колич. и кач-ую стороны, находящ.в тесной связи и взаимозавис-сти. Кач-ая сторона выражает сущность явл-я. Она явл. ведущей, определяющей колич-ные величины, меру данного отнош-я. Колич. анализ эконом.явл-й предполаг.широкое использ-е в экономич.теории статист-ких данных, методов матем-ки, экономико-математич. моделиров-я и вычислительн. техники. Историч. и логический методы использ-ся для исследов-я эконом. процессов в их единстве, целостности. Историч.метод изучает эти процессы в той историч. послед-сти, в кот. они возникали, развивались и изменялись один за одним в реальной жизни.
81. Рождаемость и смертность
Рождаемость - массовый статистический процесс деторождения в совокупности людей, составляющих поколение, или в совокупности поколений - населении.
Демографическое употребление слова рождаемость имеет отношение, прежде всего к числу рождений живых детей, которые действительно имела женщина. Рождаемость является позитивной стороной воспроизводства населения, характеризующей появление в населении новых членов.
Для измерения рождаемости применяется система показателей, позволяющих определить как общий ее уровень и динамику, так и интенсивность, а также ее величину в различных субнаселениях (социально-экономических и демографических группах).
Показатели рождаемости для условного поколения отражают уровень рождаемости какого-либо конкретного периода, чаще всего года. Они выражаются через числа рождений, имевших место в течение данного периода времени, к численности населения, в котором произошли эти рождения.
Смертность является вторым после рождаемости важнейшим демографическим процессом. Изучение смертности имеет своим предметом влияние, которое смерть оказывает на население, на его численность и структуру.
В демографии под смертностью понимают процесс вымирания поколения и рассматривают ее как массовый статистический процесс, складывающийся из множества единичных смертей, наступающих в разных возрастах и определяющих в своей совокупности порядок вымирания реального или условного поколения.
Наиболее важными и приоритетными направлениями использования статистики смертей и смертности являются: анализ существующей демографической ситуации и тенденций ее изменения; удовлетворение административных и исследовательских нужд служб здравоохранения в связи с разработкой и выполнением программ общественного здоровья и оценкой их эффективности; определение политики и действий в иных, кроме здравоохранения, сферах деятельности; удовлетворение потребностей в информации об изменениях в населении в связи с разнообразной профессиональной и коммерческой деятельностью (демогрэфикс).
Данные о смертности необходимы как для анализа прошлых демографических тенденций, так и для разработки демографических прогнозов. Последние, как известно, используются практически во всех сферах деятельности: для планирования развития жилищных служб, системы образования, здравоохранения, для реализации программ социальной защиты, для производства товаров и услуг для различных групп населения.
Статистика смертности необходима в анализе заболеваемости как на национальном, так и на региональном уровнях. Органы здравоохранения используют данные статистики смертности для мониторинга и совершенствования своей деятельности.
Демографическая проблематика сегодня активно обсуждается в российском обществе. Большинство граждан разделяют мнение о том, что показатели рождаемости в сегодняшней России – низкие. Прогноз Центра демографии и экологии человека (ЦДЭЧ) – 0,95-2,5. К концу века население страны, по оценке ООН, составит от 53 до 116 млн., по оценке ЦДЭЧ – от 63,6 до 144 млн. человек.
82. Демографическая политика РФ
Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.
Целями демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.
В основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы:
комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;
своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;
учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;
взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;
координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:
сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
83. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ.
Финансы - это система денеж.отн-й,кот. возникают в процессе распредел-я и перераспредел-я на макроуровне - ВВП и нац-го дохода (на микроуровне - выручки и прибыли), по поводу образования, распределения и использов-я финанс.ресурсов (что чаще всего происходит в фондовой форме) с ц/ю удовлетворения обществен.интересов и потр-стей. Основн.признаки финансов явл.:1.Денежные отношения, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функциониров-я финансов (где нет денег, не м.б. финансов). 2. Наличие 2х субъектов, один из кот-х наделен особыми полномочиями. Таким суб-том выступает гос-во. 3. В процессе ден. отн-й осуществ-ся формирование использов-е общегос-х фондов денежн.средств. 4. Регулярное поступление средств в бюджет не м. б. обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческои деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата. Финансы выполняют 2 основные функции: распределительную и контрольную. Распределительная функция проявляется при распределении нац-ного дохода, когда происходит создание так называемых основных, первичных доходов. Финансы выполняют также контрольную функцию. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. Гос. и муниц. финансы -- это денежные отн-я, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием ден. средств у органов гос. власти и МСУ и их использов-ем на удовлетворение соц. потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование нац. обороны и правоохранит.деят-сти, упр-я и друг. расходов гос-ва и муниц.образований.С п/ю гос. и муницип. финансов органы гос. власти и МСУ осущ-ют регулирование соц.процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне соц.-экономич. развития отдельных тер-й страны и др. Гос. и муниц. финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политич. интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение гос. и муниц. задач.
84. Бюджетная система РФ.Гос.и муниц.бюджет
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств,предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и МСУ. Бюджетная система РФ предст. собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного гос-ва: 1 уровень – федеральный бюджет РФ, бюджеты гос-х внебюджетных фондов; 2 уровень – региональный бюджет, региональные внебюджетные фонды (бюджеты субъектов РФ, бюджеты тер-ных гос-х внебюджетных фондов, республиканские бюджеты республик в составе РФ, городские бюджеты городов федерального значения (М, СПб), краевые бюджеты, областные бюджеты, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов); 3 уровень – местные бюджеты (бюджеты муницип.районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских поселений, сельских поселений, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения). Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех субъектов РФ. Принципы построения бюджетной системы – единство бюджетной системы РФ (основано на единой денежной системе страны и на взаимодействии бюджетов всех уровней), разграничение доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ (закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ), самостоятельность бюджетов, равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Государственный бюджет (ГБ) – основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-
85. Доходы и расходы бюджетов разных уровней.
Доходами бюджетов принято считать денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов гос власти РФ, органов гос власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Виды доходов бюджетов: 1. налоговые (доходы от предусмотренных налоговым законодательством РФ федеральных (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физ лиц, единый нац-ый налог, налог на прибыль организаций, таможенные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, гос пошлина), региональных (налог на имущество организации, налог на игорный бизнес, транспортный налог), и местных (земельный налог, налог на имущество физических лиц) налогов и сборов, а также пени и штрафов к ним. 2. неналоговые (доходы от использования и продажи имущества, находящегося в гос или муниципальной собственности после уплаты налогов и сборов; доходы о платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства получаемые в результате применения мер в гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а так же средства, полученные в возмещение вреда причиненного РФ, субъекту РФ, МО; средства самообложения граждан; иные неналоговые доходы. 3. к безвозмездным перечислениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ, субсидии, субвенции из федерального бюджета или из бюджетов субъектов РФ, иные межбюджетные трансферты, безвозмездные поступления от физ и юр лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Текущие расходы бюджетов – обеспечивает текущее функционирование органов гос власти, ОМСУ: з/пл, коммунальные услуги, транспортные услуги, субсидии, субвенции, дотации и др. Капитальные расходы – капитальное строительство, кап ремонт. Приобретение оборудования и инвентаря длительного пользования, инновационная или инвестиционная деятельность и др. Расходование бюджетных средств осуществляется посредством бюджетных ассигнований (четко определенные суммы денежных средств, выделяемые на определенные цели) для исполнения бюджетных обязательств.
86. Государственные внебюдж.доходы:сущность и роль.
Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, соц страхование, охрану здоровья и мед помощи. Средства ГВФ находятся в федеральной собственности, они не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы и изъятию не подлежат. 1. Пенсионный фонд РФ (ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 №167) – гос учреждение и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого фонда перед застрахованными лицами. Доходы бюджета ПФ: страховые взносы (ЕСН), средства федерального бюджета, сумы пеней и иных финансовых санкций, доходы от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования и иные источники. Расходы: выплата страховой и накопительной части трудовых пенсий, доставка пенсий, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности самого фонда и др. 2. Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) («О медицинском страховании граждан в РСФСР» 1.01.1993) – Доходы: ЕСН, др страховые взносы, средства федерального бюджета. Расходы: финансирование целевых программ по здравоохранению, содержание фонда, оплата медикаментов, финансирование научных исследований в области медицины. Для сбора обязательных страховых взносов в системе ОМС созданы федеральные и территориальные фонды ОМС – ФФОМС (финансовые средства являются гос собственностью) и ТФОМС (передает средства в руки страховых медицинских организаций). 3. Страховые медицинские организации – организации, имеющие гос разрешение на право заниматься мед.страхованием. СМО выплачивает мед.учреждениям деньги за лечение граждан. Доходы: ЕСН, страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных болезней (0,2-8,5%), средства федерального бюджета. Расходы: выплата пособий по временной нетрудоспособности, санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей, выплата пособий по беременности и родам, при рождении ребенка. По уходу за ребенком, возмещение вреда причиненного работнику, связанные с выполнением трудовых обязанностей и др.