Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:03, шпаргалка
1.Основы экон.анализа
-анализ и синтез.Анализ – это рассмотрение частей единого целого. Синтез-соединение отдельн.частей рассматр-го явл-я в единое целое. -индукция и дедукция.Индукция-движение мысли от частного к общему. Дедукция –от общего к реальным экономич. фактам. Каждое экономич.явл-е имеет колич. и кач-ую стороны, находящ.в тесной связи и взаимозавис-сти. Кач-ая сторона выражает сущность явл-я. Она явл. ведущей, определяющей колич-ные величины, меру данного отнош-я. Колич. анализ эконом.явл-й предполаг.широкое использ-е в экономич.теории статист-ких данных, методов матем-ки, экономико-математич. моделиров-я и вычислительн. техники. Историч. и логический методы использ-ся для исследов-я эконом. процессов в их единстве, целостности. Историч.метод изучает эти процессы в той историч. послед-сти, в кот. они возникали, развивались и изменялись один за одним в реальной жизни.
Дисциплинарная ответственность за бездействие или ненадлежащее выполнение задания реализуется в форме взыскания, замечания, выговора, перевода на другую работу, увольнения.
Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, нарушения прав и свобод граждан. Базой для реализации административной ответственности является административное и гражданское право и другие регламенты.
Экономическая ответственность призвана компенсировать полный или частичный ущерб от УР, нанесенный руководителем в материальной или денежной форме.
Этическая ответственность наступает в случае нарушения руководителем этических норм, представляющих собой систему общих ценностей и правил этики, соблюдение которых обязательно для всех работников организации. Этические нормы включают оценки смысла жизни, назначения человека, содержания добра и зла, морального долга, нравственных принципов и идеалов (благородство, вежливость, выдержка, гуманизм, доверие, единство слова и дела, искренность, правдивость, принципиальность, самообладание, скромность). Ответственность реализуется в форме изменения общественного мнения о руководителе, вынесении ему общественного порицания, объявления о его несоответствии должности по этическим соображениям.
Партийная ответственность наступает за деятельность партийного функционера, существенно расходящуюся с уставными документами и решениями представляемой им политической организации. Ответственность реализуется в форме осуждения, исключения из партии, вывода из руководящего состава партии.
Материальная ответственность обычно применяется по отношению к компаниям с ограниченной ответственностью.
67. РЕГИОН КАК ОБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
Наука, изучающая закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы региона как субъекта РФ с учетом исторических, демографических, национальных, религиозных, экологических, политико-правовых, природно-ресурсных особенностей, место и роль в общероссийском и международном разделении труда называется регионоведением или регионолистикой. Насчитывается порядка 100 толкований региона или района. В зависимости от того, что преимущественно рассматривается в процессе изучения региона. Регион явл. подсистемой социально-экономич. комплекса страны. С позиции социально –экономич-х под регионом понимают определенную часть народнохозяйственного комплекса, отличающегося географическими условиями, природно-ресурсной специализацией, и относительно замкнутая часть в производственно-
68. Основные критерии и показатели социально-экономического развития региона.
Анализ соц.-экономич. развития региона нацелен на решение след.задач:• оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона;• выявление причин ухудшения состояния окр. среды;• изучение особенности динамики и половозрастной стр-ры нас-я, причины основных миграционных потоков;• оценка использов-я труд. ресурсов в разрезе основных отраслей экономики;• раскрытие специфич.особенностей незанятости (безработных) в регионе;• оценка достигнутого уровня и кач-ва жизни нас-я, обеспеченности основными объектами соц.инфрастр-ры;• оценка достигнутого уровня экономич. развития региона (промышл-сти, сельского хоз-ва, произв-ной инфрастр-ры) с позиций возм-сти функционирования в условиях рынка;• анализ межрегион-х и внешнеэкономич.связей региона;• выявление экспортных резервов произв-ва;• оценка финанс. положения тер-и, имеющихся источников доходной части бюджета и сложившихся направлений расходования финанс.ресурсов региона;• оценка возм-стей использ-я предпр-й различ.форм собств-сти в интересах хоз-ва и нас-я региона.Соц.-экон.развитие включ. в себя такие аспекты, как:-рост пр-ва и дох-в; -перемены в институциональной, соц. и администр.стр-рах общ-ва; -перемены в обществ. сознании; -перемены в традициях и привычках.Цели и критерии соц.-эконом. развития региона. Цели: увелич-е дох-в, улучшение образ-я, питания и здравоохр-я, снижение ур-ня нищеты, оздоровление окр.среды, равенство возм-стей, расширение личной свободы, обогащение культ. жизни. Соотв-но целям развития регионов строится система критериев (хар-стик развития) и показателей, кот.измеряют эти критерии. Для расчета исп-ся 3 показ-ля эконом. развития: -ожидаемая продолжит-сть жизни при рождении; -интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого нас-я и средняя продолжит-сть обучения); -величина душев.дохода с учетом покупательной спос-сти валюты и снижения предельной полезности дохода.Также м-о исп-вать и отдельн. частные показ-ли развития региона: -нац.доход на душу нас-я; -ур-нь потребления отдельных матер-х благ; -степень диффер-ции дох-в;-продолжит-сть жизни; -ур-нь физич. здоровья; -ур-нь образов-я; -степень счастья нас-я. Выдел. долгосрочн. и краткоср. цели и соотв-щие им критерии эконом. развития страны. Долгоср.цели— становление и развитие постиндустр-го общ-ва, создание рабоч.мест высшей квалиф-ции для будущ. поколений, повыш-е ур-ня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохр-я, образов-я и культуры. Краткоср. Цели- преодоление кризиса и достиж-е конкр. величин прироста ВНП в след. году, квартале, месяце и пр. В кач-ве тактич. целей регион-го развития выступают промежуточные задачи, играющ. роль необх-х условии успешного развития: -привлеч-е новых видов бизнеса; -расшир-е сущ-щего бизнеса; -развитие малого бизнеса; -развитие центра города; -развитие промышл-сти; -развитие сферы услуг; -повыш-е ур-ня занятости нас-я региона. Особое знач-е в определ-и ур-ня экон. развития региона и/т традиц.показ-ли, оценив-щие уровень пр-ва и потребл-я благ и рост этого ур-ня в расчете на душу нас-я(ВНП,ВВП, реальный ВНП на душу нас-я, темпы роста этих показ-лей). На ур-не региона можно рассм-вать след. критерии и соотв-щие им показ-ли соц.-экономич. развития: -ВНП или ВВП (абсол. величина и на душу нас-я) и темпы роста этих показ-лей; -средн.уровень дох-в нас-я и степень их диф-ции; -продолжит-сть жизни, ур-нь физич. и психич. здоровья людей; -ур-нь образов-я; -ур-нь потребления матер.благ и услуг(продуктов питания, жилья, телеф. услуг), обеспеч-сть домашних хоз-в товарами –длит.пользов-я; -ур-нь здравоохр-я (обеспеч-сть поликлиниками, аптеками, больницами, диагностич. центрами и услугами скорой помощи, кач-во предоставляемых медиц.услуг); -состояние окр. среды; -рав-во возм-стей людей, развитие малого бизнеса; -обогащение культ. жизни людей.
69. Сущность и основные цели региональной политики государства.
Под рег. политикой понимается система целей и задач органов гос. власти по упр-ю политич., эконом. и соц. развитием региона страны, а так же механизм их реализации. Главными вопросами явл.сохранение и укрепления целостности и единства общественности и гос-ва, сокращение полномочий и предметов ведения, кот. ранее принадлежали органам гос. власти и федер. центра; определение системы полномочий и предметов совместного ведения органов гос. власти фед. центра и субъектов федерации; расширение границ суверенности предметов ведения органов гос. власти, субъектов федерации; утверждение принципов равноправия всех субъектов федерации как во взаимоотношении между собой так и с органами гос. власти; установления договорного порядка между фед. центром и субъектами федерации; ведение институтов взаимного представительства структуры исполнительной власти фед. центра и субъектов федерации. Целями рег. политики в области международных и внешнеэкономич. связей суб-тов РФ явл.: 1) использов-е регион. политики в области м/ународных и внешнеэкономич. связей суб-кта РФ для обеспеч-я внешнеполитич. и внешнеэкономич. интересов РФ на м/ународной арене; 2) реализация внешнеполитич. миссии РФ и её м/ународных обязательств, согласованность действий фед. органов гос. власти и органов гос. власти РФ в выполнении международных договоров и соглашений; 3) учет интересов субъектов РФ при разработке концепции внешней политики РФ, подготовке и заключение м/ународных договоров РФ; 4) содействие суб-там РФ в освоении опыта деят-сти в области внешних связей, их активному вхождению в м/ународные сотрудничество и участию в проектах и программах международных орг-ций, связанных с региональным развитием; 5) развитие культурного сотрудничества и гуманитарных связей на региональном уровне, расширение контактов и поддержка соотечественников за рубежом; 6) содействие установлению тесных связей м/у регионами России и гос-вами - участниками Содружества Независимых Государств; 7) широкое участие представителей суб-тов РФ в общеевропейском сотрудничестве региональных и местных властей. Разработка внешнеэкономич. политики страны не только на федер. уровне, но и на уровне суб-тов Федерации требует повышения организ-ных функций местных органов власти. Расширение международной деятельности российских регионов обусловливает, в свою очередь, проведение анализа и оценки эффективности внешнеэкономической деятельности на местах, поэтому актуальность исследования заключ. в изучении реализации регион-х преимуществ через внешнеэкономич.составляющую произв-но-хоз-ной деят-сти субъектов Федерации. Серьезным препятствием на пути развития внешнеэкономич.деят-сти регионов явл. организац.структура упр-я ею.
70.Управление рыночной системой региона.
Рыночная инфраструктура региона - это совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование различных рынков.
Классификация рыночных структур региона. 1) региональный финансовый рынок имеет свою инфраструктуру в виде банковской системы, фондовых и валютных бирж, брокерских и страховых компаний, аудиторских фирм, а т.ж. региональных структур государственных органов; 2) региональный товарный рынок имеет инфраструктуру в виде организации материально-технического снабжения и сбыта (товарные биржи, аукционы); 3) региональный рынок труда - в неё входит биржи труда, системы изучения спроса и предложения рабочей силы, учета и переподготовки кадров, организации общественных работ, назначения пособий по безработице, регулирование миграции и т.п.
71. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов
Соц.-экономич. развитие регионов в наст. время испытывает влияние 3-х главных факторов. 1. Рыночн. – взаимопроникновение рег-ных, нац-ного и мировых рынков. Для России и ее регионов наиболее значимым явл. либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближ. будущем в рез-те вступления в силу соглашения с ЕС и возможным принятием в ВТО.2. Конкурентн. – усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции – конкуренции в области качества жизни и инноваций. 3.Произв-ного – постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу орг-ции произв-ва, что подразумевает замену массового произв-ва мелкосерийным; замену вертикальной орг-ции труда – горизонтальной; низкой индивидуальной ответств-ти – соучастием индивида в произв-ном процессе.Как и всякая экономич.система, регион имеет внутр.и внешнюю среду, кот.взаимод-ют. Эти связи м.б.как прямого, так и косвенного воздействия.Для кач-ной хар-стики и оценки динамики изменения внутр.среды достаточно проанализ-ть след. гр-пы ф-ров, хар-щих:-произв-но-ресурсный потенциал региона;-стр-ру регион.рынка;- кадровый потенциал региона;-регион. бюджет;-стратегию региона.Внешняя среда региона прямого воздействия вкл.взаимосвязи с партнерами:-внешними поставщиками т/у;-внешними потребителями;-регионами-
72. Планирование персонала
Кадровое планиров-е-это постановка ц/й в области УП, а также определ-е сопутствующих этим ц/м задач, стратегий и мероприятий,направл. на своевремен.удовлетв-е потр-сти орг-ции в персонале надлежащего колич. и кач-го состава, повыш-е эф-сти труда, развитие спос-стей раб-ков, создание достойных условий труда, обеспеч-е занятости.Цели и задачи кадр. план-я.1. предоставить работающих на рабоч.места в нужном кол-ве и в нужное время в соотв-и с их способ-ми треб-ям орг-ции.2. создание усл-й для мотивации б/е высокой произв-сти труда и удовлетв-ности работы3.рац-е исп-е потенциала всего перс-ла 4.предвидение проблемы,связ.с избытком или нехваткой перс-ла. Задачи к.пл. 1.план-е потр-стей в перс-ле2.план-е привлеч-я и сокращения штата3.план-е и исп-е кадров4.план-е развития кадров5.расходы по содерж-ю персоналаПотребность в П-ле следует рассм-ть как колич.и кач-е.Данный вид план-я вкл.в себя:1.оценку наличного потенциала труд.рес-сов.Для этого необх-мо наладить системы сбора и постоян.обновления инф-ции. 2.оценка буд-х потреб-тей: а)метод экстраполяции-перенесение сегодняшней ситуации в будущееб)метод экспертн.оценок в)комп.модель-набор матем.формул,кот.позволяют одновр-но исп-ть и метод экстр-ции и метод эксп.оценок и сбор инф-ции о динамике. 3.разраб-ка программ по развитию П-ла.Основн.задачей планир-я П-ла явл. удовл-е потр-стей в кадрах за счет ротации кадров и привлеч-е со ст-ны.Планиров-е использов-я кадров. Осущ-тся посред-ом разраб-ки плана замещения штатных должностей.Цель – по возм-сти целесообразное,т.е. экономичн. и справедливое по отн-ию к чел-ку распред-ие потенциала рабоч- силы м/у вакантными рабоч. местами.Реализация план-ия использ-ия кадров д-на обеспечить оптимальную степень удовлетв-сти работополуч-ей своими рабоч. местами если были учтены их спос-сти, умения, треб-ия и мотивация.При опред-и места работы в процессе план-ия использ-я кадров наряду с учетом квалификац-ых признаков следует принимать во внимание также психич- и физич- нагрузки на чел-ка на том или ином раб. месте, их соответствие возм-тям чел-ка, принимаемого на работу. Поср-вом такой конкретизации план-ия исп-ия рабоч- силы можно будет избежать завышения и занижения треб-ий, профес-заболеваний. Планир-е сокращения штатаЦель-избежание передачи на внешн. рынок труда квалифиц. кадров. Осн.напр-я работы:1.анализ перс-ла с учетом выявл-я кач-го и колич-го сокращ-я 2.опред-е политики выплат,выходных пособий3.разр-ка программ консультир-я с профсоюзами или ассоциациями раб-ков.План-е развития П-лаЦель-обесп-ть улучш-е кач-ва раб-ков для лучшего достиж-я рез-тов. Планиров-е развития перс-ла призвано исп-вать внутрен. ресурсы, а не искать персонал на внешнем рынке труда. Его можно разделить на планиров-е образов-я, повыш-я квал-кации сотр-ков и планир-е карьеры. Многие крупные пред-тия для обучения своих раб-ков создают собствен. образовательн. центры, максимально приближенные к специфике деят-сти фирмы. План-е расходов по содерж-ю П-ла.Цель – установл-е изменений затрат на персонал внутри определен. планового периода времени. При планиров-и расх-в на персонал следует иметь в виду в перв.очер. след.статьи затрат: основная и дополнит. з/п; отчисления на соц. страхование; расходы на командировки и служебные разъезды; расходы на подг-ку, переподг-ку и повыш-е квал-ции кадров; расходы, связ. с доплатами за обществен. питание, с жилищно-бытовым и культур.обслужив-ем, физич. воспитанием, здравоохр-ем и отдыхом, обеспеч-ем детскими учрежд-ями, приобретением спецодежды, на охрану труда и окр.й среды, на создание более благоприятн.условий.