Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:54, курсовая работа
Должность руководителя существует с тех пор, как люди себя помнят. Менеджер – это профессия, новая для нашего общества, только профессиональное образование позволяет управлять на основе соединения теории и практики. Эта профессия требует от специалиста постоянного совершенствования деятельности, развития своей личности. Успешная деятельность менеджера определяется прежде всего оптимальной организацией его личной работы, или самоменеджментом, который представляет собой последовательное, целенаправленное использование руководителем испытанных методов работы в повседневной практике.
Введение …....................................................................................................... 3
1. Теоретические основы самоменеджмента …............................................ 6
1.1 Модель, понятие и структура самоменеджмента …............................... 6
1.2 Функции и технологии самоменеджмента …......................................... 15
2. Анализ самоменеджмента руководителя ООО «Салон-Автоград» …....23
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика деятельности
ООО «Салон-Автоград» …..............................................................................23
2.2 Анализ самоменеджмента руководителя ….............................................27
3. Рекомендации по совершенствованию самоменеджмента
руководителя.....................................................................................................32
Заключение........................................................................................................40
Библиографический список …............
Исследования показали, что из 598 опрошенных менеджеров, которых попросили ответить на вопрос, что самое важное для хорошего менеджера 1% опрошенных на первое место поставили внешние данные; авторитет – 4%; техническую компетентность – 8%; жизненный опыт 1%; неординарность – 36% и дар божий – 41%.
Что можно понимать под «божьим даром»? Под этим понятием подразумевают умение владеть собой, своими мыслями, чувствами, психикой, поступками. Внутренний мир человека содержит в себе огромную кладовую неразгаданных тайн. Именно поэтому среди многочисленных компонентов самоменеджмента наиболее существенными являются самопознание, самовоспитание, саморегуляция.
Для того, чтобы раскрыть сущность понятия самоменеджмента и определить его структуру необходимо рассмотреть систему близких ему понятий:
Самопознание – основа формирования самосознания личности и исходный момент самоменеджмента руководителя. Его цель – познать себя как личность, как руководителя, свои сильные и слабые качества, разобраться в понимании смысла жизни и карьеры, в своем внутреннем мире, в предназначении и призвании, овладев инструментарием познания.
Призыв «познай самого себя» предполагает не пассивное, а активное действие. Эта активность выражается в расширении своих интересов, потребностей, в развитии способностей, памяти, созерцания, интуиции, понятий, суждений, всего того, что связано с интеллектом.
Познать самого себя – это значит не только познать сознательное в себе, но и бессознательное. З. Фрейд считал бессознательное первичным, определяющим физиологические процессы, способным осуществлять функцию контроля над действительностью, регулировать поведение людей в зависимости от окружающей их внешней среды. [4,с.40]
Результатом самопознания выступает самосознание, которое обладает регулирующей функцией. Смысл самосознания в отражении взаимодействия и взаимоотношений человеческого «Я» с другими людьми, институтами и природой, осознании себя как члена сообщества, умении видеть себя в других людях. [7,с.104]
Самовоспитание – самоуправляемое воздействие на свою волю, основанное на настойчивости, упорстве, умение строить свою личную жизнь. Его цель – преодолеть свою природную и социальную ограниченность, познать себя как личность, как руководителя, свои сильные и слабые качества, разобраться в понимании смысла жизни и карьеры, в предназначении и призвании, овладев инструментарием познания. По Сократу, цель самовоспитания – нравственное возвышение личности, в которой нравственность и знание, гармонически сочетаясь, образуют высшую добродетель – мудрость. В процессе самовоспитания субъект освобождается от привычек и свойств, мешающих его самореализации и успеху [14,с.418]. Существует несколько методов самовоспитания, необходимые каждому руководителю: самоопределение (самопроявление, самореализация, самоутверждение); побуждение себя к целенаправленной деятельности (самоубеждение, самоповеление, самопринуждение, самоприказ, самонапоминание, самообязательство); владение собой (самообладание, самовнушение, самодисциплина, самоуважение); сдерживание своих действий, поступков, неблагоприятных для окружающих, подавление инстинктов; поддержка своих поступков (самоодобрение, самоподбадривание, самопоощрение, самостимулирование); переключение себя с одного вида деятельности на другой в процессе преодоления отрицательных явлений.
От познавательной и оценочной функции самоменеджмент развивается к функции волевой – саморегуляци. К ее проблематике относятся: определение масштаба и этапов жизни, выбора и обоснования целей жизни и личной работы; принятие решений, мотивация, резервы личной производительности; планирование и экономия времени руководителя, возможности саморазгрузки;
ритмы, биоритмы, алгоритмы, темпы жизни, гармония жизнедеятельности; проблемы поиска и переработки информации, общения менеджера, управленческой культуры; проблемы самоорганизации, самоконтроля, самообразования; наконец, проблемы здоровья. [4,с.40]
Самоорганизация – один из важнейших элементов самоменеджмента. Сущность самоорганизации заключается в формировании у менеджера устойчивых рефлекторных образований – интеллектуальных, волевых, эмоциональных, помогающих развитию способностей и умений путем самообучения, самовоспитания, самоконтроля. Различают два основных вида самоорганизации:
1)
биологическая, обеспечивающая
К методам и формам самоорганизации менеджера относятся: овладение теорией самоорганизации (творческий поиск); участие в развивающихся видах деятельности (диверсификация, инновации, совместный труд); овладение развивающимися технологиями (информационными, социальными, управленческим консультированием и т.д.)
Самоконтроль – это элемент самоорганизации и самоуправления; контроль собственной деятельности, осуществляемый работниками аппарата управления, специалистами и служащими, коллективами структурных подразделений, службами и т.д., с целью оценки качества и эффективности своей деятельности, затрат времени на выполняемую работу, используемых приемов и технических средств, финансовых и других ресурсов.
Самоконтроль выступает также как функция самоменеджмента, в которой наиболее ощутимо проявляется культура руководителя, менеджера, специалиста. Самоконтроль связан с преодолением внутреннего сопротивления, с самоограничением, с самопринуждением. Самоконтроль базируется на силе воли; он должен стать и осознанной необходимостью, и привычкой. Если внешний контроль построен на нормах и санкциях, на стимулах, то внутренний контроль на мотивах.
Формами самоконтроля являются: самоанализ, самооценка, самоисповедь, самоотчет, тестирование. Самоанализ необходим прежде всего для самооценки личных качеств, профессиональной компетентности и управленческих действий. Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих способностей и возможностей, оценка соответствия реальных результатов собственной деятельности критериям успеха, поставленным целям. В зависимости от соответствия самооценки реальности различают следующие ее разновидности: а) адекватная, соответствующая действительным способностям, возможностям человека; б) завышенная, когда человек переоценивает себя; в) заниженная, когда человек недооценивает себя. Логическим завершением сомооценки является самоисповедь – способ призвать в судьи собственных действий, поступков, побуждений и результатов задуманного и осуществленного самого себя (свое внутреннее «Я»). Результатом самонаблюдения и самоанализа может стать самоотчет – описание человеком самого себя, своих мыслей и действий.
Тестирование как метод самоконтроля и психодиагностики используется для измерения индивидуальных различий и позволяет объективно оценить если не все, то, по крайней мере, некоторые важные личностные качества, способности и наклонности руководителя. [14,с.418-422].
Все
рассмотренные понятия
При помощи ряда проанализированных понятий можно рассмотреть и структуру самоменеджмента. Как сложное явление самоменеджмент носит системный характер, а основными компонентами этой системы являются: 1) самопознание, 2) саморегуляция, и 3) самосовершенствование. Структура самоменеджмента будет заключаться во взаимосвязи и взаимоотношении данных элементов системы.
Важной
теоретической проблемой
Личность
менеджера, обладающая определенными
характеристиками, которые обеспечивают
экономический успех
Подобный процесс самоменеджмента представлен как своего рода «Круг правил», наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями самоменеджмента. [Прил.1]. Эта проблема глубоко отражена в книге Л. Зайверта « Ваше время в ваших руках: советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время».
Во внешнем круге обозначены следующие шесть функций:
1. Постановка цели.
Анализ и формирование личных целей.
2. Планирование.
Разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности.
3.Принятие решений.
Принятие решений по предстоящим делам.
4.Реализация и организация.
Составление распорядка дня и организация личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач.
5.Контроль.
Самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости – корректировка целей).
Во внутреннем круге расположена дополняющая функция.
6.Информация и коммуникации.
Вокруг этой функции в известной мере «вращаются» остальные функции, поскольку коммуникации как обмен информацией необходимы во всех фазах процесса самоменеджмента. [6,c.169].
Все
функции самоменеджмента тесно
взаимосвязаны и
1.Постановка целей.
Постановка цели обозначает взгляд в будущее, ориентацию на концентрацию всех сил и активности на том, что должно быть достигнуто. Таким образом, цель формирует конечный результат. Цели побуждают человека к действиям, без них отсутствует критерий оценки, по которому можно измерять трудозатраты.
Цель является мотивом, определяющим активность. Постановка цели выражается в виде четких намерений и точных формулировок, задач руководителя, ориентирующих на их выполнение. Процесс постановки целей состоит из нескольких фаз.
1.Определение
жизненных целей и их
2.Перечисление целей, которые могут быть обращены в непосредственные действия, их формулирование и дифференциация по следующим временным критериям: долгосрочные жизненные цели ( личные и профессиональные); среднесрочные цели (на ближайшие 5 лет); краткосрочные цели (на ближайшие 12 месяцев).
3.Определение личных ресурсов, средств для достижения целей. Для этого необходимо определить личный потенциал для их достижения.
4. Проведение анализа «цель – средство», в ходе которого необходимы для достижения целей средства (личные, финансовые, временные ресурсы) сравниваются с реальной ситуацией.
5.
Конкретное формулирование
Постановка целей – перманентный процесс, поскольку цели, как правило, не задаются раз и навсегда. Они могут изменяться со временем.
Таким образом, процесс постановки целей охватывает три фазы: нахождение цели: что хочет человек?; ситуационный анализ: что он может?; формулировку целей: к чему он конкретно приступает?
Если есть осознанная цель, на неё и направляются все силы. Цели служат концентрацией сил на действительно ключевых направлениях. Осознание своих целей может означать значительную самомотивацию для работы. [6,с.45].
Знание того, что, когда, в каких масштабах необходимо достичь является предпосылкой планирования – а значит и успеха. После определения жизненных и карьерных целей нужно подготовить их реализацию [5,с.119-122].
2. Планирование.
Планирование как функция самоменеджмента означает подготовку к реализации целей и структурирование времени. Каждый человек должен работать, заглядывая в будущее, и не отдаваться во власть событий. При увеличении затрат времени на планирование сокращается время, необходимое на их исполнение, что в конечном счете приводит к экономии времени в целом. Установлено, что ежедневное планирование в течении 10 минут позволяет сэкономить около двух часов в день. Рекомендуется около 1% планового периода (год, месяц, день) расходовать на планирование.
Существуют правила планирования личного времени, согласно которым необходимо: устанавливать соотношение (60:40), составлять план лишь на определенную часть рабочего времени (приблизительно на 60%). Есть события, которые трудно предусмотреть, личные потребности, которые не могут быть запланированы полностью. Свое время рекомендуется распределять между двумя блоками: а) 60% - запланированное время (активность); б) 40% - рабочее непредвиденное и спонтанное время.
Таким образом, планирование предполагает постепенное разложение общей задачи на частные, чтобы различные действия можно было распределить во времени. Все планы должны составляться в письменном виде, так как планы, которые держат в голове, легко отвергаются, а письменные планы обеспечивают разгрузку памяти и имеют психологический эффект самомотивации к работе. Деловая активность становится более целенаправленной и ориентированной на строгое следование намеченной программе.
3.Принятие решений.