Самоменеджмент руководителя и его роль в формировании стиля управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании самоменеджмента, как способа повышения эффективности работы руководителя выяснить, какую роль он играет в формировании стиля управления.
Исходя из поставленной цели, в работе рассматриваются следующие задачи:
Изучить понятие самоменеджмента, его сущность и принципы. Определить роль самоменеджмента в формировании стиля управления;
Исследовать основные методики самоменеджмента и оценить рациональность использование рабочего времени руководителем;
Рассмотреть основные стили управления;
Разработать практические рекомендации по улучшению эффективности самоорганизации руководителя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ САМОМЕНЕДЖМЕНТА 4
1.1 Определение, цели и функции самоменеджмента 4
1.2 Сущность и принципы самоменеджмента 6
1.3 Основные методики самоменеджмента 8
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОЙ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ 12
2.1 Использование рабочего времени руководителя и его планирование. 12
2.2 Оценка рациональности использованного времени 14
2.3 Повышение организованности и результативности деятельности руководителя. 16
3. РОЛЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ 18
3.1 Формирование стиля управления руководителя 18
3.2 «Одномерные» и «Многомерные» стили управления 19
3. 3 Оценка эффективности работы руководителя 24
3.4 Практические рекомендации по улучшению эффективности самоорганизации руководителя 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 34

Работа содержит 1 файл

Самоменеджмент руководителя и его роль в формировании стиля управления.docx

— 81.29 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Пермский институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования

«Российский государственный  торгово-экономический университет»

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Основы  менеджмента» на тему

Самоменеджмент  руководителя и его роль в формировании стиля управления

 

 

 

Выполнила  –  студентка 2 курса очной формы

обучения факультета Менеджмента, группы мп-21

Дмитриева Ксения Юрьевна

Руководитель – Андруник Андрей Петрович

Оценка____________________________________

Дата______________________________________

Подпись___________________________________

 

 

 

 

Пермь 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ  САМОМЕНЕДЖМЕНТА 4

1.1 Определение,  цели и функции самоменеджмента 4

1.2 Сущность  и принципы самоменеджмента 6

1.3 Основные  методики самоменеджмента 8

2. ОРГАНИЗАЦИЯ  ЛИЧНОЙ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ 12

2.1  Использование  рабочего времени руководителя  и его планирование. 12

2.2 Оценка  рациональности использованного  времени 14

2.3 Повышение  организованности и результативности  деятельности руководителя. 16

3. РОЛЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА  В ФОРМИРОВАНИИ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ 18

3.1 Формирование  стиля управления руководителя 18

3.2 «Одномерные»  и «Многомерные» стили управления 19

3. 3 Оценка  эффективности работы руководителя 24

3.4 Практические  рекомендации по улучшению эффективности  самоорганизации руководителя 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 34

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Самоменеджмент, прежде всего  это самоорганизация, умение управлять  собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова  – во времени, в пространстве, общении, деловом мире. Руководитель должен так уметь использовать свое время, чтобы эффективность была максимальной. [2]

Актуальность темы «Самоменеджмент  руководителя и его роль в формировании стиля управления» определяется тем, что многие руководители, управляя теми или иными субъектами, недостаточно проявляют организованность, обязательность, не умеют рационально использовать рабочее время и, как следствие, их стиль управления не функционален.

Объектом исследования курсовой работы является самоменеджмент руководителя, предметом – роль самоменеджмента в формировании стиля управления.

Методологической основой для написания данной курсовой работы явились труды отечественных (Oгapкoва А. А., Лапусты М. Г., Гусевой Е. П.) и зарубежных (Лотар Й. Зайверт, Йорг Кноблаух, Дэвид А. Уэттен)  ученых в области экономических наук.

Цель работы заключается в исследовании самоменеджмента, как способа повышения эффективности работы руководителя выяснить, какую роль он играет в формировании стиля управления.

Исходя из поставленной цели,  в работе рассматриваются следующие  задачи:

  1. Изучить понятие самоменеджмента, его сущность и принципы. Определить роль самоменеджмента в формировании стиля управления;
  2. Исследовать основные методики самоменеджмента и оценить рациональность использование рабочего времени руководителем;
  3. Рассмотреть основные стили управления;
  4. Разработать практические рекомендации по улучшению эффективности самоорганизации руководителя.

1. ПОНЯТИЕ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Определение, цели и  функции самоменеджмента

Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов  работы в повседневной практике, для  того чтобы оптимально и со смыслом  использовать своё время.

Основная цель самоменеджмента  состоит в том, чтобы максимально  использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и  преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так  и  в личной жизни. [2]

Каждому человеку вообще  и  в особенности тому, кто готовит  себя  к работе организатора-менеджера  или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична  неупорядоченность действий, обусловленная  внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных и выполнимых задач. Даже тогда, когда на вас со всех сторон  сваливаются разные задания и  работа прямо-таки захлестывает, можно  благодаря  последовательному планированию времени и использованию методов  научной организации труда лучше  осуществлять свою деятельность, каждый день выделяя резерв времени (в том числе и для досуга) для действительно руководящих функций.

Многие менеджеры слишком  ориентированы на процесс деятельности, а не на его результаты. При таком  подходе они предпочитают:

  • правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела;
  • решать проблемы вместо того, чтобы создать творческие альтернативы;
  •     сохранить  средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств;
  • выполнить долг вместо того, чтобы добиваться результатов;
  • уменьшать затраты вместо того, чтобы повышать прибыль.

Лотар Зайверт, немецкий программный оратор и автор многих бестселлеров, совершенно обоснованно напоминает о том, что  улучшать свою жизнь необходимо с  самого себя. «Измени себя – и ты изменишь мир вокруг себя». Вместо того, чтобы менять  обстоятельства, которые мы и так не  в силах изменить, нужно изменить своё отношение к ним.

Зайверт дает практические рекомендации для тех, кто хочет улучшить свое непосредственное исполнение  функций руководителя, меньше засиживаясь на работе, эффективнее выполняя возложенные задачи с меньшими затратами времени, предупреждая стрессы, повышая квалификацию. Он предлагает  контролировать то, чего всем нам часто не хватает – время – путем составления планов работы, где каждому виду деятельности нужно уделять место, указав временный интервал, то есть определив, какую долю свободного времени, с помощью которого можно научиться контролировать себя  и контролировать исполнение каждодневных задач. [8]

Ежедневное решение разного  рода задач и проблем можно  представить  в виде  различных  функций, которые находятся в  определенной  взаимозависимости  между собой и, как правило, осуществляются  в определенной последовательности. Процесс самоменеджмента  в аспекте  последовательности выполнения конкретных функций охватывает шесть фаз:

•   постановка цели – анализ и формирование личных целей;

•   планирование – разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

•   принятие решений по конкретным делам;

•    организация  и реализация – составление распорядка дня и организация  личного трудового процесса с  целью реализации  поставленных задач;

•   контроль – самоконтроль и контроль итого (в случае необходимости – корректировка целей);

•   информация и коммуникация – фаза,  свойственная в определенной степени  всем функциям, так  как и  коммуникация, и обмен информацией необходимы на всех фазах самоменеджмента. [10]

Отдельные функции не обязательно  строго следуют одна за другой, а  могут переплетаться. 

1.2 Сущность и принципы  самоменеджмента

Сущность самоменеджмента  базируется на ряде моментов: принципов, условий проявления оснований, концептуализации и т.д. Если принципы самоорганизации представляют собой сущность конечного феномена системы систем, то принципы самоменеджмента, «пересекаясь» частично с принципами самоорганизации, определяются на концептуальном уровне смысл менеджмента в условиях самоорганизации человеческих факторов. Самоорганизация в свою очередь предполагает многоэтапную их реализация.

а) Самопроизвольность. Принцип является основополагающим и обеспечивающим появление тенденций и наблюдаемых фактов эффекта в условиях конкретных рыночных сегментов и соответствующих управляемых систем независимо от форм собственности.

б) «Погруженность» системы. Эффект самоорганизации, саморазвиваясь и возникая лишь в так называемых «погруженных» в свою внешнюю ресурсодержащую среду ситуациях, во-первых, зависит от состояния необходимых ресурсов и характеристики соответствующих отношений в части доступа к ним, во-вторых, спонтанно может ограничивать свой континуум состояний по формирования новых видов своего материализованного системообразования лишь тремя конечными результатами: 1) для «себя»; 2) для теневого рынка; 3) для общества.

в) Направленность самоорганизации. Важным является принцип спонтанно-направленного самозарождения ранее «погруженных» временных горизонтальных систем как мощной реакции свободного рынка самоорганизующихся участников на монопольный характер государственных и корпоративных структур на основе игнорирования или учета самоорганизации до начала развертывания предпринимательства.

г) Искусственное начало. Предприниматели, администраторы, менеджеры должны либо учесть, либо искусственно «создать» такую рыночную ситуацию, в которой «погруженные» системы могут какое-то время самообеспечиваться тем, что им необходимо для «сдерживания» эффекта самоликвидации.

д) Ресурсная поддержка. Здесь самоуправление должно всегда быть подпитанным дополнительными ресурсами.

е) Сочетательность скачкообразных и эволюционных процессов. Самоменеджмент при структурных эволюциях, иерархического типа реорганизациях минимален.

ж) Параллельность. Предполагается, что феномены самоприватизации, анастроф и самоорганизации, создающие определенные системные эффекты и формирующие новые задачи перед самоменеджментом, развиваются параллельно действующим процессам в иерархических системах. Такой параллелизм отражается всеми рыночными структурами, и он понятен.

з) Концептоемкость. Данный принцип является глобализированным и представляет собой набор нескольких разных принципов:

  • обязательное наличие гибкости,
  • наличие полупрозрачных границ между регионами и конкретными рынками,
  • ассоциативность композиционного построения,
  • горизонтальное ассоциативное построение как основа временной устойчивости системы в условиях переходного периода,
  • сохранение иерархического вмешательства центральных органов, но в варианте регулирования по ограниченному числу параметров,
  • самоуправляемость систем, но лишь после выявления своих горизонтальных структур и учета требований центрального регулирования.

и) Виртуальность. Создание на базе самоорганизации новых объектов самоменеджмента – нечеткие множества временных отношений сторон.

к) Двойственность самоуправления. Двойственность (дуальный) характер самопроявления самоменеджмента проявляется в том, что в иерархических структурах самым причудливым образом «смешиваются» функции власти предпринимателя, административной, методической власти управляющих и незримого влияния менеджмента.

л) Субсидарность (дополнительность) самоменеджмента. В развитии формальной децентрализации и демократического управления самоменеджмент фактически реализует самоорганизацию.

м) Дигитальность. Отражая так называемую предметоцентричность (предметноорганизационную замкнутость), дигитальность является важнейшим современным решением задач децентрализации управления. [4]

Совокупные принципы самоменеджмента  определяют сущность как сложносочиненную «усилиями» феноменов и менеджеров и в значительной степени как решаемую в первую очередь с обусловленных позиций.

1.3 Основные методики самоменеджмента

Преимущества овладения  искусства самоменеджмента состоят  в следующем:

  • выполнение работы  с меньшими затратами времени, лучшая организация труда;
  • меньше спешки и стрессов;
  • больше удовлетворения  от работы; активная мотивация  труда;
  • рост квалификации; снижение загруженности работой;
  • сокращение ошибок при выполнении своих функций;
  • достижение профессиональных и жизненных целей  кратчайшим путем.

Существует несколько  методик планирования времени и  принятия  решений. Рассмотрим некоторые  из них.

Метод «Альпы» включает в  себя пять стадий:

1. Составление заданий дня.

2. Оценка  длительности акций.

3. Резервирование  времени «про запас» (60:40).

4. Принятие решений по приоритетным, сокращениям и перепоручению (делегирование).

5. Последующий контроль – перенос несделанного.

Ведение дневника времени, который  представляет  собой одновременно календарь–памятку, личный дневник, записную книжку, инструмент планирования, справочник, абонементную книжку, картотеку идей и инструмент контроля.

Принцип Парето 

Информация о работе Самоменеджмент руководителя и его роль в формировании стиля управления