Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:54, курсовая работа
Должность руководителя существует с тех пор, как люди себя помнят. Менеджер – это профессия, новая для нашего общества, только профессиональное образование позволяет управлять на основе соединения теории и практики. Эта профессия требует от специалиста постоянного совершенствования деятельности, развития своей личности. Успешная деятельность менеджера определяется прежде всего оптимальной организацией его личной работы, или самоменеджментом, который представляет собой последовательное, целенаправленное использование руководителем испытанных методов работы в повседневной практике.
Введение …....................................................................................................... 3
1. Теоретические основы самоменеджмента …............................................ 6
1.1 Модель, понятие и структура самоменеджмента …............................... 6
1.2 Функции и технологии самоменеджмента …......................................... 15
2. Анализ самоменеджмента руководителя ООО «Салон-Автоград» …....23
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика деятельности
ООО «Салон-Автоград» …..............................................................................23
2.2 Анализ самоменеджмента руководителя ….............................................27
3. Рекомендации по совершенствованию самоменеджмента
руководителя.....................................................................................................32
Заключение........................................................................................................40
Библиографический список …............
Оглавление
Введение …....................
1. Теоретические
основы самоменеджмента …......
1.1 Модель, понятие
и структура самоменеджмента ….............................
1.2 Функции и
технологии самоменеджмента …..
2. Анализ самоменеджмента
руководителя ООО «Салон-
2.1 Общая организационно-
ООО «Салон-Автоград»
….............................
2.2 Анализ самоменеджмента
руководителя …................
3. Рекомендации
по совершенствованию
руководителя..................
Заключение....................
Библиографический
список ….............................
Должность руководителя существует с тех пор, как люди себя помнят. Менеджер – это профессия, новая для нашего общества, только профессиональное образование позволяет управлять на основе соединения теории и практики. Эта профессия требует от специалиста постоянного совершенствования деятельности, развития своей личности. Успешная деятельность менеджера определяется прежде всего оптимальной организацией его личной работы, или самоменеджментом, который представляет собой последовательное, целенаправленное использование руководителем испытанных методов работы в повседневной практике.
Практически самоменеджмент не нашел ещё широкого применения в России. О нем заговорили лишь недавно и большинство руководителей до сих пор еще ясно не представляют его практического значения. Сегодня, когда процесс формирования рыночной экономики значительно активизировался, нашим руководителям необходимо бороться, чтобы выживать в мире частной собственности и беспощадной конкуренции. Все сказанное свидетельствует о большой актуальности проблемы самоменеджмента как в теории, так и в практике управления.
Объектом наблюдения — ООО «Салон-Автоград», а предметом – самоуправление, то есть применение всех законов менеджмента к личности руководителя.
Объектом наблюдения в данном исследовании является ООО «Салон –Автоград».
Цель
исследования данной курсовой работы
является решения проблем, которые
руководитель допускает в организации
своего рабочего времени, анализ самоменедмжента
руководителя ООО «Салон-Автоград», выработка
рекомендаций и предложений по совершенствованию
самоменеджмента руководителя, решение
связанных с этим проблем.
Данная
цель реализуется в системе
1. Исследовании теории самоменеджмента, его содержания, концепции, модели, структуры и функций;
2.
Характеристике технологии
В курсовой работе используется общенаучная методология с ее методами анализа и синтеза, индукции и дедукции, системного и структурно-функционального анализа и других, а также частнонаучная методология с методами экономического и социологического анализа.
При написании курсовой работы была использована такая научно-монографическая и журнальная литература, которая наиболее полно отражает актуальность, сущность, функции и роль самоменеджмента в управленческой деятельности: монография Русинова Ф.М «Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений» отличается системным изложением, современностью, новым подходом к изучению проблемы самоменеджмента. Проблема самоменеджмента отражена в статьях таких авторов как Бараев Т., Беляева М., Коновалов В., Омельянюк Ю., где авторы описывают опыт ведущих специалистов и руководителей, которые, благодаря своим знаниям, навыкам, умениям, самовоспитанию и, прежде всего, самоменеджменту, смогли добиться высокой эффективности управления, стать ролевой моделью поведения. Сущность, модели, функции и технология самоменеджмента были рассмотрены и исследованы в статьях таких авторов как Л. Шипилина и В. Карпичева. Проблема самоменеджмента нашла глубокое развитие в книге Зайверта Л. «Ваше время в ваших руках: советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время», в которой очень обстоятельно раскрыты функции самоменеджмента, а также в работе известного американского психотерапевта Эверета Л. Шострома «Анти-Корнеги или Человек-манипулятор», посвященной анализу и обоснованию новой технологии психотерапевтической работы, главная цель которой – помочь человеку обрести большую уверенность в себе, осознанную ответственность за свое поведение, спонтанность и радость свободной творческой жизни.
Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать своё время.
Цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.
Процесс
самоменеджмента в аспекте
постановка цели – анализ и формирование личных целей;
планирование – разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;
принятие решений по конкретным делам;
организация и реализация – составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;
контроль – самоконтроль и контроль итого (в случае необходимости – корректировка целей);
информация и коммуникация – фаза, свойственная в определенной степени всем функциям, так как и коммуникация, и обмен информацией необходимы на всех фазах самоменеджмента.
Отдельные функции не обязательно строго следуют одна за другой, а могут переплетаться.
Суть
концепции самоменеджмента
Концепция самоменеджмента связана с концепцией личностно созидательного образования. Под самоменеджментом понимается поведенческий ресурс повышения эффективности управления. Менеджмент проявляется как самоменеджмент одновременно в виде личной тектологии (саморазвитии менеджера как индивида и профессионала) и в виде работы менеджера в специфических условиях преобладания самоорганизации. Самоменеджмент образования – это способ решения главной задачи образования: создания условия для того, чтобы образовательный процесс стал творчеством личности, самой осуществляющей свое образование. Он построен на понимании того факта, что будущее человека и общества зависит не от количества знаний, а от уровня культуры, от способности к ориентации и эффективной деятельности человека в неизвестных и нестандартных ситуациях.[10].
Существует несколько известных концепций самоменеджмента:
1)германская
школа рациональной
2)
американская школа
3)
американская рационально –
Принимая во внимание дискуссионость представлений по данной проблеме, необходимо рассмотреть несколько моделей самоменеджмента:
1. Самоменеджмент – как рациональная организация самодеятельности индивида. По мере того как возрастает степень сложности работы и быстрота изменений обстановки, увеличивается потребность и в развитии творческого потенциала, создании личностных предпосылок для выполнения управленческих функций.
2. Самоменеджмент – как система, к которой вполне подходит определение «управляемая анархия». Самоменеджмент принадлежит к объектам, изучаемым социосинергетикой как теорией самоорганизации открытых, динамических и социальных систем. Самоменеджмент направлен на субъект управления и раскрывается посредством таких понятий, как самоуправление, самоорганизация, саморегуляция, самовоспитание.
3. Самоменеджмент – как многоуровневый процесс самодеятельности, возвышения личности. Он представляет собой смену состояний, качеств, что предполагает наличие определенных тенденций, этапов, закономерностей, которые составляют предмет любой науки. Это и эволюция, и резкие скачки, и попятное движение (эманация), и тупиковые ситуации, и целеполагание, и надежда.
4. Самоменеджмент – как опережающее отражение действительности. Для него характерно управление по слабым сигналам, ориентация на стратегические неожиданности. Самоменеджмент не ограничивается внутренними процессами, он также включает проектирование внешней социальной среды в интересах субъекта управления. Чтобы познать и понять себя не нужно быть интровертной (обращенной в себя) личностью, нужно всматриваться в другого человека как в зеркало. Для менеджера, предпринимателя, государственного деятеля особое значение приобретает мысль Ж.-П. Сартра, который утверждал,что человек сам осуществляет свой собственный проект.
5. Самоменеджмент – как способ организации жизни. На первый взгляд, самоменеджмент представляется совокупностью жизненных правил и наставлений, вошедших в традиции или усвоенных в результате накопления жизненного опыта. Это неверно, его нельзя воспринимать как элементарный набор правил. Он исходит из факта уникальности индивидуальной жизни. Построенный на плюралистических системах ценностей, самоменеджмент тесно соприкасается и с религиозным образом организации жизни, особенно в плане поиска новых возможностей, укрепления духа и воли, укрощения неадекватных желаний, обогащения жизненных представлений. Развитие личности менеджера в самоменеджменте – важнейшая проблема, имеющая методологическое значение.
6. Самоменеджмент – как искусство открывания себя в мире и, следовательно, всегда тайна, прикосновение к которой всегда увлекательно и бесконечно. Включая обобщенный и теоретически осмысленный опыт мировой цивилизации, самоменеджмент глубоко индивидуален, окрашен талантом и личным опытом, зачастую весьма печальным. Он связан с откровением, осмыслением ошибок и пороков. В известном смысле – это исповедь, авторская творческая лаборатория поиска истины и преодоления себя.[7,с.103-105]
В
самоменеджменте особое значение приобретают
феномены подсознания и сверхсознания.
Через подсознание человек
Интуиция (сверхсознание) тем более существенна в деятельности менеджера, содержит в себе и науку, и искусство. Управленческие решения принимаются, как правило, в ситуации неопределенности. Без интуиции нет менеджмента и самоменеджмента. В круг проблем последнего входят: самопознание и самосознание – разум, рассудок, чувства, менталитет менеджера; принятие решений, мотивация, резервы личной производительности; экономия времени, возможности саморазгрузки; ритм, темп жизни; переработка информации, управленческая культура; сомоорганизация, саморегуляция, самоуправление, самовоспитание.
Рассмотрим понятийный аппарат темы, начиная с исходного понятия «самоменеджмент», который в научной литературе еще недостаточно разработан.
Как
разновидность менеджмента
Самоменеджмент – это одно из направлений теоретического менеджмента, объектом которого является личность руководителя, проблемы ее саморегуляции и самоуправления.
Самоменеджмент – это также практика эффективного управлениясамим собой, применение научной организации личного труда руководителя.Самоменеджмент - это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова — во времени, пространстве, общении, деловом мире. Формулировка данного термина означает последовательное и целенаправленное применение испытанных методов и приемов повседневной практики в целях оптимального использования ресурса времени. Руководитель должен уметь так организовать свой труд, чтобы его эффективность была максимальной. [3,с.55]