Региональная политика и региональнве программы социально-экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

Цель моей дипломной работы исследовать программно-целевой метод как один из инструментов государственного и муниципального регулирования развития экономики и социальной сферы, определить состав тех целей и задач развития региональной экономики, которые могут быть решены на каждом уровне управления программно-целевым. Исследовать правовую базу данного метода, а так же на основе анализа практики разработки, финансирования и реализации целевых программ определить преимущества программно-целевого метода и выявить основные проблемы, которые мешают его успешному проведению.

Содержание

Введение 4


Глава 1. Правовая база региональной политики, разработки и реализации целевых программ


1.1. Федеральное законодательство 7


1.2.Региональное и муниципальное законодательство 10


Глава 2.Реализация региональной политики


2.1.Основные направления региональной политики 13


2.2 .Основные задачи региональной политики 14


2.3. Методы проведения региональной политики 17


Глава 3. Федеральные программы поддержки


регионов


3.1. Использование программно-целевого метода 19 3.2. Особенности и условия применения


программно-целевого метода 20


3.3.Объективная основа программного управления


в регионах 22


3.4.Преимущества и современные проблемы


использования программно-целевого подхода


в региональной политике 25


Глава 4. Целевые программы в Нижегородской


области


4.1.Практика разработки, финансирования и


реализации целевых программ 29


4.2.Программа развития свободных


экономических зон в Нижегородской области 34


4.3. Программа поддержки малого предпринимательства


в Нижегородской области 43


Заключение 52


Список литературы 59

Работа содержит 1 файл

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

-отсутствие  эффективной системы управления  программой со стороны головного  исполнителя программы и системы  контроля со стороны государственного  заказчика программы. Об этом  говорят, например, неоднократные  факты срыва представления в Минэкономики России годовых и квартальных отчетов о ходе выполнения программы. 

Практика показывает, что некоторые нормативные положения  по  

отношению к  региональным программам должны быть уточнены, поэтому считаю необходимым: 

-прежде всего в общем  виде, прописать функции государственного заказчика, государственного заказчика-координатора, куратора программ, правовое положение которых  до сих пор не представляется ясным. 

-наряду с  этим следует разработать и  утвердить положение об органах, осуществляющих реализацию ФЦП; в том случае, если программа имеет межрегиональный характер и охватывает ряд регионов, в качестве государственного заказчика должен выступать соответствующий орган исполнительной власти. Если в качестве объекта федеральной программы выступает субъект РФ, государственным заказчиком может выступать администрация данного региона; 

-за государственным  заказчиком закрепить следующие  основные функции :согласование  проекта целевой программы с  Минэкономразвития РФ, представление  проекта  целевой программы  совместно с Минэкономразвития  РФ в Правительство РФ, рассмотрение  проектов ежегодных бюджетных заявок по всем видам источников финансирования, получение информации и осуществление контроля за ходом работ по реализации программы и целевым использованием финансовых средств для представления доклада в Правительство РФ; 

-определить  порядок создания дирекции программы в зависимости от ее содержания : если целевая программа осуществляется в рамках субъекта РФ, генеральный директор должен назначаться администрацией этого субъекта и иметь ранг заместителя главы администрации, если программа реализуется в рамках нескольких регионов—генеральный директор назначается государственным заказчиком по представлению ассоциации и должен иметь статус заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти; 

-дирекция программы  в процессе управления реализацией программы должна осуществлять следующие основные функции : разработка обосновывающих материалов по ежегодному бюджетному финансированию первоочередных мероприятий программы; разработка и вынесение на утверждение экономических и правовых норм и нормативов по обеспечению мероприятий программы, а также контроль за их применением; осуществление отбора на конкурсной основе исполнителей работ, услуг, поставщиков продукции по каждому программному мероприятию : заключение государственных контрактов на исполнение работ, закупку и поставку продукции со всеми участниками реализации программы, и представление на утверждение государственному заказчику программы контрактов, финансируемых за счет средств федерального и регионального бюджетов; осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств, выделенных на реализацию программы; представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации программы; 

-законодательно  следует закрепить право государственного  заказчика передавать часть своих функций органам исполнительной власти субъектов РФ. 

-необходимо  установить порядок, при котором  для финансирования разработки  проектов программ могут привлекаться  средства из различных источников (если государственным заказчиком  выступает федеральное министерство или ведомство, финансирование разработки программы должно по решению Правительства РФ производиться из федерального бюджета при участии средств бюджетов заинтересованных субъектов РФ, а также внебюджетных источников; если государственным заказчиком является администрация региона, финансирование должно осуществляться за счет бюджета соответствующего региона при участии средств заинтересованных предприятий и организаций);  решить вопросы о совместном формировании (и управлении) федеральными и региональными органами государственной власти залоговых страховых фондов, обеспечивающих гарантии инвесторам целевых программ, закрепить за  Государственной Думой право по представлению Правительства РФ устанавливать в рамках федерального бюджета определенные льготы органам, осуществляющим реализацию программ, имеющих региональную направленность. 

Возрастающее  значение региональных целевых программ и явные пробелы в их правовом и нормативно-методическом обеспечении  обуславливают необходимость принятия Федерального закона «О федеральных целевых программах социально-экономического развития регионов РФ», постановления Правительства РФ о разработке и реализации региональных программ и методологических рекомендаций о составе и обосновании региональных программ. 

Вместе с тем в практике использования программно-целевого метода на уровне субъектов Федерации и муниципалитетов имеются примеры квалифицированного и творческого использования программного метода для решения региональных муниципальных проблем (технополис «Заречный», программы Нижегородской области, города Великого Новгорода). Данный опыт, несомненно заслуживает изучения и использования в деятельности администрации других регионов и муниципалитетов 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Информация о работе Региональная политика и региональнве программы социально-экономического развития