Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:01, дипломная работа
Цель моей дипломной работы исследовать программно-целевой метод как один из инструментов государственного и муниципального регулирования развития экономики и социальной сферы, определить состав тех целей и задач развития региональной экономики, которые могут быть решены на каждом уровне управления программно-целевым. Исследовать правовую базу данного метода, а так же на основе анализа практики разработки, финансирования и реализации целевых программ определить преимущества программно-целевого метода и выявить основные проблемы, которые мешают его успешному проведению.
Введение 4
Глава 1. Правовая база региональной политики, разработки и реализации целевых программ
1.1. Федеральное законодательство 7
1.2.Региональное и муниципальное законодательство 10
Глава 2.Реализация региональной политики
2.1.Основные направления региональной политики 13
2.2 .Основные задачи региональной политики 14
2.3. Методы проведения региональной политики 17
Глава 3. Федеральные программы поддержки
регионов
3.1. Использование программно-целевого метода 19 3.2. Особенности и условия применения
программно-целевого метода 20
3.3.Объективная основа программного управления
в регионах 22
3.4.Преимущества и современные проблемы
использования программно-целевого подхода
в региональной политике 25
Глава 4. Целевые программы в Нижегородской
области
4.1.Практика разработки, финансирования и
реализации целевых программ 29
4.2.Программа развития свободных
экономических зон в Нижегородской области 34
4.3. Программа поддержки малого предпринимательства
в Нижегородской области 43
Заключение 52
Список литературы 59
-оказание социальной
поддержки отдельным
Следующий блок
отражает меры по развитию городского
хозяйства и сферы услуг, включая
жилищно-коммунальное хозяйство, городской
транспорт, торговлю и бытовое обслуживание.
В этом же блоке рассматриваются
вопросы лицензионной деятельности
и защиты прав потребителей.
Заключительный
блок посвящен вопросам организационного,
ресурсного и нормативного обеспечения
программы, а также корректировке
программы, т.е. механизмам обратной связи,
позволяющим обеспечить адекватную
реакцию на отклонения, возникающие
в ходе реализации программы. Последнее
является прогрессивным моментом программы,
поскольку существовавшая ранее в стране
практика (на всех уровнях управления
- федеральном, региональном и т.д.) вопросы
управления реализацией программ, как
правило, оставляла без внимания. Данный
блок предусматривает разработку и проведение
мероприятий по решению проблем, выявленных
в процессе реализации программы, уточнение
направлений социально-экономического
развития, корректировку целей, задач,
сроков и других показателей. Очевидно,
что нынешний этап освоения программного
метода администрацией города свидетельствует
о значительном продвижении в понимании
его сути; но вместе с тем еще остаются
упущенными существенные моменты, требующие
дальнейшего освоения. Так, в программе
отсутствует важнейший раздел, содержащий
обоснование применения программного
метода для решения тех или иных проблем
территории. Из приведенной структуры
программы можно сделать вывод, что буквально
все вопросы социально-экономической
жизни города решаются программным путем.
Но, во-первых, все ли они нуждаются именно
в программном решении, а во вторых, действительно
ли используется программный метод или
под словом “программный” происходит
повседневная деятельность подразделений
администрации.
Отсюда следует,
что документ, отражающий задачи социально-экономического
развития территориального образования,
должен включать не все поле деятельности
под названием “программа, а состоять
из следующих частей : концептуальной,
в составе которой должны быть названы
проблемы, требующие решения программным
способом; программной, содержащей программные
решения данных проблем, а также не программный
раздел – план (прогноз) деятельности
администрации на предстоящий год, увязанный
с бюджетными ресурсами.
4.2. Программа развития
свободных экономических зон в Нижегородской
области
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
И РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Программа развития
свободных экономических зон
в Нижегородской области (далее-
Программа) является региональной программой,
разработанной в соответствии с соглашением
от 8 июня 1996 года между Правительством
Российской Федерации и администрацией
Нижегородской области о разграничении
полномочий в инвестиционной деятельности
и структурной политике; на основании
распоряжения губернатора Нижегородской
области от 28 июня 1996 года N 856-р "О мероприятиях
по реализации соглашений между правительством
РФ и администрацией Нижегородской области"
и распоряжения администрации Нижегородской
области от 30 октября 1997 года N 1609-р "О
порядке разработки программы развития
свободных экономических зон в Нижегородской
области".
Главной целью
настоящей Программы является формирование
системы экономических и
-улучшить инвестиционную
привлекательность отдельных
-привлечь дополнительные
финансовые ресурсы,
-осуществить
реструктуризацию предприятий,
-создать новые
производства и рабочие места;
-стимулировать
развитие и поддержку
-увеличить доходную
базу городов и районов;
-снизить социально
- экономическую напряженность.
Программа содержит
основные направления работы по развитию
в Нижегородской области
В целях осуществления
методологического и
Для России необходимым
условием достижения значительных результатов
при создании СЭЗ является наличие
законодательной и нормативной базы функционирования
этих зон. Федеральный закон "О свободных
экономических зонах", принятый Государственной
Думой, дорабатывается в Федеральном Собрании
РФ. Поэтому законодательства о СЭЗ в России
пока нет и существующие в стране зоны,
в которых установлен особый (льготный)
режим на федеральном уровне, действуют
на основании специальных актов и разрешений
Президента и Правительства РФ, а в части
льгот на региональном уровне - на основании
актов законодательной власти регионов.
К настоящему времени
на территории Российской Федерации созданы
и достигли определенных результатов
несколько СЭЗ : в Калининградской области
(таможенные и валютные льготы), г. Находке
(налоговые льготы), Калмыкии (налоговые
и регистрационные льготы), Кабардино-Балкарии
(таможенные льготы, государственное финансирование),
Ингушетии (налоговые, таможенные, регистрационные
льготы), Башкирии (налоговые льготы). На
основании закона Свердловской области
"О свободных экономических зонах"
на базе предприятий созданы зоны с налоговыми
и таможенными льготами. После ознакомления
с опытом работы нижегородских территориально
- производственных зон аналогичная работа
проводится в г. Зеленограде на базе предприятий
электронной промышленности с предоставлением
больших налоговых льгот от городских
властей. В дальнейшем, после принятия
федерального закона "О свободных экономических
зонах", с целью получения льгот на федеральном
уровне, может потребоваться адаптация
создаваемых на основе актов Законодательного
Собрания Нижегородской области экономических
зон с льготным режимом хозяйствования
под федеральные требования.
Территориально
- производственные зоны Нижегородской
области являются «пилотным» проектом
создания на территории существующих
промышленных предприятий, с целью
их финансовой и экономической поддержки,
повышения инвестиционной привлекательности,
льготного режима хозяйствования, когда
производственное использование мощностей,
оборудования и площадей наделено налоговыми
и другими льготами. Подобный опыт является
уникальным в мировой практике свободных
экономических зон. Поэтому создание точечных
СЭЗ, в виде ТПЗ, является достаточно перспективным.
Направления создания
СЭЗ на территории Нижегородской
области
При всем многообразии
существующих в мире типов СЭЗ, в
настоящее время, целям развития и возможностям
Нижегородской области, кроме ТПЗ, в наибольшей
степени могут отвечать лишь ЗСП. Свободные
таможенные зоны, зоны экспортного производства
и технопарки требуют значительных капитальных
вложений, квалифицированного технико-экономического
и маркетингового обоснования и будут
развиваться на последующих этапах развития
СЭЗ в Нижегородской области. Вместе с
тем, вопросы образования ТПЗ и ЗСП имеют
свою специфику, связанную с местом их
расположения. ТПЗ создаются на территории
существующих предприятий, функционирующих
как имущественные комплексы с подготовленной
инфраструктурой, площадями, оборудованием,
управлением базовых предприятий. При
образовании ЗСП на свободных площадках
все это предстоит создавать, что потребует
дополнительных средств. При формировании
настоящей Программы учитывается принцип
саморазвития СЭЗ, при котором часть средств,
поступающих от участников зон за счет
арендных платежей, налоговых льгот, инвестиций
могут концентрироваться в фондах развития
зон и направляться на развитие существующих
и подготовку создания новых СЭЗ. Фонды
развития зон создаются с целью финансовой
поддержки мероприятий по их организации,
функционированию и развитию. Создание
фондов оформляется нормативными актами
губернатора области. В рамках Программы,
кроме предоставления налоговых льгот,
могут быть предусмотрены другие льготы,
которые будут определяться для каждой
конкретной зоны. Программой не предусматривается
обязательное полное освобождение от
налогов всех зон , поэтому за счет увеличения
налогооблагаемой базы, создаваемой участниками
зон, местные и областные органы власти
уже в период функционирования зон смогут
получить увеличение поступлений в свои
бюджеты СЭЗ создаются на 5 лет, при эффективности
их функционирования срок действия может
продляться еще на 5 лет. Задачи, на решение
которых направлены создаваемые СЭЗ в
приложении таб. № 5 (стр.71).
С инициативой
по созданию ТПЗ и ЗСП на территориях
предприятий или
-проект программы
развития свободных
-примерное технико-
-примерное положение
о ТПЗ;
-примерное положение
о ЗСП.
Данные материалы
направлены главам органов местного
самоуправления для выдачи предложений
по созданию ТПЗ и ЗСП на территории районов.
Результаты этой работы обобщены и представлены
в настоящей программе.
Создание ТПЗ
направлено на поддержку промышленных
предприятий, улучшение их финансово
- экономического положения, стимулирование
развития предпринимательства и реализацию
социальных программ, путем привлечения
на незагруженные мощности за счет налоговых,
таможенных и других льгот предпринимателей,
инвесторов и арендаторов для осуществления
самостоятельной производственной деятельности
с использованием имеющегося производственного
и кадрового потенциала базовых предприятий.
ТПЗ создаются на базе действующих предприятий
Нижегородской области. Участниками ТПЗ
могут быть отечественные, иностранные
и совместные предприятия всех форм собственности,
отечественные и иностранные предприниматели.
Участники ТПЗ на принципах аренды, передачи
имущества базового предприятия в хозяйственное
ведение или внесения долей в уставной
капитал, создают предприятия и филиалы,
осуществляющие все виды производственной
деятельности, торгово-посредническая
деятельность не является льготируемой.
Перечень и
объем льгот, предоставляемых в
рамках ТПЗ, определяется нормативными
актами Законодательного Собрания, органов
местного самоуправления и решениями
федеральных органов власти. К возможным
льготам относятся:
-освобождение-
полностью или частично от
налоговых платежей в части
зачисляемой, в областной и
местные бюджеты;
-возможность
ускоренной амортизации,
-организация
в ТПЗ свободных складов с
упрощенным порядком
-капитализация
инвестированных средств в
Налоговые льготы
предоставляются только в части
сферы материального
Информация о работе Региональная политика и региональнве программы социально-экономического развития