Региональная политика и региональнве программы социально-экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

Цель моей дипломной работы исследовать программно-целевой метод как один из инструментов государственного и муниципального регулирования развития экономики и социальной сферы, определить состав тех целей и задач развития региональной экономики, которые могут быть решены на каждом уровне управления программно-целевым. Исследовать правовую базу данного метода, а так же на основе анализа практики разработки, финансирования и реализации целевых программ определить преимущества программно-целевого метода и выявить основные проблемы, которые мешают его успешному проведению.

Содержание

Введение 4


Глава 1. Правовая база региональной политики, разработки и реализации целевых программ


1.1. Федеральное законодательство 7


1.2.Региональное и муниципальное законодательство 10


Глава 2.Реализация региональной политики


2.1.Основные направления региональной политики 13


2.2 .Основные задачи региональной политики 14


2.3. Методы проведения региональной политики 17


Глава 3. Федеральные программы поддержки


регионов


3.1. Использование программно-целевого метода 19 3.2. Особенности и условия применения


программно-целевого метода 20


3.3.Объективная основа программного управления


в регионах 22


3.4.Преимущества и современные проблемы


использования программно-целевого подхода


в региональной политике 25


Глава 4. Целевые программы в Нижегородской


области


4.1.Практика разработки, финансирования и


реализации целевых программ 29


4.2.Программа развития свободных


экономических зон в Нижегородской области 34


4.3. Программа поддержки малого предпринимательства


в Нижегородской области 43


Заключение 52


Список литературы 59

Работа содержит 1 файл

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

-переспециализация   новых приграничных регионов; 

-развитие межрегиональных  и региональных инфраструктурных  систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные, структурные сдвиги и эффективность региональной экономики; 

-преодоление  чрезмерного отставания по уровню  и качеству жизни населения  отдельных республик и областей. 

Таким образом, в региональной политике акценты  переместились с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивного состояния старых регионов, с ограничения роста крупных городов на возрождение малых городов и сельских поселений; изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления; появились новые проблемы– безработица, достигающая в некоторых регионах критического уровня; беженцы и вынужденные переселенцы; резкое ухудшение социально - экономической ситуации во многих регионах. В качестве особо важных следует выделить такие задачи, как: 

-нормализация  экономической ситуации; 

-адаптация беженцев  и вынужденных переселенцев, создание  новых рабочих мест и ускоренное  развитие социальной инфраструктуры  в регионах вселения; 

-нормализация  ситуации в регионах с критическим  положением на рынке труда; 

-решение проблемы  «гиперурбанизации» устранение  перегруженности крупных городов  производственными объектами, населением, чрезмерной экологической нагрузки, перегруженности социальной инфраструктуры  крупных городов. 

  

  

2.3. Методы проведения региональной политики 

Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики. В первом случае государство  активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование  территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.) Во втором - государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический “климат” в них или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и для управления миграционными потоками. 

Методы прямого  участия государства в регулировании  регионального развития тесно связаны  с административными. В числе  этих методов – осуществление  государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы. Развитие рыночной экономики предполагает- применение методов экономического регулирования, включающих создание специальных фондов  регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем: проведение политики субвенции (централизованные средства из федерального бюджета, выделяющееся региону лишь на достижение таких целей, которые невозможно решить за счет других источников финансирования– это преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций); решение критических социальных проблем, а также на реализацию государственных региональных программ для предприятий, находящихся, в сложных социально-экономических и экологических условиях; привлечение частных инвесторов для решения задач региональной политики; компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйственные субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями; предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями; установление льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих, важное значение- для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства; применения повышенных цен на экологически чистую продукцию; введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагоприятных регионах. 

На современном  этапе экономического развития рыночные структуры в регионах в основном сформированы и функционируют. К  их числу относятся; налоговая, банковская, складская и торгово-сбыточная, службы занятости и др. однако они пока еще не в полной мере отвечают рыночным требованиям, поэтому в настоящее время стоит задача дальнейшего их совершенствования. В условиях углубления экономической реформы важнейшими проблемами являются формирование рынка труда и регулирования процессов занятости 

Специфика регионов предопределяет целесообразность использования  в каждом конкретном случае своего набора экономических рычагов и  стимулов. 
 

Глава 3. Федеральные  программы поддержки регионов 

  

3.1.Использование  программно-целевого метода 

Разработка региональных программ– это целенаправленный процесс мобилизации всех возможностей регионов различных таксономических  уровней. 

Региональные  программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социально и научно- технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем. Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная программа может быть по территориальной принадлежности- областной, по функциональной ориентации- экологической; по масштабности проблемы- узкоспециализированной; по продолжительности- среднесрочной и т. д.. Классификация региональных программ в приложении таб. № 1 (стр.62). 

Специфика региональных программ заключается в том, что они формируются и реализовываются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, вытекают из общегосударственных и территориальных интересов. Отбор региональных проблем для программирования  проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно – территориального деления РФ (республика, край, область, город федерального значения). Управление проектированием и реализацией программ обеспечивается структурами исполнительной власти региона. Финансирование программ осуществляется в основном за счет субсидий государства– это в том случае, когда та или иная проблема имеет федеральное значение и не может быть решена только за счет средств региона. Используется также другие источники финансирования (иностранные инвестиции, частные капиталовложения и др.). 

Основные задачи региональных программ: 

-выравнивание  межрайонных различий по показателям  экономического, социального и научно– технического развития; 

-формирование  оптимальной территориальной и  отраслевой структуры экономики; 

-сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование  в условиях рынка; 

-максимально  полное и эффективное использование  природных, материальных и трудовых ресурсов региона; 

-развитие производств  и сфер в соответствии с  государственной селективной, структурной  политикой; 

-охрана окружающей  среды; 

-преодоление  последствий стихийных бедствий  и техногенных аварий; 

-формирование  информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;  

-духовное возрождение  регионов, сохранение их исторического  наследия, укрепление культурного  потенциала, стабилизация общественно  - политической и правовой обстановки. 

  

  

3.2.Особенности и условия применения программно– целевого метода 

В настоящее  время общепризнанным является мнение, что программно– целевой метод  служит внешним инструментом осуществления  государственной социальной и экономической  политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методом прогнозирования и индикативного планирования. Целевые программы представляют собой указанные по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплексы научно- исследовательских, опытно– конструкторских, организационно- хозяйственных и иных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение конкретных задач в области государственно-федерального строительства, научно– технического, экономического, инвестиционного, социально– демографического, внешнеэкономического, культурного, экологического и регионального развития Российской Федерации. Их важнейшей особенностью является определение, исходя из народнохозяйственной значимости, экономической и социальной целесообразности состава приоритетных направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях. Практика показывает, что целевые программы могут эффективно использованы для управления социально - экономическими процессами в регионах. Данный метод дает возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов хозяйственных региональных систем. Для этого необходимо обеспечить интеграцию деятельности либо объединение материальных и финансовых ресурсов независимых субъектов- участников программ. 

Для программно-целевого метода характерно то, что он обеспечивает реализацию одновременно двух типов  интеграции: социально - экономических  и научно-технических процессов  когда требуется объединить усилия субъектов, принадлежащих к различным  отраслям, регионам или формам собственности, и временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов (стадий) общего процесса движения к конечной цели, предусмотренной программой. 

Условиями использования  программно-целевого подхода являются: 

-необходимость  кардинального изменения неблагоприятных  пропорций, структуры, тенденций  развития экономики и социальной  сферы; 

-комплексность  возникшей социально-экономической  , научно-технической и природно-экологической  проблемы, требующей межотраслевой и межрегиональной координации программных мероприятий;  

-отсутствие  возможностей достижения необходимых  целей развития, исходя только  из существующего уровня взаимосвязей  между уровнями управления, хозяйствующими  субъектами и т.д.; 

-необходимость скоординировать использования финансовых и материальных ресурсов различной ведомственной, отраслевой, региональной и иной принадлежности для достижения особо важной цели (федеральной, региональной или муниципальной значимости) 

  

  

3.3.Объективная  основа программного управления в регионах 

Использование программно - целевого метода на каждом уровне - общегосударственном, региональном, муниципальном – в своей основе определяется характером и территориальным  масштабом возникновения комплексной  проблемы, влияющих на воспроизводственный процесс в целом. 

Так для обще- государственного уровня предметом  программной проработки являются проблемы, оказывающие глобальное влияние  на динамику развития экономики страны и связанные с реализацией  регионального резерва государственной промышленной политики: освоение пионерских районов промышленного развития; вовлечение в хозяйственный оборот крупных материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; изменение специализации экономики регионов или отдельных зон в ходе структурной перестройки; формирование «полюсов» (зон, технополюсов, крупных объектов и т.д.) экономического роста, имеющих принципиальное значение для создания эффективной структуры экономики страны (как отраслевой, так и территориальной); осуществление необходимой санации предприятий, продукция которых направляется на удовлетворение общегосударственных нужд; создание и развитие объектов зональной, межзональной и магистральной инфраструктуры; осуществление регионального разреза государственной и научно-технической политики- созданием и развитием объектов науки и научного обслуживания в регионах, обеспечивающих реализацию стратегических направлений исследований и крупных комплексных научно-исследовательских межрегиональных программ; реализация государственной социальной политики, имеющей наиболее выраженный территориальный характер, в первую очередь, в части смягчения региональных диспропорций в уровне жизни; оказания помощи населению депрессивных регионов; реализация государственной экологической политики в части проблем общегосударственного, межрегионального значения, а также наиболее сложных и требующих привлечения значительных ресурсов экологических проблем регионального характера (катастроф техногенного характера и т.д.). 

На уровне регионов программного подхода требует решение таких проблем, как осуществление коренных структурных сдвигов в экономике. В их числе: создание новых, развитие и поддержка существующих прогрессивных производств– «точек роста», объектов производственной и социальной инфраструктуры, позволяющих реализовать конкурентные преимущества региона; создание благоприятных общеэкономических условий функционирования и развития предприятий в регионе на основе:  

1)развития законодательной  и нормативной базы, направленной  на создание «режима наибольшего благоприятствования», в первую очередь, для региональных производителей, работающих в приоритетных для развития региона сферах экономики и отраслях производства, включая среднее и малое предпринимательство; 

2)создания благоприятного  инвестиционного климата в регионе; развитие рыночной инфраструктуры общерегионольного и зонального (внутри регионального) значения; участие в межрегиональных программах по совместному созданию производственных и инфраструктурных объектов, решению экологических проблем. 

На уровне муниципалитетов  предметом программной проработки могут является: проблемы ликвидации диспропорций в развитии производства и инфраструктуры, реализующих локальные  воспроизводственные циклы (предприятия  сырьевой базы и соответственно пищевой  и других перерабатывающих отраслей, объекты местной производственной и социальной инфраструктуры и т.д.); вопросы содействия развитию малого предпринимательства; комплексное совершенствование местной законодательной и нормативной базы в целях стимулирования предпринимательской деятельности населения в направлениях, приоритетных для данной территории, создания благоприятных условий в интересах привлечения инвестиций для активного развития производственных и инфраструктурных объектов; участие в развитии объектов рыночной инфраструктуры местного значения ;проблемы социальной ориентации – поддержка и развитие социально значимых объектов: дольний, школ, детских учреждений и т. д.; проблемы содействия занятости населения , включая вопросы переподготовки кадров, преодоления структурной безработицы и др. 

При этом для  решения проблем, подлежащих программной  проработке, в первую очередь, должны быть задействованы ресурсы того уровня, на котором проблема возникла. Ресурсы остальных уровней должны привлекаться по восходящей  или исходящей линии по «остаточному» принципу. Так развитие экономической базы муниципального образования, основывающееся на отраслевых воспроизводственных циклах с высокой степенью локализации (развития стройиндустрии, пищевой промышленности и т.д.), должно базироваться, в первую очередь, на использовании местных ресурсов – финансовых, материальных и т.д. При их недостаточности должны быть обоснованы потребности в дополнительном привлечении ресурсов регионов более высоких  уровней (субъекта Федерации или даже федеральных ресурсов). В свою очередь, приоритетное развитие производства, инфраструктуры и т.д., обслуживающих общегосударственные потребности, должно осуществляться на основе средств федерального уровня с привлечением средств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований на принципах долевого участия в создании или развитии объектов инфраструктуры, потребителями которых они будут. Вместе с тем , глубокие кризисные деформации экономики отдельных регионов, крайняя недостаточность собственных ресурсов на региональном и муниципальном уровнях, усугубляемая стремлением федерального центра к избыточной централизации финансовых средств, приводят в ряде случаев к аномально высоким различиям социально-экономического положения регионов. Для их преодоления также могут быть использованы возможности программно-целевого метода. 

Информация о работе Региональная политика и региональнве программы социально-экономического развития