Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:01, дипломная работа
Цель моей дипломной работы исследовать программно-целевой метод как один из инструментов государственного и муниципального регулирования развития экономики и социальной сферы, определить состав тех целей и задач развития региональной экономики, которые могут быть решены на каждом уровне управления программно-целевым. Исследовать правовую базу данного метода, а так же на основе анализа практики разработки, финансирования и реализации целевых программ определить преимущества программно-целевого метода и выявить основные проблемы, которые мешают его успешному проведению.
Введение 4
Глава 1. Правовая база региональной политики, разработки и реализации целевых программ
1.1. Федеральное законодательство 7
1.2.Региональное и муниципальное законодательство 10
Глава 2.Реализация региональной политики
2.1.Основные направления региональной политики 13
2.2 .Основные задачи региональной политики 14
2.3. Методы проведения региональной политики 17
Глава 3. Федеральные программы поддержки
регионов
3.1. Использование программно-целевого метода 19 3.2. Особенности и условия применения
программно-целевого метода 20
3.3.Объективная основа программного управления
в регионах 22
3.4.Преимущества и современные проблемы
использования программно-целевого подхода
в региональной политике 25
Глава 4. Целевые программы в Нижегородской
области
4.1.Практика разработки, финансирования и
реализации целевых программ 29
4.2.Программа развития свободных
экономических зон в Нижегородской области 34
4.3. Программа поддержки малого предпринимательства
в Нижегородской области 43
Заключение 52
Список литературы 59
Порядок создания
зон, управления ими, отбора участников,
предоставления налоговых и других льгот,
контроля за их использованием , регламентируется
положениями, утвержденными актами администрации
Нижегородской области. Введение предприятий
в льготный режим хозяйствования в рамках
ТПЗ с предоставлением налоговых льгот
на основании решений органов власти предполагает
: формирование системы государственного
управления и контроля с участием департамента
экономики и прогнозирования, отраслевых
департаментов администрации Нижегородской
области и КУГИ НО, независимо от организационно
- правовой формы собственности базовых
предприятий и предприятий - участников
ТПЗ. Государственный контроль, за деятельностью
ТПЗ обеспечивается Координационным Советом
ТПЗ, утвержденным губернатором области,
а также назначаемыми им внешними управляющими
ТПЗ. Разработанная для обеспечения деятельности
существующих ТПЗ нормативно - юридическая
база в своей основе носит общий характер
, что позволяет переформулировать основные
положения в обобщенном виде, предоставляющем
возможность их применения при создании
новых зон на любом предприятии государственной
и частной форм собственности.
Структура управления
ТПЗ , показанная в таблице №
4 приложения (стр.70), обеспечивает рациональное
сочетание механизмов государственного
регулирования с участием отраслевых
департаментов администрации, подразделений
комитета по управлению гос. имуществом
Нижегородской области и внутренней самоорганизации
ТПЗ.
Результаты работы
по созданию ТПЗ
В Нижегородской
области с 1995 года действуют территориально-
производственные зоны на трех предприятиях
бывшего ВПК: ОАО "Завод им. Петровского",
ОАО "Сормовский завод "Лазурь",
и НПП "Салют". Динамика развития
ТПЗ, за период с 1 марта 1995 года по 1 октября
1997 года, дана в приложении 3. Анализ результатов
деятельности ТПЗ за истекший период позволяет
подвести некоторые итоги и сделать следующие
выводы:
-вновь созданными
предприятиями занято более 41,
-создано 1500 новых
рабочих мест, в том числе 714
для работников базовых предприятий;
-на развитие
производств в ТПЗ
-объем продукции
, произведенной участниками ТПЗ
составил более 108,0 млрд. рублей;
-при объеме
налоговых льгот,
-объем продукции
, произведенной базовыми
-среднемесячная
зарплата выросла на НПП "
-улучшено финансово
- экономическое состояние ОАО
"Завод им. Г. И. Петровского",
выведено из состояния
-практика функционирования
ТПЗ привлекла внимание других
предприятий региона, Москвы и
ряда субъектов Федерации;
-ОАО «Сормовский»
завод "Лазурь" острее других
нуждается в пополнении оборотных средств,
в виде дополнительных инвестиций под
программу загрузки производства.
Предложения по
созданию новых ТПЗ поступили
от 20 предприятий, расположенных на
территории 13 районов и городов
области. Половину из них составляют
предприятия оборонного комплекса. Технико-
экономическое обоснование представили
15 предприятий, у остальных предприятий
документы находятся в стадии разработки.
Сводный перечень предложений по созданию
СЭЗ приводится в приложении таб. №2 (стр.67).
По обобщенным данным 20 предприятий
,представивших основные показатели развития
ТПЗ, численность работающих на них составляет
около 14 тыс. человек, свободные площади
этих предприятий занимают - более 30% от
имеющихся, в т. ч. производственные - 40%.
В зависимости от места расположения и
вида площадей арендная плата планируется
на уровне от 1 до 15 рублей за 1 кв. м.
После рассмотрения
представленных технико - экономических
обоснований по созданию новых зон
, с учетом социально - экономической
обстановки и основных финансово - экономических
показателей, в т. ч. формы собственности
предприятий, планов развития производства,
численности работающих, количества и
видов свободных площадей, размера арендной
платы 11 февраля 1998 года на совещании специалистов
департаментов администрации Нижегородской
области принято решение предложить образовать
сроком на пять лет ТПЗ на базе:
-ГП Завод
"Электромаш" г. Н. Новгород;
-ГП "Правдинский
завод радиорелейной
-ГП "Агат"
г. Кстово;
-промплощадки
ОАО "Русич" г. Кулебаки.
Вышеуказанное
решение утверждено губернатором области
и в соответствии с постановлением
Законодательного Собрания области
от 28.03.98 г. N 89 вышеуказанные ТПЗ образованы
с 1 апреля 1998 года сроком на 5 лет.
Основные экономические
показатели развития, вновь создаваемых
ТПЗ, представлены в приложении таб.
№ 3 (стр.68).
ЭФФЕКТИВНОСТЬ
СОЗДАНИЯ СЭЗ
На этапе подготовки
Программы были разработаны и
проведены ТЭО создания каждой ТПЗ
и ЗСП. Определялась как экономическая,
так и социальная, и бюджетная эффективность
создания СЭЗ. Бюджетная эффективность
определялась по разным уровням власти
в зависимости от объема предоставляемых
налоговых льгот (50, 75, 100%).
4.3.Программа
поддержки малого
Нижегородской
области на 2000-2001 г.г.
Малое предпринимательство
- неотъемлемый элемент рыночной системы
хозяйства, без которого экономика
и общество в целом не могут
нормально существовать и развиваться.
Важным компонентом в функционировании
экономического механизма страны с
развитой рыночной системой является
малое предпринимательство, представляющее
собой наиболее массовую, динамичную и
гибкую форму организации предприятий.
Факторы , определяющие
особую роль МП в условиях современного
российского общества - энергичное
развитие сектора МП может быть единственным
источником реальной реструктуризации
общества, обеспечивающей переход всего
хозяйства страны на рельсы эффективно
работающей в интересах всего населения
рыночной экономики; развитие МП способствует
постепенному созданию широкого слоя
мелких собственников (среднего класса),
самостоятельно обеспечивающих собственное
благосостояние и достойный уровень жизни;
занятие малым бизнесом является не только
источником средств к существованию, но
и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний
потенциал личности; сектор МП имеет большой
потенциал для создания новых рабочих
мест, способствует снижению уровня безработицы
и социальной напряженности в целом по
стране и в отдельных регионах; - массовое
развитие МП способствует изменению общественной
психологии и жизненных ориентиров основной
массы населения, является единственной
альтернативой люмпенской психологии
и социальному иждивенчеству.
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМ
На 1.10.99 г. в Нижегородской
области насчитывается более 90 тыс.
субъектов МП, из них около 16 тыс. малых
предприятий со статусом юридического
лица и около 75 тысячи индивидуальных
предпринимателей. Среднесписочная численность
работающих в них составила 330 тыс. чел.
В бюджеты всех уровней от субъектов МП
области выплачено около 9% от всех налоговых
поступлений.
Структура МП области,
сложившаяся на конец 1999 г.:
-52% торговля
и общественное питание;
-18% строительство;
-13% промышленность;
-3% бытовые услуги;
-14% другие виды
деятельности.
К концу 1999 г. завершился
первый этап развития малого предпринимательства
в России- этап зарождения малых предпринимательских
структур и увеличения числа занятых с
сфере малого бизнеса (1991 г.10% трудоспособного
населения Нижегородской области, 1999 г.
- 35%), накопления капитала и трансформации
в сфере деятельности МП (1991 г. - 90% МП занимались
торгово - закупочной деятельностью). За
прошедшее время были созданы начальные
правовые условия для развития МП. В Нижегородской
области приняты и действуют законы и
постановления:
-"О государственной
поддержке малого предпринимательства",
"Об областном заказе на 1999 г. ",
-"О введении
единого налога на вмененный
доход",
-"О мерах
по преодолению
Среди скопившихся
к настоящему времени проблем, отрицательно
влияющих на развитие малого бизнеса,
можно выделить следующие :
-недостаточная
законодательная база, ее нестабильность,
последовательность в ее
-сложная экономическая
обстановка, инфляционные скачки, высокие
и часто меняющиеся кредитные
ставки, ненадежность банков и
других финансовых институтов;
-несовершенство
механизма государственной
Решение этих проблем,
нейтрализация (смягчение) действия отрицательных
факторов- важнейшая задача органов государственной
власти всех уровней, общественных организаций
и союзов предпринимателей, самих предпринимателей.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
Государственная
политика в сфере отношений с
малым бизнесом должна в первую очередь
решать 3 основные задачи:
-обеспечение
благоприятных и стабильных
-оказание поддержки
тем, кто начинает
-обеспечение защиты
прав и безопасности личности, имущества
и собственности.
Решение вышеназванных
проблем определяет цели и задачи
Программы поддержки
Цель Программы
- оптимизация системы
-поддержка малого
бизнеса в приоритетных сферах
(отраслях) с учетом социально - экономического
уровня развития районов и городов области;
-оптимизация
нормативно - правовой базы развития
предпринимательства, в том
-развитие прогрессивных
финансовых технологий;
-оптимизация
деятельности существующей
-создание территориальных
инфраструктурных комплексов (информационно
консалтинговые центры, технопарки,
бизнес инкубаторы, учебно -деловые центры),
содействие в создании и организации деятельности
общественных объединений и ассоциаций
предпринимателей.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ
Информация о работе Региональная политика и региональнве программы социально-экономического развития