Региональная политика и региональнве программы социально-экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:01, дипломная работа

Описание работы

Цель моей дипломной работы исследовать программно-целевой метод как один из инструментов государственного и муниципального регулирования развития экономики и социальной сферы, определить состав тех целей и задач развития региональной экономики, которые могут быть решены на каждом уровне управления программно-целевым. Исследовать правовую базу данного метода, а так же на основе анализа практики разработки, финансирования и реализации целевых программ определить преимущества программно-целевого метода и выявить основные проблемы, которые мешают его успешному проведению.

Содержание

Введение 4


Глава 1. Правовая база региональной политики, разработки и реализации целевых программ


1.1. Федеральное законодательство 7


1.2.Региональное и муниципальное законодательство 10


Глава 2.Реализация региональной политики


2.1.Основные направления региональной политики 13


2.2 .Основные задачи региональной политики 14


2.3. Методы проведения региональной политики 17


Глава 3. Федеральные программы поддержки


регионов


3.1. Использование программно-целевого метода 19 3.2. Особенности и условия применения


программно-целевого метода 20


3.3.Объективная основа программного управления


в регионах 22


3.4.Преимущества и современные проблемы


использования программно-целевого подхода


в региональной политике 25


Глава 4. Целевые программы в Нижегородской


области


4.1.Практика разработки, финансирования и


реализации целевых программ 29


4.2.Программа развития свободных


экономических зон в Нижегородской области 34


4.3. Программа поддержки малого предпринимательства


в Нижегородской области 43


Заключение 52


Список литературы 59

Работа содержит 1 файл

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.doc

— 266.00 Кб (Скачать)

Орган программно - целевого управления - департамент  поддержки и развития предпринимательства администрации Нижегородской области. Руководитель программы - директор департамента Буланов В. А. 

Привлечение государственных  средств (областного и федерального бюджета) - через механизм ГУП "Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области". Контроль, за расходованием государственных средств, осуществляется Попечительским советом Фонда, состав которого утверждается губернатором области. 

КООРДИНАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ  МЕРОПРИЯТИЙ . 

В настоящей  Программе выделено восемь разделов основных мероприятий: 

1.Нормативно - правовое  обеспечение. 

2.Информационное  обеспечение развития предпринимательства. 

3.Развитие инфраструктуры  поддержки предпринимательства. 

4.Инвестиционная  и кредитно - финансовая поддержка. 

5.Реализация приоритетных направлений деятельности. 

6.Взаимодействие  со СМИ и пропаганда предпринимательской  деятельности. 

7.Содействие  в создании и организации деятельности  общественных объединений и ассоциаций  предпринимателей. 

8.Научно - методическое  и кадровое обеспечение развития предпринимательства. 

Данная структура  Программы обеспечивает преемственность  развития системы государственной  поддержки в интересах малого бизнеса, причем в каждом направлении  предусматриваются свои цели, ставятся определенные задачи и реализуются программные мероприятия. Такой принцип позволяет выбирать и изменять стратегию реализации Программы при разном ресурсном обеспечении. В максимальном варианте бюджетного финансирования будут задействованы все направления и мероприятия, в минимальном - только те, которые являются необходимыми. 

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ  

Основой ресурсного обеспечения развития предпринимательства  и реализации программ поддержки  предпринимательства должно стать  выделение по стабильным нормативам средств регионального и местного бюджетов. При этом ,средства из государственного бюджета на реализацию предпринимательских проектов в приоритетных для области и районов направлениях должны выделяться при безусловном конкурсном распределении ресурсов на паритетной с предпринимателями основе и, преимущественно, в форме гарантий и участия в создании страховых фондов. Финансовое обеспечение Программы: 

-выделение ежегодных  бюджетных ассигнований на цели  развития и поддержки малого  предпринимательства в области  до 1% от доходной части бюджета через механизм финансирования ГУП "Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области"; 

-привлечение  на паритетной основе средств  Федерального бюджета для финансирования  приоритетных мероприятий Программы  и социально - значимых предпринимательских проектов; 

-активное привлечение  средств внебюджетных фондов, в  том числе средств Фонда занятости,  средств фонда АПК с целью  развития лизинга в сельском  хозяйстве; 

-активное привлечение  средств коммерческих банков, инвестиционных фондов, в том числе международных и зарубежных, собственных средств предпринимательских структур и организаций, участвующих в реализации Программы. 

Всего потребность  в финансовых средствах на реализацию мероприятий Программы составит 181925 тыс. руб., в том числе:49600 тыс. руб. из областного бюджета 55000 тыс. руб. из федерального бюджета, 75855 тыс. руб. из средств предпринимателей, и других внебюджетных источников. 

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ 

Эффективность реализации Программ определяется как внешними причинами - прозрачность, стабильность нормативно - правового поля и экономической ситуации в стране, так и наполнением Программы финансами из областного, местных бюджетов и внебюджетных источников. 

При существующих тенденциях к концу программного периода можно ожидать: 

-активное вовлечение  субъектов МП в решение задач  по социально - экономическому  развитию территорий, 

-создание дополнительно  до 20 тыс. рабочих мест; 

-рост производства  продукции (услуг) на 3% в год; 

-увеличение  налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предприятий сферы МП до 20%;  

-трансформация  сфер деятельности в сторону  увеличения производства товаров  и оказания услуг, предполагаемая  структура предпринимательских  структур, действующих на территории  Нижегородской области к первому полугодию 2002 года : промышленность - 20% , строительство - 20 % , услуги (в т. ч. бытовые) - 15% , торговля и общественное питание - 40%; другие виды деятельности - 5 % ; 

-насыщение региональных  и местных рынков товарами  и услугами отечественных производителей; 

-формирование  среднего класса, способствующего  социально - политической стабильности  общества. 

Создаются условия  для выхода предпринимателей из теневой  экономики, снижения территориальных  и отраслевых диспропорций развития малого предпринимательства. Проводится работа по пропаганде предпринимательской деятельности и роста авторитета предпринимательства у населения, профессия предпринимателя начинает входить в число приоритетных, малый бизнес получил новый стимул к развитию. В области  развивается комплексная стабильно функционирующая государственно-общественная система поддержки предпринимательства, в которой  представлены: 

-Департамент  поддержки и развития предпринимательства  Администрации области; 

-Фонд поддержки  малого предпринимательства Нижегородской области; 

-Нижегородская  лизинговая компания; Межрегиональный  лизинговый центр; 

-Палата малого  предпринимательства и ремесел  Нижегородской области и ее  филиалы в районах области;  Торгово-промышленная палата Нижегородской области и ее представительства; 

-Дома малого  бизнеса в городах и районах  области, учебно- деловые центры; центр поддержки предпринимательства  в сфере ремесленного производства; специализированные информационные, консалтинговые центры и фирмы,  учебные заведения, реализующие программы подготовки и переподготовки кадров рыночной экономики; отраслевые и территориальные общественные объединения и ассоциации предпринимателей. Виды предпринимательской деятельности в приложении таб. № 6 (стр.72). 

  

  

  

  

  

  

  

  

 Заключение 

  

Проведенный анализ разработки и реализации программно-целевого метода в практике регулирования  и прогнозирования территориального развития Российской Федерации показал, что к настоящему времени этот метод занял прочное место  в системах государственного управления. Если при этом дополнительно учесть многочисленные работы по региональному программированию, которые разворачиваются во многих регионах– от уровня субъекта Федерации до отдельных муниципальных образований (и городов), то следует признать, что этот метод оказался вполне работоспособным для современных условий формирования системы государственного управления и местного самоуправления при господствующих рыночных отношениях. Однако внедрение методов регионального программирования в практику работы исполнительных органов власти на всех территориальных уровнях государственного управления и местном уровне проходило в сложных экономических условиях, которые, несомненно, сказались на результативности программного метода. В их числе:  

-обширный и  глубокий экономический кризис  на фонде резкого падения производства, потери конкурентоспособности отечественного  производителя, 

-резкого снижения  уровня жизни практически всех  слоев населения; резкое сокращение  материальных и финансовых возможностей государства по проведению активной структурной политики (вопреки сложившейся тенденции “утяжеления” отраслевой структуры и “вымывания” наукоемких продуктов среди отечественной продукции, включая и производимую на предприятиях ВПК);  

-кризис бюджетной, налогово-кредитной и инвестиционной политики государственного долга; завышенные требования  внешних инвесторов  к работе на внутреннем российском рынке; нарастание резких различий в уровнях социально-экономического развития регионов на фоне сокращения межрегиональных производственно-экономических связей;  

-нарастания  тенденций к региональному экономическому, а в ряде случаев и политическому  сепаратизму; обострению в ряде  регионов межэтнических конфликтов; 

-резкое сокращение  возможностей государства по проведению неотложных мер государственной поддержки кризисных, депрессивных и остальных регионов, регионов со сложными природно-климатическими и транспортными условиями, особенно на Крайнем Севере, а также регионов, имеющих важное геостратегическое значение; сохранение на высоком уровне расходов на преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, обострившихся на фоне непрерывного “старения” основных производственных фондов, отсутствие резервных мощностей и потери устойчивости в работе отечественных топливно-энергетических и электроэнергетических систем. Все это, несомненно, оказывало негативное влияние на масштабы работы по разработке, финансированию и реализации конкретных программ. Особое значения при этом имела фактическая потеря, начиная с 1997 года, возможности устойчивого финансирования программных мероприятий федерального уровня в соответствии с приятными решениями. Поиск дополнительных путей финансирования региональных программ, помимо бюджетных источников, не всегда приводил к положительным результатам на фоне кризисного положения большинства предприятий. 

Проведенный анализ разработки, финансирования и реализации региональных программ развития экономики  и социальной сферы показал, что  до настоящего времени сохраняются  серьезные трудности при решении организационных и финансовых вопросов регионального программирования. В особенности это касается вопросов фактического выделения финансовых средств из федерального бюджета на реализацию программ. К сожалению, в последние годы недофинансирование региональных программ приняло хронический характер. 

Состояние законодательно-правовых основ регионального программирования, рассматриваемое в отчете по территориальным  уровням управления, характеризуется  следующим: 

-на федеральном  уровне– разработанный комплекс нормативно-правовых документов, регламентирующих разработку и реализацию федеральных целевых программ, ориентирован преимущественно на формирование отраслевых и функциональных программ без учета специфики территориальных программ. Так например, не определен дифференцировано  сам предмет использования программного метода применительно к различным уровням территориального управления, имея в виду, что речь при этом идет о выполнении стратегических задач реформирования региональной экономик. Как известно, разработку и  реализацию территориальных программ существенное влияние оказывают значительные природно-географические, историко-культурные и социально-экономические различия регионов, особенности размещения природного, трудового и экономического потенциалов страны и регионов, характер расселения населения, степень участия регионов в территориальном, в том числе международном разделении труда, уровень социально-экономического развития, социально-демографические, национально-этнические, миграционные факторы и др. Это требует подготовки полноправного регионального сектора в составе имеющейся правовой базы разработки  и реализации целевых программ; 

-оценивая сложившуюся  ситуацию в региональном программировании  как на уровне регионов– субъектов Федерации, так и на уровне муниципалитетов, следует отметить, в первую очередь, негативные последствия нормативно-правового вакуума в обеспечении разработки и реализации целевых программ данных уровней (большинство региональных нормативных документов или копируют федеральные или носят достаточно формальный характер). К числу данных последствий относится и непомерное разрастание количества “программ” на всех уровнях территориального управления, и неподготовленность кадров, и несоответствие содержания “программ” основным принципам программного метода. Острота ситуации обусловлена, в частности, тем, что в условиях преодоления кризисных явлений и обеспечения последующего перехода к устойчивому развитию программный метод является одним из важнейших инструментов осуществления региональной экономической политики. 

Наиболее часто  встречающимися погрешностями в  практике использования программно-целевого метода являются: 

-недостаточность  обоснования необходимости применения  программно-целевого метода для  решения конкретной социально-экономической проблемы;  

Информация о работе Региональная политика и региональнве программы социально-экономического развития