Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:01, дипломная работа
Цель моей дипломной работы исследовать программно-целевой метод как один из инструментов государственного и муниципального регулирования развития экономики и социальной сферы, определить состав тех целей и задач развития региональной экономики, которые могут быть решены на каждом уровне управления программно-целевым. Исследовать правовую базу данного метода, а так же на основе анализа практики разработки, финансирования и реализации целевых программ определить преимущества программно-целевого метода и выявить основные проблемы, которые мешают его успешному проведению.
Введение 4
Глава 1. Правовая база региональной политики, разработки и реализации целевых программ
1.1. Федеральное законодательство 7
1.2.Региональное и муниципальное законодательство 10
Глава 2.Реализация региональной политики
2.1.Основные направления региональной политики 13
2.2 .Основные задачи региональной политики 14
2.3. Методы проведения региональной политики 17
Глава 3. Федеральные программы поддержки
регионов
3.1. Использование программно-целевого метода 19 3.2. Особенности и условия применения
программно-целевого метода 20
3.3.Объективная основа программного управления
в регионах 22
3.4.Преимущества и современные проблемы
использования программно-целевого подхода
в региональной политике 25
Глава 4. Целевые программы в Нижегородской
области
4.1.Практика разработки, финансирования и
реализации целевых программ 29
4.2.Программа развития свободных
экономических зон в Нижегородской области 34
4.3. Программа поддержки малого предпринимательства
в Нижегородской области 43
Заключение 52
Список литературы 59
К нормативной
базе использования программно-
1.Федеральный
закон №115– ФЗ от 20 июля 1995 года «О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического
развития Российской Федерации». Законом
определены задачи разработки среднесрочной
программы социально-экономического развития
страны, а также федеральных целевых программ.
К сожалению, данный закон не предусматривает
процедуры согласования национальных
интересов страны и интересов отдельных
субъектов Федерации в процессе государственного
прогнозирования и программирования,
хотя данная процедура в определенной
степени присутствует в процессе текущей
разработки прогноза социально-экономического
развития России на 2000 год и на период
до 2002 года.
2.Постановление
Правительства Российской
3.Основополагающее
значение приобретает
В состав законодательно-правовой
базы разработки и реализации региональных
программ следует отнести также-
федеральные законы об особых экономических
зонах в Калининградской и
Мурманской областях, основах государственного
регулирования социально-экономического
развития Севера, охране озера Байкал,
о гарантиях прав коренных малочисленных
народов и др.
1.2. Региональное
и муниципальное
Легитимность
использования программного метода
органами управления регионов – субъектов
Федерации и муниципальных образований
определена на общегосударственном уровне
положениями- Закона Российской Федерации
«О краевом, областном Совете народных
депутатов и краевой, областной администрации»
(от 5 марта 1992 года №2452, ст.45), а также Федерального
закона « Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» (от 28 августа 1995 года №154 –
ФЗ, статьи 5 и 15). Первый , из указанных
выше законов, утратил силу с 19 октября
1999 года, в связи с вводом в действие нового
Федерального закона «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации»
от 6 октября 1999 года № 184– ФЗ, где предусмотрена
разработка и утверждение программ социально-экономического
развития субъектов Российской Федерации
(статья 5г). На уровне регионов и муниципальных
образований правовые основы использования
данного метода, как правило, закрепляются
в разделах законодательных актов, посвященных
полномочиям органов законодательной
и исполнительной власти соответствующего
уровня. Так в Нижегородской области закон
«О местном самоуправлении» закрепляет
в числе полномочий представительных
органов местного самоуправления принятие
программ развития муниципального образования
и учреждения отчетов об их исполнении
(ст.25). На уровне регионов-субъектов Федерации
правовой основой для реализации программ
являются, как правило, соответствующие
решения законодательных органов, принимаемые
по представлению губернатора области
(главы Правительства, Президента республики).
Ряд регионов успешно используют программной
подход для решения сложных социально-экономических
проблем территории. Муниципальные программы
приобретают официальный статус после
утверждения городским (районным) представительным
органом.
Новым перспективным
направлением применения программно-
целевого метода в региональном развитии
в условиях перехода экономики страны
на рыночные принципы хозяйствования
является формирование локальных экономических
зон (или особых экономических зон, территориально-
Глава 2. Реализация
региональной политики
2.1. Основные
направления региональной
Региональная
политика государства– это сфера
деятельности по управлению экономическим,
социальным и политическим развитием
страны в пространственном, региональном
аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями
между государством и регионами, а также
регионов между собой. Региональная политика
представляет собой составную часть национальной
стратегии социально– экономического
развития страны. Для России, региональная
политика, имеет исключительно важное
значение : вследствие огромных различий
природно– географических, социально–
демографических, экономических и других
условий на территории России унифицированный
подход к регионам невозможен. Характеризуя
ситуацию в различных регионах России,
можно выделить несколько региональных
групп, имеющих специфические черты:
Первую группу
составляют наименее стабильные регионы,
где необходимы серьёзные государственные
меры регулирования. Это регионы Северного
Кавказа для которых характерно: весьма
слабая финансовая база – по размеру подушных
налогов занимает последнее место в РФ
(менее 50% среднероссийского уровня),
наиболее низкий уровень жизни, самая
высокая концентрация беженцев, напряженная
социально – психологическая обстановка,
вызванная межнациональными конфликтами.
Во вторую группу
входят регионы повышенного риска
в социальной сфере :– центр европейской
части России (Севера – Западный,
Центральный, Волго – Вятский, Центрально
– Черноземный, Уральский районы). Для
этих регионов общим является: недостаточно
приспособленная к требованиям рынка
структура экономики; глубокий спад
промышленности; быстрое увеличение безработицы;
высокие темпы депопуляция населения,
чрезмерные техногенные нагрузки на окружающую
среду. Несмотря на то, что здесь наблюдается
меньшая, чем в первой группе регионов,
напряженность, при резком всплеске безработицы
она может быть усилена, и привести к негативным
последствиям для всей страны.
Третью группу
представляют регионы: Крайнего Севера
и Дальнего Востока, имеющие чрезвычайно
острые специфические проблемы : остановка
предприятий, вызванная ликвидаций или
резким сокращением государственных дотаций,
нарушение поставок сырья и оборудования;
хронические неплатежи потребителей топлива,
обострение проблем с завозом грузов,
сверхвысокие цены на продукты питания
и товары; резкое возрастание миграции,
вызванное выше указанными обстоятельствами,
а отсюда «вымывание» наиболее квалифицированных
и мобильных кадров.
Напряженная социально-экономическая
ситуация в регионах, чрезмерные региональные
контрасты в социальных условиях
- угроза самому существованию государства,
ведущая к его распаду. Региональная
политика, таким образом, призвана ослабить
внутренние социальные направления, сохранить
целостность и единство страны.
2.2.Основные задачи
региональной политики
Задачи региональной
политики, как правило, имеют инерционный,
долговременный характер. Многие из них
переходили из прошлого, но трансформируются
с учетом новых условий, меняют свои приоритеты,
требуют новых подходов к их решению. Качественно
новые задачи региональной политики обусловлены
следующими обстоятельствами:
-Россия стала
самостоятельным государством, это
принципиально изменило
-изменилось
соотношение центрального и
-Федеральный
договор изменил принципы
-произошел переход
от административной системы управления
к системе преимущественного рыночного
регулирования.
Стратегическими
задачами регионального развития в
настоящее время являются:
-реконструкция
экономики старопромышленных
-преодоление
депрессивного состояния
-стабилизация
социально – экономического положения
в регионах с экстремальными природными
условиями и преимущественно сырьевой
специализацией; создание условий для
возрождения малочисленных народов (прежде
всего это районы Крайнего Севера и приравненные
к ним местности, горные районы );
-продолжение формирования
территориально – производственных комплексов
и промышленных узлов в северных и восточных
регионах преимущественно за счет нецентрализованных
инвестиций и приоритетного развития
производств, с комплексным использованием
добываемого сырья, соблюдения строгих
экологических стандартов;
-стимулирования
развития экспортных и
Информация о работе Региональная политика и региональнве программы социально-экономического развития