Разработка управленческих решений по повышению конкурентоспособности предприятия (на примере ООО «Кроностар»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:59, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования: ООО «Кроностар» и существующая система планирования на нём, в том числе – бизнес – планирования, анализ действующей методики составления бизнес-плана с точки зрения оптимальности и полноты его структуры и содержания.
Предмет исследования: Разработка управленческого решения по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Кроностар».
Цель работы: Основные аспекты и проблемные моменты разработки управленческих решений по повышению конкурентоспособности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3 стр.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «КРОНОСТАР»….7 стр.
Общая характеристика ООО «Кроностар»……………………7 стр.
Анализ основных ТЭП (технико-экономических показателей) предприятия……………………………………………………13 стр.
Характеристика рынка сбыта продукции……………………15 стр.
ТЕОРЕТИКО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………….20 стр.
Конкурентоспособность предприятия: сущность и значение………………………………………………………..20 стр.
Факторы повышения конкурентоспособности предприятия................................................................................25 стр.
Оценка конкурентоспособности предприятия………………44 стр.
РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………48 стр.
Анализ внешний и внутренний среды (SWOT – анализ, матрица)………………………………………………………..48 стр.
Разработка управленческого решения……………………….56 стр.
Оценка эффективности управленческого решения…………61 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 69 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….71 стр.

Работа содержит 1 файл

переделанная курсовая работа Женя.docx

— 246.02 Кб (Скачать)

          На протяжении 2009 года производство ДСП определялся возможностями сбыта. В северо-западном регионе России сконцентрировано большое количество основных производителей ДСП. По этому, реализация в данном регионе затруднена высокой конкуренцией между заводами.

ООО «Кроностар» реализует  ДСП преимущественно в Сибирский  регион. Крупные мебельные фабрики  Сибири охотно идут на сотрудничество. ДСП поставляется по железной дороге контейнерами, вагонами.

ВЫВОДЫ К ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

Исследования, проведенные в первой главе, позволили  сделать следующие выводы:

1.      Завод ООО «Кроностар» играет  очень важную роль в Швейцарской  группе КРОНО в деле освоения  рынков Восточной Европы. За три  с небольшим года реализованы  два первых этапа инвестиционного  проекта по строительству новейшего  деревообрабатывающего комплекса.  Можно констатировать, что с запуском  в эксплуатацию линии по производству  плит MDF город Шарья, где расположен завод, превратился в центр деревообрабатывающей промышленности. Плиты MDF являются сегодня одним из самых востребованных материалов для производства высококачественной мебели, отделочных материалов для интерьера.

2.     Основные технико – экономические  показатели деятельности ООО  «Кроностар» по данным которых  денежная выручка увеличилась,  численность персонала за анализируемый  период изменилась незначительно,  текучесть кадров низкая, т.к.  на предприятии созданы благоприятные  условия для работы, среднегодовая  стоимость основных средств возросла, среднегодовая стоимость оборотных  средств также имела тенденцию  к увеличению,

3.   На протяжении 2009 года производство ДСП определялся возможностями сбыта. В северо-западном регионе России сконцентрировано большое количество основных производителей ДСП. По этому, реализация в данном регионе затруднена высокой конкуренцией между заводами.

   ООО «Кроностар»  реализует ДСП преимущественно  в Сибирский регион. Крупные мебельные  фабрики Сибири охотно идут  на сотрудничество. ДСП поставляется  по железной дороге контейнерами, вагонами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИКО –  МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1. Конкурентоспособность  предприятия: сущность и значение

 

С середины 70-х годов понятие  конкурентоспособности становится одним из центральных в оценке мирохозяйственных позиций России. В условиях жесткой конкуренции  с импортными товарами, предприятиям необходимо освоить методы ведения  конкурентной борьбы, соответствующие  «рынку покупателя». Уровень конкурентоспособности  предприятия должен стать барометром экономического состояния предприятия, одним из критериев оценки несостоятельности  предприятий, в дополнение к уже  существующим. Возможность управления конкурентоспособностью является жизненно важным для выживания и развития отечественных предприятий.

Вопросом изучения конкурентоспособности  предприятий, а также ее оценки посвящены  работы: Е. П. Голубкова, А. Н. Печенкина, А. Глухова, П. С. Завьялова, Г. Л, Багиева, Т. А. Блашенковой, М. О, Ермоловой, А. П. Градова, В. С, Ефремова, Т. М, Каретниковой, М. В. Каретникова, И. Максимовой, Н. И, Шайдуровой, Н. С, Яшина, А. Ю. Юданова, Дж. Амела, И. Ансоффа, Р. Ватермана, Дж. Кея, Т. Коно, Г. Минтсберга, М. Портера, Ф. Котлера, Е. Дихтля, С. К. Пралада, Р. Т, Паскаля, Т. Петерса, Н. Петса и. т.д.

Но, несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, существуют некоторые различия в  понимании категории «конкурентоспособность». Многовариантность определений, относительность, а также различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности  на разных ее уровнях.

Прежде всего, необходимо отметить, что различают конкурентоспособность  товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми этими  уровнями существует тесная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность  в конечном итоге зависят от способности  конкретных производителей выпускать  конкурентоспособные товары. Таким  образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой.

Конкурентоспособность товара может  рассматриваться как степень  привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность  удовлетворения целого комплекса их требований».

Часто категорию «конкурентоспособность товара» приравнивают к категории  «конкурентоспособность предприятия». Например, Константинова И. В. дает следующее  определение: «Под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная и потенциальная способность, в  реальных условиях, проектировать, изготавливать  и сбывать товары, которые по ценовым  и неценовым характеристикам  более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов».

Однако конкурентоспособность  товара является необходимым, но не достаточным  условием конкурентоспособности предприятия. Предприятие может производить  конкурентоспособную продукцию, но не быть конкурентоспособным. Ярким  примером такой ситуации является состояние  многих отечественных предприятий  военно-промышленного комплекса.

Можно выделить следующие основные отличия между понятиями конкурентоспособности  товара и предприятия:

  • Оценка конкурентоспособности товара применяется к каждому конкретному его виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю номенклатуру и ассортимент, а также все виды производственно-экономической деятельности, осуществляемые предприятием (финансовую, инвестиционную деятельность и. т. д);
  • Признание конкурентоспособности и товара, и предприятия осуществляется на рынке. В то же время в отличие от оценки конкурентоспособности товара оценку конкурентоспособности предприятия дает не только потребитель, но и сам производитель. Именно предприятие решает вопрос о целесообразности выпуска данной продукции в конкретных условиях;
  • Товар и предприятие имеют разные временные периоды своего жизненного цикла. Если предметом исследования является текущая оценка конкурентоспособности, то фактор времени не имеет определенного значения, но когда речь заходит о долговременном аспекте, то следует учитывать, что жизненный цикл предприятия, как правило, более продолжителен – за период его функционирования может сменяться несколько поколений изделий. Вместе с тем, иногда жизненный цикл продукции превышает период функционирования предприятия (например, при производстве базовых товаров сырьевой группы, в случае банкротства и реорганизации предприятия и т. д.).

Проанализируем определения категории  «конкурентоспособность предприятия», данные некоторыми авторами:

Фатхутдинов Р.А. «Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она  определяет способность выдерживать  конкуренцию в сравнении с  аналогичными объектами на данном рынке».

Ивахник Д. Е. «Конкурентоспособность промышленного предприятия –  это комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного  рынка, отражающая превосходство перед  конкурентами по ряду определяющих показателей  – финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность  субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к  изменяющимся условиям внешней среды»

Эти авторы рассматривают конкурентоспособность  предприятия как относительную  категорию, то есть каждое предприятие  по тем или иным характеристикам  сопоставляется с конкурентами. Такой  методологический подход к оценке конкурентоспособности  предприятия является довольно распространенным и достаточно удобным с точки  зрения, как логического восприятия, так и математического описания. Вместе с тем он не отражает всей глубины категории «конкурентоспособность предприятия» и имеет ряд существенных недостатков:

  • Выбор в качестве базы сравнения одного или нескольких конкурентов позволяет ранжировать конкурентные позиции анализируемых предприятий, но сужает возможность обобщенной объективной оценки отраслевой конъюнктуры;
  • Основной акцент делается на сопоставление показателей конкурентов, в то время как вне поля зрения остается проблема современной адаптации предприятия к изменяющимся условиям среды;
  • Отсутствует системность оценки конкурентоспособности: и локальные, и интегральные параметры работы предприятия сопоставляются без учета сложных внутрисистемных связей и динамики изменения;

Практически все вышеприведенные  определения рассматривают категорию  «конкурентоспособность предприятия» как величину постоянную, но она, как  и множество других экономических  категорий, не является таковой: в определенный период времени предприятие может  быть конкурентоспособным, а в следующий  период (при изменившейся конъюнктуре  рынка и изменившейся внешней  среды) – не конкурентоспособным. Т. е. конкурентоспособность предприятия  – категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени.

Принимая во внимание уже существующие определения конкурентоспособности  предприятия и их недостатки, отметим, что данная категория должна отражать следующие позиции:

Конкурентоспособность предприятия  в то же время нельзя отождествлять  с конкурентоспособностью товара: хотя понятие конкурентоспособности  товара - базовое, но по отношению к  конкурентоспособности предприятия  оно является его составляющим.

Если рассматривать конкурентоспособность  предприятия как относительную  категорию, то необходимо оговаривать  базу сравнения, для получения наиболее объективных результатов.

  • Конкурентоспособность предприятия – величина непостоянная.
  • Конкурентоспособность предприятия должна отражать возможности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды.
  • Конкурентоспособность предприятия должна отражать возможность бескризисного функционирования.
  • Конкурентоспособность предприятия – сложный комплексный показатель, т. е. ее оценку нельзя свести к определению одного показателя.

С учетом всего вышеперечисленного можно сформулировать следующее  определение: конкурентоспособность  предприятия – это комплексная  характеристика предприятия, характеризующая  его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, а также  адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

 

2.2. Факторы  повышения конкурентоспособности  предприятия

 

        Задачи логистики, как фактора  повышения конкурентоспособности  на предприятии нельзя рассматривать  в отрыве от стратегических  целей его бизнеса. В этом  смысле на Западе часто используют  понятие «миссия», определяющее  философию предприятия на рынке  сбыта ее продукции (услуг). При  формулировке миссии предприятия  его высший менеджмент должен ответить на два основных вопроса: что мы (фирма) представляем собой в настоящее время и куда мы стремимся?

         Таким образом, миссия — это  тот исходный фундамент, который определяет все дальнейшие стратегические и тактические цели и задачи фирмы и принимаемые на их основе решения. На современном этапе развития рыночных отношений для предприятия присутствует цель максимального удовлетворения требований потребителей к качеству товаров и услуг широко распространившейся за рубежом философией TQM. Развитие международной интеграции экономики привело к тому, что потребители сегодня, с их набором ожиданий требуют более высокого качества товаров и услуг по более низкой цене, быструю реакцию на их запросы и непосредственную доступность во время приобретения и использования.  Многие фирмы все более оцениваются не только с точки зрения качества их продукции и сервиса, но и способности поставлять ГП вовремя в небольших объемах к непосредственному месту потребления.

         Потенциал логистики  предприятия  как раз и позволяет реализовать  целевые установки завода в  рамках его миссии, являясь стратегическим  фактором в условиях усиления конкуренции. В этом плане, логистическую миссию  часто трактуют, как правило «семи R-s» или логистический микс (по аналогии с маркетинговым миксом).   Что можно перевести как «обеспечение наличия нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наилучшими затратами».

          В правиле «семи R-s» отражены существенные черты логистической миссии организации бизнеса, ключевыми из которых являются качество, время и затраты. Предприятие разрабатывает логистическую миссию, непротиворечивую с общей маркетинговой и производственной стратегиями. Целью логистики предприятия является  обеспечение общего менеджмента материальных и сервисных потоков, как основы для достижения долговременного успеха в бизнесе. Отсутствие миссии и когерентной стратегии логистики в других фирмах  может поставить их в позицию наблюдателя, с запозданием реагирующего на рыночную динамику спроса, не имеющего ясной перспективы в будущем.

         Логистическая миссия предприятия  обеспечивает систему видения высокого качества его продукции и сервиса, конкурентоспособности, интеграции снабженческой, производственной и маркетинговой стратегии, это кредо предприятия, позиционирующего его относительно рынка и конкурентов.

          Для более четкого понимания  места логистики (логистического  менеджмента) на заводе необходимо  рассмотреть его окружение —  на внешнюю (макросреду) и внутреннюю (микросреду).

          Факторы внешней среды укрупненно  можно разделить на политические, экономические, правовые, технологические, социальные и экологические.

          Политические факторы, отражая  общую политическую ситуацию в стране и в мире, оказывают сильное влияние на организации бизнеса, определяя их стратегическое ( в том числе и логистическое) поведение, например, в плане принятия стратегических решений по расширению или свертыванию бизнеса, инвестиционной и финансовой политики, политики дистрибьюции, экспортно-импортных операций и т.д.

          Правовые внешние факторы определяются  государственными и местными  законодательными актами и ограничениями.  Основой правовой базы логистики  в России являются Конституция,  Гражданский кодекс, налоговое, таможенное  законодательство, Законы о банках, биржах и т.д.

Информация о работе Разработка управленческих решений по повышению конкурентоспособности предприятия (на примере ООО «Кроностар»)