В
связи с тем, что в современной
системе дошкольного образования
остро обозначилась проблема кардинального
изменения ее содержания, форм и
методов организации, перед нашим
педагогическим коллективом возникла
проблема разработки программы развития
дошкольного образовательного учреждения
№ 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского
края.
На
основе анализа психолого – педагогической
литературы мы выявили теоретические
предпосылки разработки программы развития
дошкольного учреждения, позволяющие
учреждению поэтапно развиваться и работать
в инновационном режиме.
Уточнена
сущность понятия «программа развития
дошкольного образовательного учреждения»,
которая является спланированной системой
управленческих действий по достижению
желаемой модели учреждения, и разрабатывается
как стратегический документ, дающий развернутую
характеристику инновационных процессов
учреждения и служит для определения ясных
перспектив развития, четких достижимых
ориентиров.
Определены
основные этапы и технологии разработки
программы развития. Несмотря на различие
в подходах к данной теме, всех авторов
объединяет общая цель – необходимость
создания программы развития образовательного
учреждения.
Опираясь
на точки зрения представленных авторов,
мы пришли к выводу, что кроме создания
структуры программы развития необходимо
организовать деятельность по её проектированию
на основании предложенных технологий.
В
ходе проведенного исследования у коллектива
нашего дошкольного учреждения была решена
проблема поиска собственной концепции
и стратегии развития, а так же создания
программы развития муниципального дошкольного
образовательного учреждения № 32 «Страна
чудес» г. Зеленогорска, Красноярского
края.
Исходя
из проблемы, объекта, предмета, цели и
гипотезы исследования, были решены следующие
задачи:
- Провели анализ
деятельности дошкольного образовательного
учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка,
Красноярского края и выявили стратегию
развития.
- Провели анализ
существующей литературы по проблеме
развития дошкольного образовательного
учреждения.
- Выявили организационно
– педагогические условия перехода дошкольного
образовательного учреждения № 32 «Страна
чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края
в режим развития.
- Разработали
программу развития дошкольного образовательного
учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка,
Красноярского края.
Переход
дошкольного учреждения в режим
развития возможен при условии
разработки собственной программы
развития и создания необходимых условий
для поэтапной реализации данной программы.
Практическая
значимость исследования
заключается в том, что полученные результаты
исследования были использованы в
разработке программы развития и ее реализации
в дошкольном образовательном учреждении
№ 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского
края, а так же могут быть использованы
и в других дошкольных образовательных
учреждениях.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
- А.Майер
Программа развития дошкольного
образовательного учреждения./А.Майер.
Сфера – 2004.
- Аншукова
Е.Ю. Аналитическая деятельность старшего
воспитателя/ Е.Ю. Аншукова. Управление
ДОУ. 2004. №3.
- Белая К.Ю.
200 ответов на вопросы заведующей детским
садом/К.Ю.Белая М.,1997.
- Белова Е.Н.
Технологии разработки программ учреждения
дополнительного образования детей. Учебно-методическое
пособие для руководителей дополнительного
образования детей. Красноярск, 2008.
- Белова Е.Н.
Управленческая компетентностность руководителя/Е.Н.Белова.
Монография. Красноярск ,2007. – 265 с
- Белова, Е.Н.
Формирование управленческой компетентности
руководителя образовательного учреждения
сферы культуры. / Е.Н. Белова.: дис. кандидата
пед. наук: защищена 26.10.06 – 2006. –
220 с.
- Виноградова
Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством
образовательного процесса в ДОУ. Методическое
пособие./Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева.М.,2007.
189 с.
- Воспитание
ребенка-дошкольника: Сборник. – М., 2003.
180 с.
- Всероссийский
эксперимент «Развитие новых форм российского
дошкольного образования в современных
социально-экономических условиях». Вып.
4. Сборник статей и документов. – М.: Школьная
Пресса, 2002. – 160 с.
- Гаврилин
А. Методические рекомендации по разработке
программы развития школ.
- Дошкольное
образование. Словарь терминов. Айрис-пресс,
2007. 200 с.
- Дюков В.М.
Концептуальные основы развития инновационных
образовательных учреждений. Сборник
программ. Москва: Академия педагогических
и социальных наук; Санкт-Петербург: Петровская
академия наук и искусств; Красноярск:
Главное управление образования Администрации
Красноярского края, Главное управление
образования Администрации г. Красноярска,
Красноярский краевой институт повышения
квалификации работников образования
. – 2000. – 82 с.
- Дюков В.М.,
Финогенко В.С. Программа развития ДОУ:
от планирования к проектированию. – Красноярск,
2003.
- Дюков В.М.,
Финогенко В.С., Тимошкова Ж.С Основы
управления образовательными учреждениями.
Учебная программа дисциплины для слушателей
системы повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
по дополнительной образовательной программе
«Менеджмент в образовании».– Красноярск,
РИО КГПУ, 2003. – 128 с.
- Дюков В.М.,
Финогенко В.С., Тимошкова Ж.С. Основы управления
образовательными учреждениями.
Модуль 1 Теоретические основы управления
образовательными учреждениями.
Программно-методическое пособие для
слушателей системы повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников
образования по учебной программе дисциплины
«Основы управления образовательными
учреж-дениями» дополнительной образовательной
программы «Менеджмент в образовании».–
Красноярск, РИО КГПУ, 2003.– 107 с.
- Закон Российской
Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 №
3266-1 (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13
января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа,
27 декабря 2000г., 30 декабря 2001г., 13 февраля,
21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г.,
10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003г., 5 марта,
30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004г.,
9мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта,
6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29, декабря 2006г., 6 января,
5, 9 февраля 2007 г.)
- Ильенко
Л.П. Программа развития школы: Структура,
содержание, перспективное планирование
работы. Опытно – ориентированная монография,
пособие для руководителей различных
типов образовательных учреждений. –
М.: АРКТИ, 2001.- 128с.
- Казакова
И.Н. Годовое планирование в ДОУ./И.Н.Казакова.М.,2006.
198 с.
- Капто А.Е.
Организация внутришкольного управления.
– Москва, 1991. 190 с.
- Конаржевский
Ю.А. Внутришкольный менеджмент. – Москва,
1992.
- Концепция
модернизация российского образования
на период до 2010 г. // Модернизация российского
образования: документа и материалы / Редактор-составитель
Э.Д. Днепров. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. –С. 263-282 (Серия:
Библиотека развития образования).
- Концепция
целевой федеральной программы развития
образования на 2006-2010 годы. 2005.
- Лазарев
В.С., Поташник М.М. Как разработать программу
развития школы: Методическое пособие
для руководителей образовательных учреждений.-
М.: Новая школа, 1993.- 48с.
- Майер А.А.
Программа развития ДОУ. Построение и
реализация/ А.А.Майер.М.,2004. 78 с.
- Маркова
Л.С. Программа развития дошкольного образовательного
учреждения. – Москва, 2002. 80 с.
- Маханева
М.Д.Управление развития ДОУ./М.Д. Маханева.
М.,2006.
- Менеджмент
в сфере образования:
Учебная программа дисциплины для слушателей
факультета повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников
образования Института психологии, педагогики
и управления образованием Красноярского
государственного педагогического университета
по дополнительной образовательной программе
«Менеджмент в образовании». / Составитель:
Дюков В.М., Финогенко В.С.– Красноярск:
РИО КГПУ, 2003. – 109 с.
- Микляева
Н.В. Программа развития и образовательная
программа ДОУ:технология составления,
концепция./ Н.В.Микляева.М.,2007. 137 с.
- Нормативно-правовые
основы деятельности дошкольного образовательного
учреждения. Методическое пособие.Айрис-пресс.2007.64
с.
- Новейший
словарь иностранных слов и выражений.
– Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ»,
2001. – 976 с.
- Методические
рекомендации по разработке программы
развития образовательных учреждений.
Санкт-петербург. 2006. 112 с.
- Овчинникова
Т.С. Качество образования и организация
управления в дошкольных образовательных
учреждениях компенсирующего вида./Т.С.Овчинникова.снкт-Петербург,2006.
234 с
- Ожегов С.И.
Словарь русского языка. – Москва, 1990.
- Поташник
М.М., Лазарев В.С. Управление развитием
школы. - Москва, 1995.
- Проектирование
развития ДОУ. Методическое пособие. Под.ред.
С.В. Кузнецова, Н.М. Гнедова, Т.А. Романова,
Е.В. Котова. М.,2008. 12 с.
- Российское
образование 2020.Модель образования, для
экономики, основанной на знаниях. Доклад.2007.
- Сериков
В.В. Образование и личность. Теория и практика
проектирования педагогических систем.
– М.: Издательская корпорация «Логос»,
1999. – 272 с.
- Современное
понимание адаптивной школы: методическое
пособие/ Дюков В.М., Г.И. Маслова, В.С.
Финогенко, Б.С. Черников, Е.А. Яшнова. Под
ред. И.Н. Семенова. – Красноярск: РИО КГПУ,
2003. – 112 с.
- Социальная
психология и психология управления:
Учебная программа дисциплины для слушателей
системы повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
по дополнительной образовательной программе
«Менеджмент в образовании»./ Составители:
Дюков В.М., Финогенко В.С. – Красноярск:
РИО КГПУ, 2003. – 65 с.
- Технология
разработки и освоения новшеств в соответствии
с современной парадигмой образования.
Методические материалы для слушателей
системы повышения квалификации работников
образования / Научный редактор и составитель
– В.М. Дюков, составители – Е.В. Мустафина,
О.В. Сырбачева. – Красноярск: Академия
педагогических и социальных наук, Петровская
академия наук и искусств, Управление
образования Администрации Красноярского
края, Управление образования Администрации
г. Красноярска, Красноярский краевой
институт повышения квалификации работников
образования . – 2000. – 69 с.
- Типовое
положение о дошкольном образовательном
учреждении. 2008.
- Третьякова
П.И.,. Белой К.Ю. Дошкольное образовательное
учреждение: управление образованием
по результатам. – М., 2001. – 250 с.
- Управление
качеством образования: Практикоориентированная
монография и методическое пособие./Под
ред. М.М.Поташника. – М.: Педагогическое
общество России, 2000.- 448с.
- Фалюшина
Л.И. Управление качеством образовательного
процесса в дошкольном образовательном
учреждении. - М.,2003.
- Федеральная
программа развития образования. 2000. 200
с.
- Философский
энциклопедический словарь. – М., 1993. –
561 с.