Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:18, дипломная работа
Цель исследования: провести анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края и выявить стратегию развития.
Объект: деятельность дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г. Зеленогорска, Красноярского края.
Предмет: Организация условий перехода дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края в режим развития
Введение…..……………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические основы разработки программы развития ……………..6
1.1. Современные направления системы дошкольного образования ………...6
1.2. Содержание и сущность понятий «развитие», «программа» …………....10
1.3. Основные этапы и технологии разработки программы развития………..14
Выводы к главе I…………………………...…………………………………….22
Глава II Разработка программы развития в условиях МДОУ «детский сад комбинированного вида №32 «Страна чудес»......................……….…………24
2.1. Краткая историческая справка деятельности дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края……………………….. …………………………………...24
2.2. Проблемно- ориентированный анализ уровня работы учреждения ……30
2.3. Формирование концепции и стратегии развития учреждения …………38
2.4. Реализация программы развития учреждения……………………………47
Выводы к главе II…………………………...…………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………….57
Библиографический список……………………………………………………..59
Многие современные исследователи считают выходом из этих проблем для полноценного развития дошкольного учреждения построение проекта его деятельности на обозримую перспективу, учитывающую модель дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного преобразования её преобразования.
Сегодня можно с уверенностью сказать о выходе большинства ДОУ в режим поиска, являющийся промежуточным этапом на пути к режиму развития. Для перехода в этот режим необходима оптимизация работы всех структур, освоение инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности ДОУ.
Сегодня
перед многими педагогическими
коллективами возникла проблема разработки
программы развития своих учреждений.
Потребность в документах такого
рода обусловлена, во-первых, необходимостью
сохранить свой статус на рынке образовательных
услуг; во-вторых, стремлением успешно
пройти процедуры аттестации и аккредитации.
И то, и другое предполагает наличие у
образовательного учреждения ясных перспектив
развития, четких достижимых ориентиров.
Программа развития как раз и является
важнейшим стратегическим документом,
дающим развернутую характеристику инновационных
процессов учреждения.
1.2.
Содержание и сущность
понятий «развитие»,
«программа»
Перевод ДОУ в режим развития без грамотного планирования невозможен, невозможно достичь высоких результатов, поэтому для полноценного развития ДОУ необходимо разработать проект его деятельности на обозримое будущее, то есть программу развития.
«Развитие – процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему». [32]
«Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов (изменений) катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой внутренне взаимосвязанной линии».[46]
Что
такое развитие для нас? Это –
поиск вариантов решения
По мнению и утверждению Поташника М.М. развитие следует 3 основным постулатам.
1 постулат
- превращение образовательного
учреждения в институт
2 постулат
– превращение
3 постулат
– необходимость синхронного
развития общества и школы.
По жизни выигрывают те
«Программа» (гр. programmer) – объявление, предписание. Это план намеченной деятельности, краткое научно сформулированное изложение целей, задач учреждения и путей их достижения. В Современном экономическом словаре понятие программы определяется следующим образом: «Программа экономическая, социальная – это совокупность взаимоувязанных мер, план действий, направленных на достижение единой цели, решение одной проблемы» [30].
В.С. Лазарев и М.М.Поташник образно сравнивают программу с картой для движения по незнакомой местности, на которую нанесены маршруты передвижения разных групп и точки их встреч. Если по незнакомой местности двигаться без карты, зная лишь общее направление, то потребуется затратить значительно больше усилий, чтобы прийти в нужное место. Наличие программы дает уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, кто, когда и какие действия для этого должен совершить и что этих действий будет достаточно дл достижения желаемого результата. Но не менее, а может быть и более важно, что благодаря программе не только руководитель, но и участники совместной деятельности понимают, на достижение какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, что от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач.
Другое важное достоинство программы состоит в том, что она позволяет своевременно выявлять и предупреждать возможные «пожары», а не тушить их, когда они уже разгорелись. Если руководитель не только поставил цель, но и определил промежуточные результаты, необходимые для достижения этой цели, он получает возможность обнаруживать угрозы достижению конечного результата, когда своевременно не получен какой–либо из промежуточных, и принимать решения раньше, чем угроза перерастет в неудачу. Чем больше промежуточных контрольных точек (т.е. чем детальнее программа), тем более чувствительно управление к угрозам.
Программы, как особые средства обеспечения целенаправленности и интегрированности усилий многих людей, нужны, прежде всего, для реализации стратегии системных изменений, которая предполагает полную реконструкцию ДОУ как образовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологии и т.д.), все структуры, связи, звенья, участки.
«Программа развития учреждения – это спланированная система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения. Система заложенных управленческих действий, заложенных в программу, должна затрагивать всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, родителей, руководителя учреждения. Программа развития ориентирована в конечном итоге на решение одной главной проблемы – повышение качества обучения и воспитания». [24]
«Основное назначение программы развития – быть средством интеграции и мобилизации всего педагогического коллектива на достижение целей ее развития. Однако чтобы эффективно использовать потенциальные возможности, которые заложены в программу во время ее разработки, необходимо определить стратегию обновления, создать организационную структуру и механизм ее реализации».[17]
Программа как инструмент управления нужна далеко не всегда, считают В.С.Лазарев и М.М.Поташник. Она нужна,
Движение за качественное обновление ДОУ приобретает все больший для российского образования размах. Тысячи ДОУ предпринимают усилия для проектирования своего желаемого будущего, разработки программ движения к нему, и важно, чтобы эти усилия были затрачены с максимально возможным полезным эффектом.
Для определения ясных перспектив развития, четких достижимых ориентиров и разрабатывается программа развития образовательного учреждения, как стратегический документ, дающий развернутую характеристику инновационных процессов учреждения.
«Программа по своему смыслу – это нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющая:
Программы развития могут разрабатываться по разным технологиям, предлагаемым в разных публикациях разными авторами: М.М.Поташник, В.С.Лазарев, П.И.Третьяков, К.Ю.Белая, А.А.Майер, Л.В.Поздняк, Н.Н.Лященко, Е.Н. Белова, В.М.Дюков, В.С.Финогенко, Ж.С. Тимошкова, Л.И.Фалюшина.
Каждый из авторов предлагает свою составляющую программы: проблемный анализ состояния ДОУ, концепция и составленная на её основе программа развития (А.А. Майер, Л.В.Поздняк, Н.Н.Лященко) или план действий (М.М.Поташник, В.С.Лазарев, П.И.Третьяков, К.Ю.Белая).
Программа развития - документ, в котором прослеживается целенаправленное и планомерное решение какой-то конкретной проблемы или ряда проблем, что обеспечивает не просто осуществление деятельности, а, прежде всего развитие учреждения. [4].
В программе развития должны быть ответы на следующие вопросы:
К настоящему времени сложилась довольно четкая система работы над программой развития. Перечислим лишь основные моменты:
Однако не стоит принимать ее как жесткую схему. В зависимости от анализа конкретных ситуаций внутри школы и от роли образовательного учреждения в социуме возможны различные варианты технологий разработки программы развития. Важно чтобы она удовлетворяла определенным требованиям, а именно: была актуальной, рациональной, реалистичной, прогностичной, целостной, контролируемой, результативной, реагирующей на неожиданности. [4].
Модель технологии разработки
программы развития образовательного учреждения
дополнительного
образования детей
Этапы разработки | Операции |
|
1. Анализ целей
и результатов работы школы
2. Анализ внутренних и внешних условий 3. Выявление противоречий внутри школы и во вне ее 4. Формулирование проблемы |
|
1. Формирование
или корректировка миссии, стратегической
цели развития
2. Определение тактических и текущих целей развития 3. Поиск новшеств и элементов новизны 4. Формулирование конкретных задач 5. Формирование общего образа желаемого будущего детской школы искусств 6. Формирование концепции стратегии действий |
программы развития учреждения |
1. Обоснование
вариантов действия
2. Выбор оптимального варианта 3. Построение обобщенного плана-графика реализации изменений 4. Экспертиза
(на менее двух внешних 5.Утверждение и согласование с учредителем |
|
1. Распределение
задач между исполнителями
2. Ресурсное обеспечение. 3. Координация и регулирование процесса реализации 4. Контроль |
|
1. Сопоставление
запланированных и достигнутых
результатов
2. Открытие новых проблемных ситуаций 3. Первоначальное формирование новой цели образовательной программы |
Информация о работе Разработка программы развития в условиях ДОУ