Разработка программы развития в условиях ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: провести анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края и выявить стратегию развития.
Объект: деятельность дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г. Зеленогорска, Красноярского края.
Предмет: Организация условий перехода дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края в режим развития

Содержание

Введение…..……………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические основы разработки программы развития ……………..6
1.1. Современные направления системы дошкольного образования ………...6
1.2. Содержание и сущность понятий «развитие», «программа» …………....10
1.3. Основные этапы и технологии разработки программы развития………..14
Выводы к главе I…………………………...…………………………………….22
Глава II Разработка программы развития в условиях МДОУ «детский сад комбинированного вида №32 «Страна чудес»......................……….…………24
2.1. Краткая историческая справка деятельности дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края……………………….. …………………………………...24
2.2. Проблемно- ориентированный анализ уровня работы учреждения ……30
2.3. Формирование концепции и стратегии развития учреждения …………38
2.4. Реализация программы развития учреждения……………………………47
Выводы к главе II…………………………...…………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………….57
Библиографический список……………………………………………………..59

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 598.00 Кб (Скачать)

   Многие  современные исследователи считают выходом из этих проблем для полноценного развития дошкольного учреждения построение проекта его деятельности на обозримую перспективу, учитывающую модель дошкольного образовательного учреждения и механизм поэтапного преобразования её преобразования.

     Сегодня можно с уверенностью сказать  о выходе большинства ДОУ в  режим поиска, являющийся промежуточным  этапом на пути к режиму развития. Для  перехода в этот режим необходима оптимизация работы всех структур, освоение инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности ДОУ.

     Сегодня перед многими педагогическими  коллективами возникла проблема разработки программы развития своих учреждений. Потребность в документах такого рода обусловлена, во-первых, необходимостью сохранить свой статус на рынке образовательных услуг; во-вторых, стремлением успешно пройти процедуры аттестации и аккредитации.  И то, и другое предполагает наличие у образовательного учреждения ясных перспектив развития, четких достижимых ориентиров. Программа развития как раз и является важнейшим стратегическим документом, дающим развернутую характеристику инновационных процессов учреждения. 

1.2. Содержание и сущность  понятий «развитие», «программа» 

     Перевод ДОУ в режим развития без грамотного планирования невозможен, невозможно достичь высоких результатов, поэтому для полноценного развития ДОУ необходимо разработать проект его деятельности на обозримое будущее, то есть программу развития.

     «Развитие – процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от  низшего к высшему». [32]

      «Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов (изменений) катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой внутренне взаимосвязанной линии».[46]

     Что такое развитие для нас? Это –  поиск вариантов решения задуманных идей и воплощения инновационный процессов.

     По  мнению и утверждению Поташника  М.М. развитие следует 3 основным постулатам.      

1 постулат -  превращение образовательного  учреждения в институт развитой  личности, которой свойственны новые  компетентности.

2 постулат  – превращение образовательного  учреждения  в перспективный фактор  развития российского общества. Только через школу можно изменить  сознание людей.

3 постулат  – необходимость синхронного  развития общества и школы.  По жизни выигрывают те образовательного учреждения, которые  развиваются опережающими темпами и методами. 

     «Программа» (гр. programmer) – объявление, предписание. Это план намеченной деятельности, краткое научно сформулированное изложение целей, задач учреждения и путей их достижения. В Современном экономическом словаре понятие программы определяется следующим образом: «Программа экономическая, социальная  – это совокупность взаимоувязанных мер, план действий, направленных на достижение единой цели, решение одной проблемы» [30].

     В.С. Лазарев и М.М.Поташник образно сравнивают программу с картой для движения по незнакомой местности, на которую нанесены маршруты передвижения разных групп и точки их встреч. Если по незнакомой местности двигаться без карты, зная лишь общее направление, то потребуется затратить значительно больше усилий, чтобы прийти в нужное место. Наличие программы дает уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, кто, когда и какие действия для этого должен совершить и что этих действий будет достаточно дл достижения желаемого результата. Но не менее, а может быть и более важно, что благодаря программе не только руководитель, но и участники совместной деятельности понимают, на достижение какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, что от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач.

   Другое важное достоинство программы состоит в том, что она позволяет своевременно выявлять и предупреждать возможные «пожары», а не тушить их, когда они уже разгорелись. Если руководитель не только поставил цель, но и определил промежуточные результаты, необходимые для достижения этой цели, он получает возможность обнаруживать угрозы достижению конечного результата, когда своевременно не получен какой–либо из промежуточных, и принимать решения раньше, чем угроза перерастет в неудачу. Чем больше промежуточных контрольных точек (т.е. чем детальнее программа), тем более чувствительно управление к угрозам.

     Программы, как особые средства обеспечения целенаправленности и интегрированности усилий многих людей, нужны, прежде всего, для реализации стратегии системных изменений, которая предполагает полную реконструкцию ДОУ как образовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельности (цели, содержание, организацию, технологии и т.д.), все структуры, связи, звенья, участки.

     «Программа  развития учреждения – это спланированная система управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения. Система заложенных управленческих действий, заложенных в программу, должна затрагивать всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, родителей, руководителя учреждения. Программа развития ориентирована в конечном итоге на решение одной главной проблемы – повышение качества обучения и воспитания». [24]

       «Основное назначение программы развития – быть средством интеграции и мобилизации всего педагогического коллектива на достижение целей ее развития. Однако чтобы эффективно использовать потенциальные возможности, которые заложены в программу во время ее разработки, необходимо определить стратегию обновления, создать организационную структуру и механизм ее реализации».[17]

     Программа как инструмент управления нужна  далеко не всегда, считают В.С.Лазарев  и М.М.Поташник. Она нужна,

    1. когда руководитель хочет получить максимально полезный результат при минимально необходимых затратах,
    2. когда достижение конечного результата зависит от согласованной, скоординированной работы многих людей,
    3. когда внутренние или внешние условия деятельности не стабильны, и управление должно иметь высокую чувствительность к угрозам. [22]

     Движение  за качественное обновление ДОУ приобретает  все больший для российского  образования размах. Тысячи ДОУ предпринимают  усилия для проектирования своего желаемого будущего, разработки программ движения к нему, и важно, чтобы эти усилия были затрачены с максимально возможным полезным эффектом.

  Для определения ясных перспектив развития, четких достижимых ориентиров и разрабатывается  программа развития образовательного учреждения, как стратегический документ, дающий развернутую характеристику инновационных процессов учреждения.

«Программа  по своему смыслу – это нормативная  модель совместной деятельности группы  или множества групп людей, определяющая:

    • Исходное состояние некоторой системы;
    • Образ желаемого будущего состояния этой системы;
    • Состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему».[33]
    1. Основные этапы и технологии разработки программы развития
 

     Программы развития могут разрабатываться  по разным технологиям, предлагаемым в разных публикациях разными авторами: М.М.Поташник, В.С.Лазарев, П.И.Третьяков, К.Ю.Белая, А.А.Майер, Л.В.Поздняк, Н.Н.Лященко, Е.Н. Белова, В.М.Дюков, В.С.Финогенко, Ж.С. Тимошкова, Л.И.Фалюшина.

       Каждый из авторов предлагает свою составляющую программы: проблемный анализ состояния ДОУ, концепция и составленная на её основе программа развития (А.А. Майер, Л.В.Поздняк, Н.Н.Лященко) или план действий (М.М.Поташник, В.С.Лазарев, П.И.Третьяков, К.Ю.Белая).

     Программа развития - документ, в котором прослеживается целенаправленное и планомерное решение какой-то конкретной проблемы или ряда проблем, что обеспечивает не просто осуществление деятельности, а, прежде всего развитие учреждения. [4].

     В программе развития должны быть ответы на следующие вопросы:

  1. Что представляет собой  в настоящее время образовательное учреждение, каковы его сильные и слабые стороны?
  2. Какие противоречия есть внутри учреждения и во вне его?
  3. Какую проблему необходимо решить для успешного развития учреждения?
  4. Каким мы хотим видеть учреждение в будущем?
  5. Какие возможности существуют для реализации стратегической цели развития и что может этому помешать?
  6. Какие действия и в какой последовательности должны быть предприняты, чтобы достичь поставленной цели?

     К настоящему времени сложилась довольно четкая система работы над программой развития. Перечислим лишь основные моменты:

  1. Выбор стратегии развития школы.
  2. Создание рабочей группы из работников школы во главе с директором.
  3. Подготовка информационной справки о школе.
  4. Формирование концепции новой школы.
    1. Проблемный анализ состояния школы (PEST и SWOT анализ, «Дерево проблем»).
    2. Определение целей построения новой школы («Дерево целей»).
    3. Разработка стратегии и задач перехода к новой школе.
  5. Разработка плана действий на 3 – 5 лет (по направлениям, срокам и сбалансированности финансовых, материальных и кадровых  ресурсов).
  6. Экспертиза программы (педагогический совет, Совет школы, управление культуры, научно-учебный центр кадров культуры края).

     Однако  не стоит принимать ее как жесткую схему. В зависимости от анализа конкретных ситуаций внутри школы и от роли образовательного учреждения в социуме возможны различные варианты технологий разработки программы развития. Важно чтобы она удовлетворяла определенным требованиям, а именно: была актуальной, рациональной, реалистичной, прогностичной, целостной, контролируемой, результативной, реагирующей на неожиданности. [4].

Модель  технологии разработки 

программы развития образовательного учреждения

 дополнительного образования детей   

Этапы разработки Операции
  1. Проблемно-ориентированный анализ работы детской школы искусств
1. Анализ целей  и результатов работы школы

2. Анализ внутренних  и внешних условий

3. Выявление   противоречий внутри школы и  во вне ее

4. Формулирование  проблемы 

    2. Формирование  концепции развития учреждения
1. Формирование  или корректировка  миссии, стратегической  цели развития

2. Определение  тактических и текущих целей  развития

3. Поиск новшеств  и элементов новизны 

4. Формулирование  конкретных задач

5. Формирование общего образа желаемого будущего   детской школы искусств

6. Формирование  концепции стратегии действий

    3. Разработка  и утверждение

        программы развития учреждения

1. Обоснование  вариантов действия

2. Выбор  оптимального варианта

3. Построение  обобщенного плана-графика реализации изменений

4. Экспертиза (на менее двух внешних рецензий)

5.Утверждение  и согласование с учредителем

    4. Реализация  программы развития учреждения 
1. Распределение  задач между исполнителями

2. Ресурсное  обеспечение.

3. Координация и регулирование процесса реализации

4. Контроль

    5.  Анализ  итогов реализации программы  развития учреждения

     

1. Сопоставление  запланированных и достигнутых  результатов

2. Открытие новых  проблемных ситуаций

3. Первоначальное  формирование новой цели образовательной программы

Информация о работе Разработка программы развития в условиях ДОУ