Разработка программы развития в условиях ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: провести анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края и выявить стратегию развития.
Объект: деятельность дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г. Зеленогорска, Красноярского края.
Предмет: Организация условий перехода дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края в режим развития

Содержание

Введение…..……………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические основы разработки программы развития ……………..6
1.1. Современные направления системы дошкольного образования ………...6
1.2. Содержание и сущность понятий «развитие», «программа» …………....10
1.3. Основные этапы и технологии разработки программы развития………..14
Выводы к главе I…………………………...…………………………………….22
Глава II Разработка программы развития в условиях МДОУ «детский сад комбинированного вида №32 «Страна чудес»......................……….…………24
2.1. Краткая историческая справка деятельности дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края……………………….. …………………………………...24
2.2. Проблемно- ориентированный анализ уровня работы учреждения ……30
2.3. Формирование концепции и стратегии развития учреждения …………38
2.4. Реализация программы развития учреждения……………………………47
Выводы к главе II…………………………...…………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………….57
Библиографический список……………………………………………………..59

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 598.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Разработка  программы развития в условиях ДОУ 
 

Котлярова Е.О. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…..……………………………………………………………………….3

Глава I Теоретические основы разработки программы развития ……………..6

1.1. Современные  направления системы  дошкольного образования ………...6

1.2. Содержание  и сущность понятий «развитие», «программа» …………....10

1.3. Основные  этапы и технологии разработки  программы развития………..14

Выводы к главе I…………………………...…………………………………….22

Глава II Разработка программы развития в условиях МДОУ «детский сад комбинированного вида №32 «Страна чудес»......................……….…………24

2.1. Краткая историческая  справка деятельности дошкольного  образовательного учреждения №  32 «Страна чудес» г.Зеленогорка,  Красноярского края………………………..  …………………………………...24

2.2. Проблемно-  ориентированный  анализ уровня  работы учреждения ……30

2.3. Формирование  концепции  и стратегии развития  учреждения …………38

2.4.  Реализация  программы развития учреждения……………………………47

Выводы к главе II…………………………...…………………………………...55

Заключение……………………………………………………………………….57

Библиографический список……………………………………………………..59

Приложения…………………………………………………………… ..…......... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Значительные  социально-экономические и культурно-исторические изменения, происходящие в современной России, определили формирование новых макро условий для развития общества. Обновления затронули все сферы жизнедеятельности, в том числе и образовательное пространство. 
     В современной системе дошкольного и школьного воспитания - начальном этапе непрерывного образования  остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации. Реальная ситуация характеризуется наличием большого числа программ идущих "сверху" и инициативой "снизу", от педагогов чутко реагирующих на социальные запросы родителей и школы. В сложившейся ситуации очевидна необходимость для современного дошкольного учреждения разработка программы развития и создания индивидуальных образовательных проектов.  
Таким образом, актуальность и значимость нового подхода к управлению образовательным учреждением состоит в необходимости разработки программ развития и инновационных проектов по различным видам деятельности дошкольного образовательного учреждения.

     Анализ  литературы по проблеме разработки программы  развития позволяет выявить следующие противоречия:

     - между необходимостью в наличии программы развития дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края, позволяющей этому учреждению поэтапно развиваться и работать в инновационном режиме и отсутствием данной программы, отражающей как стратегические цели, так и конкретные мероприятия, направленные на развитие дошкольного образовательного учреждения.

     - между необходимостью разработки программы развития образовательного учреждения и отсутствием опыта ее разработки и  реализации.

     У коллектива нашего дошкольного учреждения возникла проблема  поиска собственной стратегии развития   и создания программы развития муниципального дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г. Зеленогорска, Красноярского края.

     Указанные противоречия, недостаточная разработанность  названной проблемы, а так же практическая значимость обусловили выбор темы исследования «Разработка программы развития в условиях дошкольного учреждения».

Цель  исследования: провести анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края и выявить стратегию развития.

Объект: деятельность дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г. Зеленогорска, Красноярского края.

Предмет: Организация условий перехода дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края в режим развития

Гипотеза: переход дошкольного учреждения в режим развития возможен  при условии разработки собственной программы развития и создания необходимых условий для поэтапной реализации данной программы.

      Исходя  из проблемы, объекта, предмета, цели и  гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

  1. Провести анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края и выявить стратегию развития.
  2. Провести анализ существующей литературы по проблеме развития дошкольного образовательного учреждения.
  3. Выявить организационно – педагогические условия перехода дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края в режим развития.
  4. Разработать программу развития дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края.
 
 

   Для решения поставленных задач применялся комплекс  методов исследования: теоретические  - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и анализ законодательной нормативной базы по вопросам развития дошкольного учреждения; анализ продуктов деятельности ДОУ;  эмпирические – наблюдение, анкетирование, беседа; статистические – ранжирование, количественный анализ результатов исследования, методы математической статистики.

   Исследование  проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края.

   Практическая  значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в разработке программы развития и ее реализации как в дошкольном образовательном учреждении  № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края, так и в других дошкольных образовательных учреждениях.

   Теоретические основы исследования составляют работы таких авторов, как  М.М. Поташник, В.С. Лазарев, К.Ю. Белая, А.А. Майер, Л.В.Поздняк, Н.В.Микляева, Л.С.Маркова, Е.Н. Белова, В.М.Дюков, В.С.Финогенко,

Ж.С. Тимошкова, Л.И.Фалюшина.

     Работа состоит из  введения, основной  части  состоящей из двух  глав,  заключения,  библиографического списка и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I Теоретические основы разработки программы развития 

1.1. Современные направления  системы  дошкольного  образования 

     «Роль образования на современном этапе  развития России определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития»[21]. Концепция модернизации образования определила требования к российскому образованию: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, отвечают развитым чувством ответственности за свою страну».

     «Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования … соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Цель модернизации образования состоит в создании устойчивого развития системы образования». [21].   Модернизация дошкольного образования связывается с многообразием видов и технологий, которые базируются на ряде тенденций в развитии системы.

   Перед образованием поставлена задача, видение  российского образования – каким  оно должно стать, чтобы соответствовать:

  • инновационной модели развития российской экономики, являющейся стратегическим выбором России;
  • социальным запросам населения России и задаче консолидации российского общества;
  • требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования.[36]
 

     Меняющаяся  социальная и политическая  среда  оказывают влияние на все институты  жизни и, прежде всего, на образование и культуру. Изменения, которые происходят в социуме, направлены на преодоление стереотипов в сознании человека, так как меняются целевые установки жизнедеятельности. Изменения также касаются и дошкольных образовательных учреждений.

       Политика  государства в сфере образования требует модернизации всех институтов образования.  Поэтому возникла потребность в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы государства изменений  в дошкольном образовании.  В современных условиях реформирования системы образования проблема качества весьма актуальна. При этом качество воспитания и обучения детей в ДОУ  должно динамично меняться, дифференцироваться и активизироваться. Современная наука и практика  выделяет несколько направлений совершенствования условий дошкольного образования:

  • новая модель финансирования ДОУ и повышение его экономической и финансово-хозяйственной  эффективности в новых условиях развития;
  • кадровое обеспечение ступени дошкольного образования  и повышение профессиональной компетентности педагогов;
  • повышение управленческой культуры руководителей ДОУ.

   Учёные  и практики выделяют  несколько  направлений совершенствования  качества процесса дошкольного образования.

   Предполагается  оптимизация  специально-организованного, развивающегося во времени и в рамках  определённой воспитательной системы взаимодействия  воспитателей и воспитанников. Оно должно быть направлено на достижение поставленной цели воспитания и призвано  привести  к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.  При этом важно, чтобы  качество процесса  дошкольного образования соответствовало целям развития и воспитания  детей дошкольного возраста,  образовательным стандартам (временным требованиям), а так же – запросам  потребителей образовательных услуг.  И чтобы цели соотносились с используемыми методами  образовательного процесса  и учитывали действие всех факторов  воспитания и обучения, влияющих на данный процесс. Ресурсы и организация предметно-развивающей среды были адекватны образовательной программе реализуемой в ДОУ, особенностям образовательного процесса образовательных учреждений разных видов и типов, удовлетворяли потребность детей в самостоятельной и творческой деятельности.  При этом чтобы содержание и формы  организации образовательного процесса были взаимосвязаны между собой и обеспечивали единство взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

   При рассмотрении качества результатов  дошкольного образования  современная  наука и практика тоже выделяет несколько  направлений.

  По  мнению В.М.Полонского под качеством образования выпускников ДОУ можно считать обозначение уровня знаний, умений, физического, нравственного и умственного развития, достигаемого в соответствии с планируемыми целями воспитания и обучения.

     А для этого потребуется существенные изменения в самом функционировании ДОУ. Основным инструментом реформирования должен стать поиск и освоение инноваций, которые станут способом  качественного изменения в деятельности дошкольного образовательного учреждения.

      В современной системе дошкольного образования остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации. Реальная ситуация характеризуется наличием большого числа программ идущих "сверху" и инициативой "снизу", от педагогов чутко реагирующих на социальные запросы родителей и школы. Такое положение вызвало тенденцию создания индивидуальных образовательных проектов программм, программ развития конкретных образовательных учреждений. Кроме того, необходимость создания программы развития связана с изменившимися современными требованиями нормативно-правовой базы.

     Современное ДОУ – сложная динамически  развивающаяся система, которая  требует грамотного управления. Социально-экономические  и политические процессы, происходящие в нашей стране, кардинально изменили содержание управленческой деятельности в ДОУ: возросла самостоятельность, а, следовательно, и ответственность руководителей за результаты.

  На  сегодняшний день можно констатировать тот факт, что многие учреждения формально или реально перешли в режим поиска. Это является с одной стороны качественным переводом дошкольного учреждения в режим развития, но с другой стороны насколько эти инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют потребностям педагогов, родителей, детей.

      На  современном этапе утверждает А.А. Майер существует ряд проблем в развитии инновационного процесса, такие как:

  • совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;
  • раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;
  • несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;
  • потребности в новом научно-методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса;
  • потребность в новых педагогических кадрах;
  • приспособление новшеств к новым условиям;
  • проблема изменения оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогические нецелесообразности;
  • проблема воспроизводства инновационности и формирования условий способствующих этому.[23]

Информация о работе Разработка программы развития в условиях ДОУ