Разработка программы развития в условиях ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: провести анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края и выявить стратегию развития.
Объект: деятельность дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г. Зеленогорска, Красноярского края.
Предмет: Организация условий перехода дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края в режим развития

Содержание

Введение…..……………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические основы разработки программы развития ……………..6
1.1. Современные направления системы дошкольного образования ………...6
1.2. Содержание и сущность понятий «развитие», «программа» …………....10
1.3. Основные этапы и технологии разработки программы развития………..14
Выводы к главе I…………………………...…………………………………….22
Глава II Разработка программы развития в условиях МДОУ «детский сад комбинированного вида №32 «Страна чудес»......................……….…………24
2.1. Краткая историческая справка деятельности дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края……………………….. …………………………………...24
2.2. Проблемно- ориентированный анализ уровня работы учреждения ……30
2.3. Формирование концепции и стратегии развития учреждения …………38
2.4. Реализация программы развития учреждения……………………………47
Выводы к главе II…………………………...…………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………….57
Библиографический список……………………………………………………..59

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 598.00 Кб (Скачать)
 

     При разработке программы развития  нужно учитывать  некоторые моменты, от которых будет зависеть ее эффективность.

  1. Главное в программе – цель. Она должна быть конкретна, актуальна, диагностируема, контролируема, реальна и достижима по всем показателям ресурсного обеспечения.
  2. Проблемы, на решение которых она ориентирована.
  3. Новшества, за счет внедрения  которых предполагается полностью или частично решить эти проблемы.
  4. Стратегия осуществления изменений.
  5. Степень разработанности программы, ее логика.
  6. Охват всего комплекса основных направлений деятельности учреждения в их системной взаимосвязи.
  7. Ресурсное и кадровое обеспечение.
  8. Возможность внесения необходимых изменений в ход ее реализации.
  9. Контроль за  реализацией  программы.

     Контроль предполагает сравнение того, что предусматривалось иметь, с тем, что есть  в действительности. Но сравнение  возможно тогда, когда в программе определены промежуточные и конечные результаты. [4]. 

     В.М.Дюков, В.С.Финогенко в работе «Программа развития ДОУ: от планирования к проектированию» выделяют следующие ситуации, в которых необходимо разрабатывать программу развития ДОУ. При принятии решения о начале разработки программы развития ДОУ важно учитывать, что программы этого типа нуждаются, прежде всего, в ситуациях, характеризующихся:

    1. Высокой степенью неопределенности и непредсказуемости внешней среды и ее требований к ДОУ (в стабильных ситуациях потребность в развитии ДОУ и его проектировании существенно ниже, и программа развития не востребуется);
    2. Недостаточностью и высокой степенью нестабильности ресурсного обеспечения ДОУ (при избытке ресурсов и стабильности их получения потребность в программе развития, как правило, отсутствует);
    3. Стремлением к достижению высоких, в пределе – оптимальных (т.е. максимально возможных для данных конкретных обстоятельств и ограничений), результатов жизнедеятельности (для получения меньшего эффекта можно обойтись и традиционным планированием работы);
    4. Объективной необходимостью  вовлечения в работу широких слоев сообщества ДОУ и его партнеров и невозможностью обойтись только усилиями нескольких руководителей (при отсутствии такой необходимости отдельные изменения могут быть произведены узкой группой лиц, как правило, руководителей ДОУ, и не требуют программы развития ДОУ);
    5. Осознанием необходимости именно системных преобразований в ДОУ (для осуществления стратегий локальных и модульных изменений в ДОУ разрабатываются другие документы, существенно отличные от программы развития ДОУ). [13]

  Планирование и проектирование программы развития ДОУ представляет собой поиск ответов на четыре вопроса:

  1. Что представляет собой сегодня ДОУ, каковы его сильные и слабые стороны?
  2. Каким мы хотим видеть ДОУ в будущем?
  3. Какие возможности существуют для реализации цели, что нам может мешать?
  4. Какие действия и в какой последовательности мы должны совершить, чтобы достичь цели?
 

   Технологии  поиска ответов на эти вопросы  могут быть различными. В.С. Лазарев  и М.М.Поташник предлагают следующие  процедуры написания программы:

    1. Подготовка информационной справки;
    2. Проблемный анализ состояния школы;
    3. Формирование концепции новой школы;
    4. Разработка стратегии и задач перехода к новой школе;
    5. Определение целей первого этапа построения новой школы;
    6. Разработка плана действий;
    7. Экспертиза программы.

      Предлагаемая  технология разработки программы развития создана на основе методологии системного подхода к решению крупномасштабных проблем, анализа массовой практики разработки программ развития школ, а также практического опыта ее использования в ряде школ. [22] 

      Маркова Л.С. в работе “Программа развития ДОУ” рассматривает три этапа разработки и составления программы развития ДОУ:

      I этап – аналитический

      Цель: определение уровня работы ДОУ.

  1. Анализ уровня работы учреждения по следующим позициям:
    • уровень развития детей;
    • профессиональная компетентность педагогов;
    • уровень реализации воспитательно–образовательных программ;
    • результативность инновационной деятельности;
    • методическое и дидактическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
    • уровень созданной развивающей среды; наличие комфортных условий пребывания детей в ДОУ;
    • материально – техническое обеспечение.

      Выявление динамики (положительной или отрицательной ) по всем указанным позициям.

      2. Подведение с педагогами итогов работы, определение положительного и отрицательного в работе (что не устраивает руководителя, что не удовлетворяет педагогов).

      3. Проведение анкетирования родителей с целью выявления их представлений о работе учреждения, степени их удовлетворенности этой работы.

      II этап – прогностический

      Цель: определение модели будущего учреждения.

    1. Создание  Совета программы из активных  сотрудников ДОУ и родителей.

      2. Проведение “мозговой атаки”  с педагогами с целью выявления  их мнений и желаний,  видения  работы своего учреждения.

      3. Сбор информации об учреждениях  культуры, здравоохранения, образования (школах, учреждениях  дополнительного образования) с целью определения содержания  и форм взаимодействия с ними.

      4. Обработка полученной информации.

      5. Формулировка концепции будущего  учреждения. Определение:

    • вида учреждения;
    • содержание учебно-воспитательного процесса;
    • базисного и дополнительного содержания образования;
    • методического и дидактического обеспечения;
    • кадрового обеспечения (подготовка кадров, введение дополнительных штатных единиц);
    • материально-технического обеспечения;
    • модели управления;
    • взаимосвязи ДОУ с другими учреждениями.

      III этап – планирование деятельности

      Цель: составление конкретного плана  работы.

    1. Определение  основной цели, направлений деятельности.

    2. Определение  этапов реализации плана, конкретных  сроков.

      3. Определение организаций, которые  будут участвовать в реализации  программы развития. [25].

      Ильенко Л.П. предлагает такую структуру  программы развития образовательного учреждения.

      I раздел. Информационная справка о школе (ДОУ).

      II раздел. Учебный план.

      III раздел. Анализ состояния работы школы (ДОУ) за учебный год.

      IV раздел. Концепция развития новой школы (ДОУ).

      V раздел. Приоритетные проблемы школы (ДОУ), Структурирование приоритетных проблем.

      VI раздел. Поэтапная разработка плана действий (мероприятий) на 3 – 5 лет. [17] 

     П.И.Третьяков, К.Ю.Белая предлагают следующую технологию создания программы развития ДОУ:

   1. Подготовка информации о ДОУ;

   2. Проблемный анализ состояния учебно-воспитательного процесса;

   3. Формирование концепции и разработка стратегии развития ДОУ;

   4. Определение этапов реализации программы;

   5. Разработка плана действий. 

     Исследование  психолого-педагогической литературы показали, что авторы предлагают разные подходы к проектированию программы  развития, выражающиеся в оформлении её структуры, и технологии её создания.

автор содержание  деятельности
Дюков В.М., Финогенко В.С. Определены  условия проектирования программы  развития, алгоритм её разработки (выделены этапы и ожидаемые результаты), а также структура.
Поташник  М.М., Лазарев В.С. Определены  план действий по созданию программы  развития.
Маркова Л.С. Определены  этапы деятельности и дана их характеристика.
Третьяков П.И., Белая К.Ю. Определена  технология создания программы развития.

 

     Несмотря  на различие в подходах к данной теме, всех авторов объединяет общая цель – создание программы развития образовательного учреждения.

     Опираясь  на точки зрения представленных авторов, мы пришли к выводу, что кроме  создания структуры программы развития необходимо организовать деятельность по её проектированию на основании предложенных технологий.  
 
 

Выводы  к главе I 

     Исходя  из противоречий в современном образовании,  выявлена необходимость создания программы  развития дошкольного образовательного учреждения, как необходимого условия для дальнейшей успешной деятельности. Для этого первоначально изучают сущность программы, как документа разработанного в результате  совместной деятельности группы людей, определяющего исходное состояние некоторой системы, образ желаемого будущего состояния этой системы, состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

     Программа развития – приоритетная модель управления образовательным учреждением, обеспечивающая достижение цели, содержание и реализацию плана деятельности, направленные на переход к вариативному, личностно-ориентированному образованию в определенном временном периоде.

  Затем определяют технологию проектирования.

Технология  – это любое средство преобразования исходных материалов, будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемой продукции или услуг.

Проектирование  – процесс создания образа желаемого  будущего.

Цель  проекта – это желаемый результат  деятельности, достигнутый в пределах некоего интервала времени. Она  должна быть реалистичной, ранжируемой  и диагностируемой. 

       На основании анализа литературных источников определены особенности проектирования программы развития дошкольного образовательного учреждения.  

 Она включает следующие процедуры:

  • Подготовку информации о ДОУ.
  • Проблемный анализ состояния учебно-воспитательного учреждения.
  • Формирование концепции и разработка стратегии развития дошкольного учреждения.
  • Определение этапов реализации программы.
  • Разработку плана действий.

        Для подготовки программы создается рабочая группа из числа педагогов детского сада. Программу нельзя списать, её должны разрабатывать те, кто будет реализовывать. Только в этом случае педагоги будут считать её своей и поставленные цели будут достигнуты. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава II    Разработки программы  развития в условиях ДОУ 

Информация о работе Разработка программы развития в условиях ДОУ