Разработка программы развития в условиях ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: провести анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края и выявить стратегию развития.
Объект: деятельность дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г. Зеленогорска, Красноярского края.
Предмет: Организация условий перехода дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края в режим развития

Содержание

Введение…..……………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические основы разработки программы развития ……………..6
1.1. Современные направления системы дошкольного образования ………...6
1.2. Содержание и сущность понятий «развитие», «программа» …………....10
1.3. Основные этапы и технологии разработки программы развития………..14
Выводы к главе I…………………………...…………………………………….22
Глава II Разработка программы развития в условиях МДОУ «детский сад комбинированного вида №32 «Страна чудес»......................……….…………24
2.1. Краткая историческая справка деятельности дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края……………………….. …………………………………...24
2.2. Проблемно- ориентированный анализ уровня работы учреждения ……30
2.3. Формирование концепции и стратегии развития учреждения …………38
2.4. Реализация программы развития учреждения……………………………47
Выводы к главе II…………………………...…………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………….57
Библиографический список……………………………………………………..59

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 598.00 Кб (Скачать)

     Дошкольное  образовательное учреждение в лице учителей-дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей, музыкальных работников, педагогов-психологов, инструкторов по физической культуре принимает участие в различных конкурсах и мероприятиях:

       «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» в г. Москва; «Краевые педагогические чтения. «Современное качество дошкольного и начального образования» г. Красноярск; «Краевая конференция «Инклюзивное образование: теория, опыт и перспективы развития в Красноярском крае». г. Красноярск; Ежегодная региональная научно – практическая конференция педагогов – психологов «Эмоционально – волевое развитие ребенка: диагностика и коррекция». г. Красноярск; «Конкурс на получение денежного поощрения лучших  воспитателей  муниципальных дошкольных образовательных учреждений Красноярского края». г. Красноярск; «IV городская конференция по информатизации образования «ИКТ как ресурс повышения качества образования»; «Неделя дошкольного образования в г. Зеленогорске»; «Декадник по коррекционно-развивающей работе в ДОУ»;  «V городская дистанционная конференция. «Современное Зеленогорское образование: приоритеты модернизации и направления развития»; «IV городская дистанционная конференция. «Современное Зеленогорское образование: приоритеты модернизации и направления развития»; «Методическое объединение учителей – дефектологов»; «Методическое объединение учителей – логопедов» ; «Методическое объединение воспитателей дошкольных групп»; «Методическое объединение инструкторов по физической культуре»; «Методическое объединение воспитателей групп раннего возраста»  и другие. 

     Обязательным  мы считаем развитие системы повышения  квалификации всех специалистов.

Образовательный процесс и воспитательная работа

   Главная задача коллектива детского сада не только максимальное развитие личности каждого воспитанника, но и формирование ее готовности к дальнейшему развитию. Инструментом решения задачи может быть воспитательная система ОУ. Выбор данной модели обусловил анализ социально-культурной ситуации микрорайона и педагогической ситуации в ОУ. 
      В качестве принципов организации воспитательного процесса педагогический коллектив принял:

  1. Принцип личностного подхода в воспитании. 
    Каждый воспитанник независимо от индивидуальных способностей и особенностей находит свое место в системе воспитательного процесса в ОУ. Каждый воспитанник - личность, которую уважают и принимают. 
    Отличительная черта воспитательного процесса в ОУ - развивающий характер, который проявляется в создании условий для реализации своих индивидуальных особенностей, интересов, установок на дальнейшую интеграцию выпускника группы коррекционного вида. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, становления здорового образа жизни как привычки.
  2. Принцип деятельного подхода. 
    Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания развивают человека только в деятельности, которая всегда стоит между воспитанием, обучением и психическим развитием человека. Взаимодействие с ребенком основывается на признании его предшествующего развития, учете его субъективного опыта. Такое содержание воспитательно-образовательного процесса помогает выявить и развивать способности детей, предоставляет возможность самореализации.

Оценка  образовательного процесса

  1. Основными показателями результативности МДОУ как целостной воспитательной системы будут следующие: 
    - психологический климат в ОУ; 
    - комфортность в ОУ для педагогов, детей; отношение родителей к детскому саду; 
    - психологическая защищенность детей. 
    Методы отслеживания: анкетирование педагогов и родителей, наблюдение за детьми. Нами разработан опросник для родителей, в котором содержится 28 вопросов, отвечая на которые, родитель косвенно показывает настрой и отношение к воспитателю, детям и др.
  2. Результативность воспитательно-образовательного процесса на условиях: 
    - личностном (динамика личностного развития ребенка, эмпатия; воображение, творческие способности, познавательная активность, способность к самообслуживанию); 
    - информационном (в зависимости от выбранной программы).  
    В основе концепции развития ДОУ лежит возможность: 
    - ранней диагностики; 
    - комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностической, коррекционной и профилактической работе; 
    - подбора программ для детей с учетом их личностных особенностей и возможностей.

Психолого-педагогическая служба

    Медико-психолого-педагогическое сопровождение индивидуального  развития ребенка в образовательном  процессе является одной из наиболее важных сфер профессиональной деятельности различных специалистов по созданию оптимальных условий для развития личности и успешного ее взаимодействия в различного рода ситуаций. В ДОУ создана медико-психолого-педагогическая служба, направлениями работы которой является

    • формирование здорового образа жизни воспитанников (физическое развитие, развитие двигательных способностей, усвоение норм здорового образа жизни);
    • личностные проблемы развития;
    • создание условий для преодоления затруднений в обучении и развитии.
 

Медицинское обслуживание и здоровьесберегающие технологии:

     В этот подраздел считаем необходимым включить: уровень здоровья детей дошкольного возраста (% от общего количества)

Количество  детей с 1 группой здоровья;

Количество  детей со 2 группой здоровья;

Количество  детей с 3 группой здоровья;

Количество  детей с 4 группой здоровья.

Количество  детей с 5 группой здоровья

     Показатели  частоты и продолжительности  заболеваемости, карантинов, проведение витаминизации и прививок, т.к. эти  цифры являются важными показателями при оценке качества деятельности педагогического  персонала и всего учреждения в целом.

     В настоящее время  в дошкольном образовательном учреждении отмечается снижение заболеваемости в целом  по детскому саду.

     По  таким заболеваниям, как ангина, энтерит, скарлатина, пневмония и  др., заболеваемость по детскому саду ниже средней заболеваемости по ДОУ города.

Ветряной  оспой в течение года не заболел  ни один ребенок 
 

.

     Состояние здоровья детей за 2 года

Показатели 2005 -2006  г. 2006 -2007 г. 2007 - 2008 г.
Заболеваемость  на одного ребенка, д/дн.   4,4 2,8
В том числе Простудная заболеваемость, д/дн.   3,5 2,5
Инфекционная  заболеваемость, д/дн.   0,1 0,05
Прочая  заболеваемость, д/дн.   0,8 0,25
Травмы, д/дн.   --- ---
Простудная  заболеваемость в %   24,1 23,5
% часто болеющих детей   17 29,2
% детей с хроническими заболеваниями   1 2
 
    Группы здоровья
I   11 12
II   73 60
III   57 40
IV - 3 5
  инвалидность   2 5
 

      Ухудшение по группам здоровья произошло в  связи с открытием дополнительно 2-х коррекционных групп.

     Авторы  статей об особенностях создания программы  развития Смирнова, Разносчиков рекомендуют, а мы этому следуем, проводить анализ по блоку «Здоровье» очень детализировано, указывая на факторы воздействия.

    В ДОУ функционирует физкультурно-оздоровительный  комплекс: бассейн, физиопроцедурный кабинет. С детьми работают: врач-педиатр, медсестра бассейна, физиомедсестра, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию.

    В ДОУ много внимания уделяется  организации питания дошкольников. Для детей, страдающих аллергией  к каким-либо продуктам, а также  ослабленным и с другими отклонениями в состоянии здоровья, организуется дополнительное питание. Ведется контроль за соблюдением режима питания. Во время приема пищи в группах создана спокойная обстановка без шума, громких разговоров. Воспитатели следят за эстетикой питания, сервировкой стола, прививают детям культурно-гигиенические навыки, оценивают аппетит детей, их отношение к новым блюдам. Дети успешно осваивают начальные представления о здоровом образе жизни.

      Целенаправленная  работа   по укреплению здоровья детей: чистка зубов, полоскание горла, солевое закаливание, самомассаж, витаминотерапия, физиотерапия, посещение бассейна повлияли на снижение общего показателя заболеваемости. 

Материально-техническое  обеспечение

     Здесь кратко описываются: материально-техническое  обеспечение, уровень созданной предметно-развивающей среды, обеспечение  учебно-воспитательного  процесса, профессиональная компетентность педагогов, уровень реализации воспитательно-образовательных программ, результативность инновационной деятельности, уровень развития детей. Для того, чтобы этот анализ не дублировал образовательную программу ДОУ, необходимо построить его в аналитическом концепте с использованием сравнительных таблиц и графиков.

     Мы  подробно описываем материально-техническое  обеспечение по таким показателям в наличии:

    • музыкальный зал
    • спортивный зал
    • бассейн
    • «Музей спорта»
    • «Музей Мойдодыра»
    • «Комната сказок»
    • комната релаксации
    • «Центр воды и песка»
    • зимний сад
    • медицинский блок
    • участки для прогулок
    • методический кабинет
    • кабинет психолога
    • кабинеты логопедов
    • кабинеты дефектологов.

     В рамках дополнительного образования  в ДОУ функционируют:

Факультатив по логоритмике «Ступеньки красивой речи» (42,2% воспитанников)

Факультатив по коррекционной ритмике «Топотушки» (26,6% воспитанников)

Факультатив по обучению раннему плаванию «Маленький дельфин» (22,1% воспитанников)

В этом случае наглядно демонстрируются взаимосвязи:

  1. Между уровнем развития детей и профессиональной компетентностью педагогического коллектива;
  2. Между уровнем реализации воспитательно—образовательных и развивающих программ, реализуемых в ДОУ и профессиональной компетентностью его сотрудников;
  3. Между уровнем реализации воспитательных программ и результативностью инновационной деятельности;
  4. Между эффективностью учебно-воспитательного процесса и уровнем созданной предметно-развивающей среды, материально-техническим обеспечением.

   Эти взаимосвязи показываются в положительных  и отрицательных аспектах, т.о. происходит определение точек роста -  развития ДОУ.

   Понятно, что для проведения такой тщательной аналитической деятельности, требуются хорошие аналитические и исследовательские навыки у заместителя заведующего по воспитательной и методической работе и заведующего учреждением.

   Здесь же желательно провести анализ количества детей, посещавших ДОУ в течение предыдущих 2-х лет: планируемое число и фактическое число.

Актуально подчеркнуть численность  очередников  и нуждающихся. 

Социальный  заказ на образовательные  услуги ДОУ

     Социальный  заказ это отражение интересов  тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности ОУ.

Характеристика  социального заказа складывается из основных компонентов:

  1. Государственный заказ – определяется нормативно-правовыми документами.
  2. Потребности детей выявляются по результатам опроса родителей, лиц их заменяющих.
  3. ожидания родителей  - определяются в ходе бесед, социальных  исследований, анкетирования.
  4. профессионально-педагогические потребности выявляются в ходе бесед, анкетирования, обсуждения, семинаров.

Информация о работе Разработка программы развития в условиях ДОУ