Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:18, дипломная работа
Цель исследования: провести анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края и выявить стратегию развития.
Объект: деятельность дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г. Зеленогорска, Красноярского края.
Предмет: Организация условий перехода дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края в режим развития
Введение…..……………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические основы разработки программы развития ……………..6
1.1. Современные направления системы дошкольного образования ………...6
1.2. Содержание и сущность понятий «развитие», «программа» …………....10
1.3. Основные этапы и технологии разработки программы развития………..14
Выводы к главе I…………………………...…………………………………….22
Глава II Разработка программы развития в условиях МДОУ «детский сад комбинированного вида №32 «Страна чудес»......................……….…………24
2.1. Краткая историческая справка деятельности дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края……………………….. …………………………………...24
2.2. Проблемно- ориентированный анализ уровня работы учреждения ……30
2.3. Формирование концепции и стратегии развития учреждения …………38
2.4. Реализация программы развития учреждения……………………………47
Выводы к главе II…………………………...…………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………….57
Библиографический список……………………………………………………..59
Следует
иметь в виду, что потребности
и ожидания родителей подвержены
быстрым изменениям.
2.3. Формирование концепции и стратегии развития учреждения
Раздел «Концепция развития учреждения» - это основная идея для дальнейшего развития ДОУ. Но в приводимых в литературе примерах нет точной или правильной на наш взгляд формулировки цели развития ДОУ. Чаще всего цели сводятся к общим принципам администрирования развитием учреждения. Мы же видим необходимость в точном описании цели учреждения как в деятельности, но не функционировании. Тогда трактовка цели, возможно, станет, совершенно новой, например: становление ДОУ как социального центра по развитию детей младшего и среднего возраста через апробирование и введение инновационной технологии развития.
В этом случае можно четко определить задачи, благодаря выполнению которых, возможно достижение цели. Вид деятельности станет приоритетным, например, детский сад общеразвивающего вида, детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад – центр развития ребенка.
Представленный анализ результатов оценки ДОУ № 32 позволяет выявить следующие особенности его деятельности:
Вышеизложенное позволяет заключить о полном соответствии деятельности ОУ требованиям Госстандарта по дошкольному образованию. Проведенный анализ настоящего состояния деятельности ДОУ показал, что реально сложились условия и потенциальные возможности коллектива для дальнейшего развития учреждения.
Современное ДОУ, соответствуя изменившейся социальной ситуации, может и должно строиться на определенной платформе, которую обосновывает предлагаемый вариант образовательной среды в образовательном учреждении.
Цель
концепции: создание благоприятных
социально-педагогических условий
для максимального развития ребенка,
раскрытия его способностей и его
самореализации; обеспечения чувства
психологической защищенности.
Объект воздействия концепции: дети 1,5-7
лет.
Предмет: система педагогических средств
и методов для развития личности ребенка
в разных видах деятельности: проектные
технологии либо образовательные программы.
Гипотеза:
социально-педагогический фактор развития
личности детей определяется нами как
социально-организованная взрослыми
и возникающая по необходимости
деятельность, включающая их в освоение
окружающей среды. Эффективное развитие
личности детей в процессе деятельности
в открытой социальной среде возможно,
если:
- учитывается социально-педагогический
потенциал микро-социума;
- деятельность детей включает формирование
первичных потребностей и предпосылок
освоения окружающего мира;
- социально-педагогические условия направлены
на развитие у ребенка его эмоциональной
сферы и самореализацию возможностей.
Принципы содержания образовательного процесса и условия их
реализации в ДОУ:
Главная
задача коллектива детского сада не только
максимальное развитие личности каждого
воспитанника, но и формирование ее готовности
к дальнейшему развитию. Инструментом
решения задачи может быть воспитательная
система ДОУ. Выбор данной модели обусловил
анализ социально-культурной ситуации
микрорайона и педагогической ситуации
в ДОУ.
Описание программно-методического
обеспечения образовательного процесса
ДОУ может быть построено с помощью использования
таблиц. Такая ревизия программ проводится
по классификации, датам выпуска и сроков
их реализации.
Описание развивающей среды или развивающего образовательного пространства в ДОУ, организация медико-социальных условий, работа с кадрами тоже может быть представлена в виде таблиц.
В заключение раздела
Под стратегией развития учреждения понимается представление управленческого персонала о целях и способах их достижения в определенный период существования учреждения. [28].
Применительно к работе ДОУ выделяют 3 основных вида возможных стратегий развития.
Стратегия, направленная на сохранение ДОУ в качестве приоритетной задачи развития, выдвигает сохранение детского сада за счет:
Стратегия, направленная на повышение прибыльности ДОУ, в качестве приоритетной задачи развития выдвигает:
Стратегия,
направленная на повышение
Как считает Александр Новиков, автор статьи «Волна инноваций захлестнула отечественную школу», составители программ верят в 100% эффективность предполагаемого, будто их результаты буквально перевернут традиционные представления о возможностях детей и педагогов. Все новшества – это угроза перегрузок, нежелательных потерь, отрицательных эффектов.
Его категорическое заявление относится и к дошкольным образовательным учреждениям. Понятно, что необходимо проводить анализ всей ресурсной базы. Без его реалистичности не получится реального обеспечения намеченного.
Но мы бы хотели акцентировать внимание авторов программ развития любого образовательного учреждения на проведение анализа кадрового ресурса, особенно по степени загруженности, уровню квалификации, по степени желания участвовать в инновациях. Ведь кадровый потенциал, т.е. наличие творческих групп воспитателей, педагогов или проектных команд – главный двигатель развития и претворения в жизнь замыслов и экспериментов. Наличие неугомонных специалистов и сплоченность коллектива, а также высокий профессионализм и уровень притязаний являются идеальной «подложкой» к внедрению и реализации программы развития. (Изменение содержания в работе может существенно повлиять на социальный статус детского сада, а значит, дает возможность повысить статус педагогов, воспитателей, руководителя). Возможность взаимодействовать с партнерами неизбежно вносит в замкнутое педагогическое сообщество новые веяния, новую информацию, новые идеи и потребность в развитии. Главное – это наличие группы единомышленников, команды исполнителей, которой легко внедрять новаторские идеи.
Планирование программы развития не имеет смысла, если в ней нет сметы расходов. Подход к экономичным по затратам формам развития ДОУ неоднозначен. Первое – без дополнительных средств нет развития. Второе – отсутствие средств заставляет искать в окружении ключевые фигуры (спонсоров, Попечительские советы и др.), тем самым, развивая партнерские отношения и выходя за рамки своего функционирования и компетенций.
Но в ДОУ всегда «привлекались» средства из дома: наглядный материал, игрушки, оформление изготавливалось из средств воспитателей, родителей и их же руками. Но как мы знаем, средств (денежных) не бывает много. Они необходимы для обеспечения СанПиНов, проведения ремонтов, привлечения внешних специалистов и поощрения работников.
Мы
не являемся сторонниками оптимизации
всех средств, поступающих в ДОУ.
Без регламентированного
Причем, мотивация и стимулирование педагогов должны стоять не на последнем месте в финансовом плане.
Резерв времени необходимо обязательно закладывать в программу. Это важно в настоящем времени и в будущем.
Детализация показателей и критериев качества дошкольного образования, необходимых для внесения в программу развития.
1. Уровень квалификации педагогов (% от общего количества педагогов)
* педагоги высшей категории;
* педагоги 1 категории;
* педагоги
2 категории
2. Образовательный уровень педагогов (% от общего количества)
3. Педагогический стаж педагогов.
До 5 лет;
5-10 лет;
10-15 лет;
Более
20 лет.
Прошли обучение в ИПК КРО;
Прошли обучение в ИДО;
Прошли курсы в других учебных заведениях.
Информация о работе Разработка программы развития в условиях ДОУ