Разработка программы развития в условиях ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: провести анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края и выявить стратегию развития.
Объект: деятельность дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г. Зеленогорска, Красноярского края.
Предмет: Организация условий перехода дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края в режим развития

Содержание

Введение…..……………………………………………………………………….3
Глава I Теоретические основы разработки программы развития ……………..6
1.1. Современные направления системы дошкольного образования ………...6
1.2. Содержание и сущность понятий «развитие», «программа» …………....10
1.3. Основные этапы и технологии разработки программы развития………..14
Выводы к главе I…………………………...…………………………………….22
Глава II Разработка программы развития в условиях МДОУ «детский сад комбинированного вида №32 «Страна чудес»......................……….…………24
2.1. Краткая историческая справка деятельности дошкольного образовательного учреждения № 32 «Страна чудес» г.Зеленогорка, Красноярского края……………………….. …………………………………...24
2.2. Проблемно- ориентированный анализ уровня работы учреждения ……30
2.3. Формирование концепции и стратегии развития учреждения …………38
2.4. Реализация программы развития учреждения……………………………47
Выводы к главе II…………………………...…………………………………...55
Заключение……………………………………………………………………….57
Библиографический список……………………………………………………..59

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 598.00 Кб (Скачать)

    Следует иметь в виду, что потребности  и ожидания родителей подвержены  быстрым изменениям.  

2.3. Формирование  концепции   и стратегии  развития учреждения

     Раздел  «Концепция развития учреждения» - это  основная идея для дальнейшего развития ДОУ. Но в приводимых в литературе примерах  нет точной или правильной на наш взгляд формулировки цели развития ДОУ. Чаще всего цели сводятся к общим принципам администрирования развитием учреждения.  Мы же видим необходимость в точном описании цели учреждения как в деятельности, но не функционировании. Тогда трактовка цели, возможно, станет, совершенно новой, например: становление ДОУ как социального центра по развитию детей младшего и среднего возраста через апробирование и введение инновационной технологии развития.

     В этом случае можно  четко определить задачи, благодаря выполнению которых, возможно достижение цели. Вид деятельности станет приоритетным, например, детский сад общеразвивающего вида, детский сад компенсирующего вида, детский сад комбинированного вида, детский сад – центр развития ребенка.

   Представленный  анализ результатов оценки ДОУ № 32 позволяет выявить следующие особенности его деятельности:

  1. основной целью, желаемым результатом педагогического процесса является коррекция и развитие личности ребенка, дифференцированный подход в обучении и воспитании;
  2. по главным показателям желаемого результата коллектив ОУ добивается высоких показателей;
  3. отмечена динамика сохранения и развития здоровья детей, совершенствуется социально-психологическое развитие детей, по большинству направлений развития детей прослеживается тенденция соответствия Госстандарту дошкольного воспитания и образования;
  4. организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуально-типологические особенности детей, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к детям. Содержание учебно-воспитательной работы соответствует требованиям социального заказа (родителей, школы), обеспечивает воспитание и  развитие детей за счет использования базовых программ. Педагогический процесс в детском саду имеет развивающий и корригирующий характер, способствует формированию у детей реального образа мира и себя, развитию их способностей;
  5. созданы необходимые условия для решения задач на должном уровне:
  • собран коллектив единомышленников из числа профессионально подготовленных специалистов, осуществляется подготовка кадров, создан благоприятный социально-психологический климат в коллективе, отношения между администрацией и коллективом строятся на основе сотрудничества и взаимопомощи;
  • материально-техническое обеспечение ОУ соответствует требованиям, предъявляемым к предметно-развивающей среде, которые обеспечивают эмоциональное благополучие детей.

   Вышеизложенное  позволяет заключить о полном соответствии деятельности ОУ требованиям  Госстандарта по дошкольному образованию. Проведенный анализ настоящего состояния деятельности ДОУ показал, что реально сложились условия и потенциальные возможности коллектива для дальнейшего развития учреждения.

     Современное ДОУ, соответствуя изменившейся социальной ситуации, может и должно строиться на определенной платформе, которую обосновывает предлагаемый вариант образовательной среды в образовательном учреждении.

     Цель  концепции: создание благоприятных  социально-педагогических условий  для максимального развития ребенка, раскрытия его способностей и его самореализации; обеспечения чувства психологической защищенности. 
Объект воздействия концепции: дети 1,5-7 лет. 
Предмет: система педагогических средств и методов для развития личности ребенка в разных видах деятельности: проектные технологии либо образовательные программы.

     Гипотеза: социально-педагогический фактор развития личности детей определяется нами как  социально-организованная взрослыми  и возникающая по необходимости  деятельность, включающая их в освоение окружающей среды. Эффективное развитие личности детей в процессе деятельности в открытой социальной среде возможно, если: 
- учитывается социально-педагогический потенциал микро-социума; 
- деятельность детей включает формирование первичных потребностей и предпосылок освоения окружающего мира; 
- социально-педагогические условия направлены на развитие у ребенка его эмоциональной сферы и самореализацию возможностей.

     Принципы  содержания образовательного процесса и условия их

реализации в  ДОУ:

     Главная задача коллектива детского сада не только максимальное развитие личности каждого воспитанника, но и формирование ее готовности к дальнейшему развитию. Инструментом решения задачи может быть воспитательная система ДОУ. Выбор данной модели обусловил анализ социально-культурной ситуации микрорайона и педагогической ситуации в ДОУ. 
  Описание программно-методического обеспечения образовательного процесса ДОУ может быть построено с помощью использования таблиц. Такая ревизия программ проводится по классификации, датам выпуска и сроков их реализации.

     Описание развивающей среды или развивающего образовательного пространства в ДОУ, организация медико-социальных условий, работа с кадрами  тоже может быть представлена в виде таблиц.

        В  заключение раздела необходимо  описать модель управления  дошкольного  образовательного учреждения, которая отражает систему управления воспитательно-образовательным процессом, систему взаимодействия с родителями и социумом (партнеры, шефы, учредитель),   потенциальные возможности для дальнейшего развития учреждения.

     Под стратегией развития учреждения понимается  представление управленческого персонала о целях и способах их достижения в определенный период существования учреждения. [28].

Применительно к работе ДОУ выделяют 3 основных вида возможных стратегий развития.

   Стратегия, направленная на сохранение ДОУ в качестве приоритетной задачи развития, выдвигает сохранение детского сада за счет:

  • анализа образовательной ситуации в саду и микрорайоне, выделения причин возникновения проблемы, выявления путей ее решения;
  • проектирования результатов выбора того или иного пути привлечения сторонних организаций к решению проблемы сохранения детского сада;
  • разработка и внедрение стратегии привлечения дополнительного клиента, не меняя направленности или вида учреждения;
  • расширение «образовательной ниши» учреждения и выстраивания  координационных связей со школами и вузами, формирование статуса ДОУ как экспериментальной площадки вуза.

   Стратегия, направленная на повышение прибыльности ДОУ, в качестве приоритетной задачи развития выдвигает:

  • повышение прибыльности детского сада и рациональное использование бюджетных и внебюджетных средств финансирования ДОУ;
  • привлечение дополнительных средств финансирования  ДОУ (сдача в аренду помещений ДОУ, создание Попечительского совета, внедрение новых программ и факультативов и т.д.)
  • проведение мониторинга на предмет расширения услуг, предоставляемых ДОУ;
  • разработка путей повышения прибыльности ДОУ с одновременными гарантиями качества развивающих, образовательных, медицинских и оздоровительных услуг;
  • решение вопросов лицензирования платных дополнительных  услуг и т.д.

   Стратегия, направленная на повышение конкурентоспособности  детского сада, в качестве приоритетной задачи выдвигает:

  • повышение конкурентоспособности детского сада за счет повышения качества образовательного процесса (совершенствования профессиональных умений сотрудников, рационализации рабочего времени);
  • расширение количества образовательных услуг (изучение спроса на новые услуги, разработка и внедрение новой услуги);
  • повышение эффективности использования  ресурсов ДОУ.

     Как считает Александр Новиков, автор  статьи «Волна инноваций  захлестнула  отечественную школу», составители  программ верят в 100% эффективность  предполагаемого, будто их результаты  буквально перевернут традиционные представления о возможностях детей и педагогов. Все новшества – это угроза перегрузок, нежелательных потерь, отрицательных эффектов.

     Его категорическое заявление относится  и к дошкольным образовательным  учреждениям. Понятно, что необходимо проводить анализ всей ресурсной  базы. Без его реалистичности не получится реального обеспечения намеченного.

     Но  мы бы хотели акцентировать внимание авторов программ развития любого образовательного учреждения на проведение анализа кадрового  ресурса, особенно по степени загруженности, уровню квалификации, по степени желания участвовать в инновациях. Ведь кадровый потенциал, т.е. наличие творческих групп воспитателей, педагогов или проектных команд – главный двигатель развития и претворения в жизнь замыслов и экспериментов. Наличие неугомонных специалистов и сплоченность коллектива, а также высокий профессионализм и уровень притязаний являются идеальной «подложкой» к внедрению и реализации программы развития. (Изменение содержания в работе может существенно повлиять на социальный статус детского сада, а значит, дает возможность повысить статус педагогов, воспитателей, руководителя).  Возможность взаимодействовать с партнерами неизбежно вносит в замкнутое педагогическое сообщество новые веяния, новую информацию, новые идеи и потребность в развитии. Главное – это наличие группы единомышленников, команды исполнителей, которой легко внедрять новаторские идеи.

     Планирование  программы развития не имеет смысла, если в ней нет сметы расходов. Подход к экономичным по затратам формам развития ДОУ неоднозначен. Первое – без дополнительных средств нет развития. Второе – отсутствие средств заставляет искать в окружении ключевые фигуры (спонсоров, Попечительские советы и др.), тем самым, развивая партнерские отношения и выходя за рамки своего функционирования и компетенций.

     Но  в ДОУ всегда «привлекались» средства из дома: наглядный материал, игрушки, оформление изготавливалось из средств  воспитателей, родителей и их же руками. Но как мы знаем, средств (денежных)  не  бывает много. Они необходимы для обеспечения СанПиНов, проведения ремонтов, привлечения внешних специалистов и поощрения работников.

     Мы  не являемся сторонниками оптимизации  всех средств, поступающих в ДОУ. Без регламентированного разумного  планирования и расходования средств  не возможно осуществление инноваций, введение эксперимента.

     Причем, мотивация и стимулирование педагогов  должны стоять не на последнем месте  в финансовом плане.

     Резерв  времени необходимо обязательно  закладывать в программу. Это  важно в настоящем времени  и в будущем.

     Детализация показателей и критериев качества дошкольного образования, необходимых для внесения в программу развития.

1. Уровень  квалификации педагогов (% от общего  количества педагогов)

* педагоги  высшей категории;

* педагоги 1 категории;

* педагоги 2 категории 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Образовательный  уровень педагогов (% от общего  количества)

  • Высшее образование
  • Среднее специальное;
  • Среднее общее образование;
  • Заочное обучение в вузе;
  • Заочное обучение в педагогических колледжах.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Педагогический  стаж педагогов.

До 5 лет;

5-10 лет;

10-15 лет;

Более 20 лет. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Прошли  обучение в ИПК КРО;

    Прошли  обучение в ИДО;

    Прошли  курсы в других учебных заведениях.

Информация о работе Разработка программы развития в условиях ДОУ