Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций по совершенствованию кадровой политики предприятия.
Введение стр.3
Глава 1. Общая характеристика кадровой политики организации стр.5
1.1 Типы кадровой политики стр.7
2. Кадровые мероприятия и кадровые стратегии стр.13
1.3 Условия разработки и построение стратегии
управления персоналом стр.18
Глава 2. Анализ системы управления персоналом в организации
на примере ООО «Газпром добыча Уренгой» стр.27
2.1. Общая характеристика предприятия стр.27
2.2. Особенности кадровой политики на предприятии стр.30
2.3. Разработка мероприятий по совершенствованию
стратегии управления персоналом стр.35
Заключение стр.40
Список использованной литературы стр.42
Глоссарий стр.44
Приложение стр.46
Активная кадровая политика. Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике.
Но
механизмы, которыми может пользоваться
руководство в анализе
В соответствии с этим мы можем выделить два подвида активной кадровой политики: рациональную и авантюристическую.
При рациональной кадровой политике руководство предприятия имеет как качественный диагноз, так и обоснованный прогноз развития ситуации и располагает средствами для влияния на нее. Кадровая служба предприятия располагает не только средствами диагностики персонала, но и прогнозирования кадровой ситуации на среднесрочный и долгосрочный периоды. В программах развития организации содержатся краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы потребности в кадрах (качественной и количественной). Кроме того, составной частью плана является программа кадровой работы с вариантами ее реализации.
При авантюристической кадровой политике руководство предприятия не имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики персонала, однако в программы развития предприятия включены планы кадровой работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации. План работы с персоналом в таком случае строится на достаточно эмоциональном, мало аргументированном, но, может быть, и верном представлении о целях работы с персоналом.
Проблемы при реализации подобной кадровой политики могут возникнуть в том случае, если усилится влияние факторов, которые ранее не включались в рассмотрение, что приведет к резкому изменению ситуации, например, при существенном изменении рынка, появлении нового товара, который может вытеснить имеющийся сейчас у предприятия. С точки зрения кадровой работы необходимо будет провести переобучение персонала, однако быстрая и эффективная переподготовка может быть успешно проведена, например, на предприятии, обладающем скорее молодым персоналом, чем на предприятии, имеющем очень квалифицированный, хорошо специализированный персонал пожилого возраста. Таким образом, понятие "качество персонала" включает еще один параметр, который скорее всего не был учтен при подготовке плана кадровой работы в рамках данного типа кадровой политики.
Вторым основанием для дифференциации кадровых политик может быть принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики - открытую и закрытую.
Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственных ей организациях. Таким типом кадровой политики характеризуются современные телекоммуникационные компании или автомобильные концерны, которые готовы “покупать” людей на любые должностные уровни независимо от того, работали ли они ранее в подобных организациях. Такого типа кадровая политика может быть адекватна для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.
Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации. Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов.
Предложенные
типологии кадровой политики — не
единственно возможные. Типологических
срезов может быть сколь угодно много.
В частности, ими могут служить
принципы кадровой политики, активно
обсуждаемые в научной
Открытая
либо закрытая политика могут быть
эффективными в зависимости от факторов
внешней среды и особенностей корпоративной
культуры. Так, открытая кадровая политика
может быть адекватна для новых организаций,
ведущих афессивную политику завоевания
рынка, ориентированных на быстрый рост
и стремительный выход на передовые позиции
в своей отрасли. Закрытая кадровая политика
характерна для компаний, ориентированных
на создание определенной корпоративной
атмосферы, формирование особого духа
причастности, а также, возможно, работающих
в условиях дефицита кадровых ресурсов. [2;
с. 127-132] Сравнение этих двух типов кадровой
политики по основным кадровым процессам
представлено в Приложении 1.
Важными элементами системы управления персоналом являются кадровая политика и кадровые стратегии.
Кадровая политика - система целей, принципов и вытекающих из них форм и, методов, правил, норм и критериев работы с кадрами, принятых в организации и соответствующих стратегии бизнеса.
Кадровая стратегия - набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом с учетом стратегии бизнеса, организационной структуры, кадрового потенциала, кадровой политики.
Цель
кадровой политики - обеспечение
оптимального баланса процессов
обновления, сохранения и развития
необходимого качественного и
Кадровая стратегия, или стратегия управления персоналом, базируется на кадровой политике и стратегии развития организации и носит долгосрочный характер. Разработка стратегии управления персоналом состоит в определении основных направлений действий, ресурсов, временных параметров, комплекса мероприятий по реализации выбранного курса действий.
Известно,
что в становлении системы
стратегического менеджмента
1) хаотическое реагирование на постоянные изменения во внешней среде;
2) стратегическое планирование в узком смысле - предвидение новых осложнений во внешних условиях деятельности организации и разработка заранее стратегий ответных действий (исходное предположение: новая стратегия должна основываться на использовании имеющихся сильных и нивелировании слабых сторон организации);
3)
управление стратегическими
4)
управление стратегическими
В зависимости от фазы менеджмента, практикуемого в организации, а также уровня планирования можно выделить кадровые мероприятия разного типа, ориентированные на решение оперативных, тактических или стратегических задач. Программы включают в себя различные кадровые мероприятия, отдельные направления работы и проекты, направленные на повышение качества персонала, развитие его способности решать задачи, диктуемые этапом развития организации.
Рассмотрим основные кадровые мероприятия в зависимости от типа стратегии организации (стадии развития организации) и уровня планирования. Для открытой и закрытой кадровой политики будут адекватны разного типа мероприятия по удовлетворению единых по сути кадровых потребностей.
При
открытой кадровой политике и развитии
предпринимательской стратегии, которая
приходится на стадию формирования организации
при стратегическом планировании идёт
процесс информирования об организации,
оказываемых ею услугах. В этот период
организация формирует
Среднесрочное планирование в этот период предполагает следующие процессы:
- поиск перспективных людей и проектов;
- создание банка кандидатов на работу в организацию;
- проведение конкурсов, выдача грантов;
-
установление контактов с
- отбор менеджеров под проекты;
Находясь на стадии интенсивного роста, организация меняет свою кадровую политику. В ней происходят следующие процессы: обучение управленцев, формирование горизонтальных и вертикальных управленческих команд. Планирование трудовых ресурсов. Разработка штатного расписания. Создание должностных инструкций. Описание политики фирмы в документах и правилах. Набор персонала под конкретные виды работ. Адаптация персонала.
На стадии стабилизации организация придерживается следующего курса: разрабатываются новые формы организации труда под новые технологии. Осуществляется разработка оптимальных схем стимулирования труда, увязанных с получением прибыли организацией. Реализуются программы оценки и стимулирования труда персонала. Идёт набор эффективных менеджеров.
На стадии ликвидации, при открытой кадровой политике организация максимально сокращает штат сотрудников, оптимизирует производство.
При закрытой кадровой политике на стадии формирования организации создаются собственные институты. Осуществляется поиск перспективных студентов, выплата стипендий, стажировка на предприятии, привлекаются друзья, родственники и знакомые.
На стадии роста закрытая кадровая политика состоит из: планирования карьеры, разработки нетрадиционных способов найма, проведения внутрифирменных программ обучения с учетом личных потребностей в обучении.
Также
на данном этапе осуществляется разработка
программ стимулирования труда, набор
сотрудников с высоким
Стадия стабилизации предполагает разработку схем оптимизации труда, сокращение трудовых затрат, реализацию программ обучения управленческого персонала.
Также
идёт процесс активного включения
персонала в оптимизацию
На
стадии ликвидации организации при
закрытой кадровой политике проводятся
программы переподготовки специалистов,
разрабатываются программы
Выбор
той, или иной кадровой политики, а
вместе с ней и определение
кадровых мероприятий зависит от
формы собственности
Не смотря ни на что, свои достоинства и недостатки существуют во всех моделях кадровой политики. Так же следует отметить, что в реальной практике редко встречаются стандартно открытые, или закрытые модели кадровой политики.
Необходимо также отметить, что кадровые мероприятия зависят не только от модели кадровой политики, но и от специфики работы организации. Каждая организация индивидуальна и у каждой организации свой, специфичный подход к определению кадровых мероприятий.
Следует
отметить, что кадровая стратегия
существенно зависит от стадии жизненного
цикла организации. Функционирование
организации в общем виде проходит
через ряд стадий, включая формирование
организации, ее интенсивный рост, период
стабильного функционирования, определенный
спад (требующий определенного
Информация о работе Разработка кадровой политики предприятия