Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:08, курсовая работа
Целью данной работы является изучение места и роли управления персоналом в общей системе управления фирмой на примере Актюбинского нефтепроводного управления Западного филиала АО «Казтрансойл» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
- определить понятия управления персоналом, изучить основные подходы к управлению персоналом;
- определить цели и функции системы управления персоналом;
ВВЕДЕНИЕ 4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
6
1.1 Кадры – основа эффективного развития предприятия 6
1.2 Функции, субъекты и методы управления персоналом 8
1.3 Особенности управления персоналом в Республике Казахстан 12
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
(НА ПРИМЕРЕ АКТЮБИНСКОГО НЕФТЕПРОВОДНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОГО ФИЛИАЛА АО «КАЗТРАНСОИЛ») 18
2.1 Организационная характеристика Актюбинского нефтепроводного управления Западного филиала АО «Казтрансойл» 18
2.2 Управление персоналом на предприятии 22
2.3 Принятие управленческих решений в Актюбинском нефтепроводном управлении Западного филиала АО «Казтрансойл» 25
2.4 Особенности оценки персонала 36
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 42
3.1 Формирование бюджета службы управления персоналом 42
3.2 Проектирование кадровой политики промышленного предприятия 46
3.3 Экономическая и социальная эффективность совершенствования системы управления персоналом 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
.
Несомненно, соблюдение представленных условий требует реализации большого перечня организационных мероприятий по разработке и внедрению моделей компетенций в компании. В Актюбинском нефтепроводном управлении Западного филиала АО «Казтрансойл» сотрудники департамента по работе с персоналом реализовали ряд мероприятий по разработке и внедрению моделей компетенций в компании, которые соответствуют современных HR-технологиям (рисунок 3. 2).
Результатом реализации представленных мероприятий стали разработанные блоки компетенций: корпоративные, менеджерские и профессиональные компетенции. Эти компетенции учитывают не только профессиональные аспекты производственной деятельности Актюбинском нефтепроводном управлении Западного филиала АО «Казтрансойл», а также и корпоративные ценности, стандарты поведения и философию всей компании. Это объясняется тем, что перед рабочей группой стояла определенная цель по разработке действительно рабочего инструмента управления персоналом, отвечающего требованиям в первую очередь руководства и сотрудников компании, учитывающий большой круг аспектов, способных влиять на развитие эффективности всего персонала компании.
Также, параллельно с разработкой самих компетенций, продумывалась и система оценки персонала, которая является центральной в данной схеме и несет на себе много информационных и функциональных обязанностей. Сложностью построения эффективной системы оценки состояла в необходимости учета особенностей каждой компетенции, что потребовало большой аналитической работы по отбору и апробации различных методик оценки, что отражено в таблице 2.4
Выбор той или иной методики оценки не случайный. Как известно каждый вид оценки имеет как свои преимущества, так и недостатки. Существуют также некоторые ограничения по возможности использования, что связанно с необходимостью предварительной технической оснащенности, наличием человеческих, материальных и технических средств. В Актюбинском нефтепроводном управлении Западного филиала АО «Казтрансойл» сотрудниками ДРП была проделана значительная работа по анализу, апробации и внедрению представленных методик, в зависимости от специфических особенностей каждой компетенции (рисунок 3).
Рисунок 2.3. Особенности методик оценки, используемых в Актюбинском нефтепроводном управлении Западного филиала АО «Казтрансойл»
Как видно из рисунка, здесь даны лишь общие описания, однако представленные методики также подразделяются еще на множество подвидов внутри, что позволяет при подборе оценки учитывать большой перечень специфических особенностей не только компетенций, но и также производственно-технические параметры условий проведения оценки персонала.
Учитывая большой объем работы по организации и сопровождению всех этапов представленной системы, в компании также внедряется система автоматизации процессов, которая не только учитывает и хранит всю необходимую информацию, а также сопровождает всю процедуру оценки и развития персонала, что, несомненно, способствует повышению эффективности работы сотрудников ДРП компании (таблица 2.4).
Таблица 2.4 Описание программного продукта по сопровождению процессов обучения и развития эффективности персонала в Актюбинском нефтепроводном управлении Западного филиала АО «Казтрансойл»
| Модуль | Содержание модуля |
1 | Модуль персонал | Используется для хранения информации о структуре и сотрудниках компании, импорта данных о сотрудниках |
2 | Подбор персонала | Используется для автоматизации процесса подбора. Подачи заявок на подбор персонала через вэб-интерфейс |
3 | Оценка персонала | Используется для проведения в компании через вэб-интерфейс оценки персонала по компетенциям и по эффективности деятельности |
4 | Тестирование | Используется для создания тестов, проведения тестирования через Портал, контроля за ходом тестирования |
5 | Электронные учебные курсы | Электронные учебные курсы |
Интеграция с интерфейсными системами Заказчика, в т.ч. с системой кадрового учета. Настройка Учебного портала на дизайн Заказчика. |
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
3.1 Формирование бюджета службы управления персоналом
Важный процесс в компании любого уровня - подбор персонала. Поэтому специалистам по кадрам и управлению персоналом приходится сталкиваться с вопросами оптимизации этого процесса. Как сделать его более эффективным, качественным и при этом снизить финансовые затраты? Ведь заниматься приходится бюджетированием и планированием, хотя вы не экономист. С чего следует начинать, если вы впервые столкнулись с этой задачей?
Заняться формированием бюджета нужно уже в конце текущего года, чтобы к началу нового года он был утвержден.
Начинать следует с вопроса генеральному или финансовому директору: «Будет ли выделено финансирование?». Если услышите «да» - начинайте. А если руководство сомневается и раздумывает, все равно продолжайте. Это необходимый рабочий процесс, который все равно придется решать.
Бюджетирование - это процесс анализа затрат, планирование, контроль расходования денежных средств.
В системе бюджетирования существуют два основных документа:
БДР - бюджет доходов и расходов;
БДДС - бюджет движения денежных средств.
Принципиальные отличия.
Бюджет доходов и расходов (БДР) отражает процесс отнесения затрат.
Например, к вам пришел акт о выполнении услуг по подбору персонала (дата - январь, сумма -135000 тенге, в том числе сумма НДС -14465 тенге). Это событие будет отражено в БДР в январе в сумме 120535 тенге (135000 -14 465 тенге).
Бюджет движения денежных средств (БДДС) показывает, когда был или будет (в случае планирования) осуществлен платеж, например с вашего расчетного счета будут перечислены средства на расчетный счет кадрового агентства.
Бюджет доходов и расходов
Определитесь с перечнем статей затрат, которые вы курируете (но сами не производите). К ним могут относиться:
1. Затраты на поиск персонала.
1.1. Через кадровые и рекрутинговые агентства.
1.2. Через интернет-источники.
1.3. Через СМИ (телевидение, журналы, газеты).
2. Расходы на развитие и обучение персонала.
2.1. Затраты на тренинги и обучение.
2.2. Командировочные расходы на поездки по обмену опытом (например, выезд в филиалы).
2.3. Затраты на профессиональные конкурсы.
3. Затраты на охрану труда
3.1. На приобретение спецодежды.
3.2. На приобретение средств индивидуальной защиты (маски, беруши, респираторы).
3.3. На выдачу бесплатного молока.
3.4. На аттестацию рабочих мест (если она у вас проводится сторонними организациями).
3.5. На обследование проб воздуха, света, воды (сторонними организациями).
Это самые характерные для каждой группы затраты. Но список не является закрытым, и вы в связи со своей спецификой сформируете полный перечень видов затрат.
Планирование затрат
1. Затраты на поиск персонала.
1.1. Основываться необходимо на плане подбора персонала на следующий год. Как его составить? Нужно провести анализ кадрового состава, который прояснит, кто, когда уйдет на пенсию, намечает уволиться и пр. Потребность в персонале определяет стратегия организации, и в зависимости от ее целей подбирают ресурсы для реализации задач. На большинстве предприятий планирование отсутствует, и потребность в персонале возникает спонтанно, по мере надобности. Практика показывает, что кадровое планирование работает лучше, если входит в общую систему планирования в компании.
Цель плана подбора - установить оптимальные и предельно допустимые сроки закрытия определенной вакансии, распределить загруженность кадровиков в течение рабочего календарного периода. Планирование должно включать в себя не только сроки, но и методы поиска персонала. Чем больше времени на поиск, привлекательнее условия и благоприятнее для работодателя ситуация на рынке, тем больше вариантов. И тем меньше затрат на подбор персонала понесет организация.
Прогноз потребностей в персонале позволяет установить в заданном периоде качественный и количественный состав.
На практике через кадровые и рекрутинговые агентства обычно подбирают персонал на руководящие позиции, остальной персонал следует подбирать собственными силами. Есть смысл сэкономить денежные средства, если на рынке труда предложений по некоторым профессиям предостаточно.
Плановая сумма предстоящих расходов строится на основании:
- плана подбора персонала;
- уровня оплаты труда работников;
- сумм оплаты кадровым агентствам за подбор персонала.
Планирование рекомендуется выполнять с разбивкой на календарные месяцы.
1.2. При помощи интернет-источников старайтесь закрывать вакансии самостоятельно. Планирование здесь простое. Стоимость услуг по предоставлению доступа к базе данных формируется исходя из времени и состава регионов, в которых вы осуществляете поиск:
• Определитесь с интернет-ресурсом.
• Запросите у представителей прайс-лист и договор с конкретными объемами предоставляемых услуг и суммами оплаты. Чаще определяют доступ на год, на выбранные регионы.
1.3. Чтобы эффективно использовать средства СМИ, определите примерное количество вакансий в месяц, просчитайте стоимость объявления, модуля, строки, что для вас приемлемо. Предусмотрите сезонные особенности в рекрутинге и добавьте суммы на незапланированные вакансии.
Обратитесь с просьбой выслать вам договор с прописанными суммами за услуги и распределите их уже в БДР и БДДС, как указано в пункте 1.2.
2. Расходы на развитие и обучение персонала.
2.1. Чтобы определить сумму затрат на тренинги и обучение, покажите в перспективном плане по обучению вашего персонала сумму аналогичного обучения в текущем году, но индексированную на 9-11%.
В практике стоимость обучения в последние годы (ежегодно) растет примерно на 9-11%. Если у вас есть свой анализ, применяйте свой процент индексации.
2.2 Командировочные расходы на поездки по обмену опытом (например, в филиалы) считайте, основываясь на плане командировок. Величину суточных узнайте в бухгалтерии, она практически каждый год меняется. Проанализируйте авансовые отчеты за подобные поездки. Стоимость проживания за количество дней, стоимость билетов и пр. При планировании используйте действующие нормы и ставки на текущий год.
2.3. Профессиональные конкурсы стали проводить чаще. В крупных организациях победителей награждают подарками, абонементами в оздоровительные комплексы и даже предметами бытовой техники. Сумму планируйте на тот месяц, в котором будут подводиться итоги конкурса.
3. Затраты на охрану труда.
3.1. На приобретение спецодежды. Количество комплектов умножаем на цену одной единицы комплекта одежды. Получается сумма, необходимая для закупки спецодежды, которую ставим в БДДС в месяц, в котором произведена закупка.
Формируем БДР - несколько иначе и кропотливее.
К примеру, закупили зимний комплект одежды (комбинезон и куртка теплая) общей стоимостью 12000 тенге (в том числе НДС) в январе. Ставим в БДДС в январе - 12000 тенге. Норма выдачи такого комплекта составляет 1 комплект на 3 года. Следовательно, в бухгалтерском учете списание на с/с готовой продукции будет производиться равномерно на протяжении 3 лет. Сумму (12000 тенге - минус сумма НДС) делим на 36 месяцев (т. е. 3 года х 12 месяцев = 36 месяцев), получаем сумму «Z» в месяц. Так, БДР по данной статье затрат должен отразить в себе ежемесячное списание затрат в течение всего года. А при планировании следующего года не забудьте учесть те же суммы списания.
Информация о работе Пути совершенствования управления персоналом