Пути совершенствования управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение места и роли управления персоналом в общей системе управления фирмой на примере Актюбинского нефтепроводного управления Западного филиала АО «Казтрансойл» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
- определить понятия управления персоналом, изучить основные подходы к управлению персоналом;
- определить цели и функции системы управления персоналом;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
6
1.1 Кадры – основа эффективного развития предприятия 6
1.2 Функции, субъекты и методы управления персоналом 8
1.3 Особенности управления персоналом в Республике Казахстан 12

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
(НА ПРИМЕРЕ АКТЮБИНСКОГО НЕФТЕПРОВОДНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОГО ФИЛИАЛА АО «КАЗТРАНСОИЛ») 18
2.1 Организационная характеристика Актюбинского нефтепроводного управления Западного филиала АО «Казтрансойл» 18
2.2 Управление персоналом на предприятии 22
2.3 Принятие управленческих решений в Актюбинском нефтепроводном управлении Западного филиала АО «Казтрансойл» 25
2.4 Особенности оценки персонала 36
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 42
3.1 Формирование бюджета службы управления персоналом 42
3.2 Проектирование кадровой политики промышленного предприятия 46
3.3 Экономическая и социальная эффективность совершенствования системы управления персоналом 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

упраление персоналомактюбе.doc

— 722.50 Кб (Скачать)

.

   Несомненно, соблюдение представленных условий требует реализации большого переч­ня организационных мероприятий по разра­ботке и внедрению моделей компетенций в компании. В  Актюбинском нефтепроводном управлении Западного филиала АО «Казтрансойл» сотрудники департа­мента по работе с персоналом реализовали ряд мероприятий по разработке и внедрению моделей компетенций в компании, которые соответствуют современных HR-технологиям (рисунок 3. 2).

   Результатом реализации представленных мероприятий стали разработанные блоки ком­петенций: корпоративные, менеджерские и профессиональные компетенции. Эти компе­тенции учитывают не только профессиональ­ные аспекты производственной деятельности Актюбинском нефтепроводном управлении Западного филиала АО «Казтрансойл», а также и корпоративные ценно­сти, стандарты поведения и философию всей компании. Это объясняется тем, что перед ра­бочей группой стояла определенная цель по разработке действительно рабочего инстру­мента управления персоналом, отвечающего требованиям в первую очередь руководства и сотрудников компании, учитывающий большой круг аспектов, способных влиять на развитие эффективности всего персонала компании.

    Также, параллельно с разработкой самих компетенций, продумывалась и система оцен­ки персонала, которая является центральной в данной схеме и несет на себе много инфор­мационных и функциональных обязанностей. Сложностью построения эффективной систе­мы оценки состояла в необходимости учета особенностей каждой компетенции, что потре­бовало большой аналитической работы по от­бору и апробации различных методик оценки, что отражено в таблице 2.4

    Выбор той или иной методики оценки не случайный. Как известно каждый вид оценки имеет как свои преимущества, так и недостат­ки. Существуют также некоторые ограничения по возможности использования, что связанно с необходимостью предварительной техниче­ской оснащенности, наличием человеческих, материальных и технических средств. В Актюбинском нефтепроводном управлении Западного филиала АО «Казтрансойл» сотрудниками ДРП была проделана значительная работа по анализу, апробации и внедрению представленных методик, в зависимости от специфических особенностей каж­дой компетенции (рисунок 3).

 

Рисунок 2.3. Особенности методик оценки, используемых в Актюбинском нефтепроводном управлении Западного филиала АО «Казтрансойл»

 

 

    Как видно из рисунка, здесь даны лишь об­щие описания, однако представленные мето­дики также подразделяются еще на множество подвидов внутри, что позволяет при подборе оценки учитывать большой перечень специфи­ческих особенностей не только компетенций, но и также производственно-технические параме­тры условий проведения оценки персонала.

    Учитывая большой объем работы по органи­зации и сопровождению всех этапов представ­ленной системы, в компании также внедряется система автоматизации процессов, которая не только учитывает и хранит всю необходимую информацию, а также сопровождает всю про­цедуру оценки и развития персонала, что, не­сомненно, способствует повышению эффек­тивности работы сотрудников ДРП компании (таблица 2.4).

Таблица 2.4 Описание программного продукта по сопровождению процессов обучения и развития эффективности персонала  в Актюбинском нефтепроводном управлении Западного филиала АО «Казтрансойл»

 

 

Модуль

Содержание модуля

1

Модуль персонал

Используется для хранения информации о структуре и сотрудниках компа­нии, импорта данных о сотрудниках

2

Подбор персонала

Используется для автоматизации процесса подбора. Подачи заявок на подбор персонала через вэб-интерфейс

3

Оценка персонала

Используется для проведения в компании через вэб-интерфейс оценки персонала по компетенциям и по эффективности деятельности

4

Тестирование

Используется для создания тестов, проведения тестирования через Портал, контроля за ходом тестирования

5

Электронные учебные курсы

Электронные учебные курсы

Интеграция с интерфейсными системами Заказчика, в т.ч. с системой кадрового учета. Настройка Учебного портала на дизайн Заказчика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 

      3.1 Формирование бюджета службы управления персоналом

 

    Важный процесс в компании любого уровня - подбор персонала. Поэтому специалистам по кадрам и управлению персоналом приходится сталкиваться с вопросами оптимизации этого процесса. Как сделать его более эффективным, качественным и при этом снизить финансо­вые затраты? Ведь заниматься приходится бюджетированием и планированием, хотя вы не экономист. С чего следует начинать, если вы впервые столкнулись с этой задачей?

     Заняться формированием бюджета нужно уже в конце текущего года, чтобы к началу нового года он был утвержден.

     Начинать следует с вопроса генеральному или финансово­му директору: «Будет ли выде­лено финансирование?». Если услышите «да» - начинайте. А если руководство сомневается и раздумывает, все равно про­должайте. Это необходимый рабочий процесс, который все равно придется решать.

     Бюджетирование - это про­цесс анализа затрат, плани­рование, контроль расходования денежных средств.

     В системе бюджетирования существуют два основных документа:

     БДР - бюджет доходов и расходов;

     БДДС - бюджет движения денежных средств.

     Принципиальные отличия.

     Бюджет доходов и расходов (БДР) отра­жает процесс отнесения затрат.

     Например, к вам пришел акт о выполнении услуг по подбору персонала (дата - январь, сумма -135000 тенге, в том числе сумма НДС -14465 тенге). Это событие будет отражено в БДР в январе в сумме 120535 тенге (135000 -14 465 тенге).

     Бюджет движения денежных средств (БДДС) показывает, когда был или будет (в случае планирования) осуществлен платеж, например с вашего расчетного счета будут перечислены средства на расчетный счет кадрового агентства.

     Бюджет доходов и расходов

     Определитесь с перечнем статей затрат, которые вы курируете (но сами не произво­дите). К ним могут относиться:

     1. Затраты на поиск персонала.

     1.1. Через кадровые и рекрутинговые агентства.

     1.2. Через интернет-источники.

     1.3. Через СМИ (телевидение, журналы, газеты).

     2. Расходы на развитие и обучение пер­сонала.

     2.1. Затраты на тренинги и обучение.

     2.2. Командировочные расходы на поез­дки по обмену опытом (например, выезд в филиалы).

     2.3. Затраты на профессиональные кон­курсы.

     3. Затраты на охрану труда

    3.1. На приобретение спецодежды.

     3.2. На приобретение средств индиви­дуальной защиты (маски, беруши, респи­раторы).

    3.3. На выдачу бесплатного молока.

    3.4. На аттестацию рабочих мест (если она у вас проводится сторонними организа­циями).

     3.5. На обследование проб воздуха, света, воды (сторонними организациями).

     Это самые характерные для каждой группы затраты. Но список не является закрытым, и вы в связи со своей спецификой сформируете полный перечень видов затрат.

     Планирование затрат

     1. Затраты на поиск персонала.

     1.1. Основываться необходимо на пла­не подбора персонала на следующий год. Как его составить? Нужно провести анализ кадрового состава, который прояснит, кто, когда уйдет на пенсию, намечает уволиться и пр. Потребность в персонале определяет стратегия организации, и в зависимости от ее целей подбирают ресурсы для реализа­ции задач. На большинстве предприятий планирование отсутствует, и потребность в персонале возникает спонтанно, по мере надобности. Практика показывает, что кад­ровое планирование работает лучше, если входит в общую систему планирования в компании.

     Цель плана подбора - установить оп­тимальные и предельно допустимые сроки закрытия определенной вакансии, распре­делить загруженность кадровиков в течение рабочего календарного периода. Планиро­вание должно включать в себя не только сроки, но и методы поиска персонала. Чем больше времени на поиск, привлекательнее условия и благоприятнее для работодателя ситуация на рынке, тем больше вариантов. И тем меньше затрат на подбор персонала понесет организация.

     Прогноз потребностей в персонале позволяет установить в заданном периоде качественный и количественный состав.

     На практике через кадровые и рекрутинговые агентства обычно подбирают персонал на руководящие позиции, остальной персонал следует подбирать собственными силами. Есть смысл сэкономить денежные средства, если на рынке труда предложений по некото­рым профессиям предостаточно.

     Плановая сумма предстоящих расходов строится на основании:

     - плана подбора персонала;

     - уровня оплаты труда работников;

     - сумм оплаты кадровым агентствам за подбор персонала.

     Планирование рекомендуется выполнять с разбивкой на календарные месяцы.

     1.2. При помощи интернет-источников ста­райтесь закрывать вакансии самостоятельно. Планирование здесь простое. Стоимость услуг по предоставлению доступа к базе данных формируется исходя из времени и состава регионов, в которых вы осущест­вляете поиск:

     • Определитесь с интернет-ресурсом.

     • Запросите у представителей прайс-лист и договор с конкретными объемами предо­ставляемых услуг и суммами оплаты. Чаще определяют доступ на год, на выбранные регионы.

    1.3. Чтобы эффективно использовать средства СМИ, определите примерное ко­личество вакансий в месяц, просчитайте стоимость объявления, модуля, строки, что для вас приемлемо. Предусмотрите сезонные особенности в рекрутинге и добавьте суммы на незапланированные вакансии.

     Обратитесь с просьбой выслать вам до­говор с прописанными суммами за услуги и распределите их уже в БДР и БДДС, как указано в пункте 1.2.

     2. Расходы на развитие и обучение пер­сонала.

    2.1. Чтобы определить сумму затрат на тренинги и обучение, покажите в перспектив­ном плане по обучению вашего персонала сумму аналогичного обучения в текущем году, но индексированную на 9-11%.

    В практике стоимость обучения в последние годы (ежегодно) растет примерно на 9-11%. Если у вас есть свой анализ, при­меняйте свой процент индексации.

     2.2 Командировочные расходы на поездки по обмену опытом (например, в филиалы) считайте, основываясь на плане командировок. Величину суточных узнайте в бухгалтерии, она практически каждый год меняется. Про­анализируйте авансовые отчеты за подобные поездки. Стоимость проживания за количество дней, стоимость билетов и пр. При планирова­нии используйте действующие нормы и ставки на текущий год.

     2.3. Профессиональные конкурсы стали проводить чаще. В крупных организациях победителей награждают подарками, або­нементами в оздоровительные комплексы и даже предметами бытовой техники. Сумму планируйте на тот месяц, в котором будут подводиться итоги конкурса.

     3. Затраты на охрану труда.

     3.1. На приобретение спецодежды. Количество комплектов умножаем на цену одной единицы комплекта одежды. Получает­ся сумма, необходимая для закупки спецодеж­ды, которую ставим в БДДС в месяц, в котором произведена закупка.

     Формируем БДР - несколько иначе и кро­потливее.

     К примеру, закупили зимний комплект одежды (комбинезон и куртка теплая) общей стоимостью 12000 тенге (в том числе НДС) в январе. Ставим в БДДС в январе - 12000 тенге. Норма выдачи такого комплекта состав­ляет 1 комплект на 3 года. Следовательно, в бухгалтерском учете списание на с/с готовой продукции будет производиться равномерно на протяжении 3 лет. Сумму (12000 тенге - минус сумма НДС) делим на 36 месяцев (т. е. 3 года х 12 месяцев = 36 месяцев), получаем сумму «Z» в месяц. Так, БДР по данной статье затрат должен отразить в себе ежемесячное списание затрат в течение всего года. А при планировании следующего года не забудьте учесть те же суммы списания.

Информация о работе Пути совершенствования управления персоналом