Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:08, курсовая работа
Целью данной работы является изучение места и роли управления персоналом в общей системе управления фирмой на примере Актюбинского нефтепроводного управления Западного филиала АО «Казтрансойл» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
- определить понятия управления персоналом, изучить основные подходы к управлению персоналом;
- определить цели и функции системы управления персоналом;
ВВЕДЕНИЕ 4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
6
1.1 Кадры – основа эффективного развития предприятия 6
1.2 Функции, субъекты и методы управления персоналом 8
1.3 Особенности управления персоналом в Республике Казахстан 12
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
(НА ПРИМЕРЕ АКТЮБИНСКОГО НЕФТЕПРОВОДНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАДНОГО ФИЛИАЛА АО «КАЗТРАНСОИЛ») 18
2.1 Организационная характеристика Актюбинского нефтепроводного управления Западного филиала АО «Казтрансойл» 18
2.2 Управление персоналом на предприятии 22
2.3 Принятие управленческих решений в Актюбинском нефтепроводном управлении Западного филиала АО «Казтрансойл» 25
2.4 Особенности оценки персонала 36
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 42
3.1 Формирование бюджета службы управления персоналом 42
3.2 Проектирование кадровой политики промышленного предприятия 46
3.3 Экономическая и социальная эффективность совершенствования системы управления персоналом 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- количество критериев выбора.
Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальный, так как они должны одновременно отвечать таким критериям , как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.
- форма принятия решений.
Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента всё чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений. Необходимо также иметь в виду, что определённые решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые решения в акционерном обществе (о выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков, совершении крупных сделок, избрании руководящих органов, реорганизации и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Коллегиальная форма принятия решении, разумеется, снижает оперативность управления и «размывает» ответственность за его результаты, однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора.
- способ фиксации решения.
По этому признаку управленческие решения могут быть разделены на фиксированные, или документальные (т.е. оформленные в виде какого либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п. ), и недокументированные ( не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.
- характер использованной информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости). Эти условия играют чрезвычайно важную роль при принятии решений, поэтому рассмотрим их более подробно.
Однако лишь немногие решения принимаются в условиях определённости. Большинство управленческих решений являются вероятностными.
Вероятностными называются решения, принимаемые в условиях риска или неопределённости.
В ряде случаев, однако, организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности возможных событий. В таких ситуациях руководителям помогает опыт, который показывает , что именно может произойти с наибольшей вероятностью. В этих случаях оценка вероятности является субъективной.
Анализ и принятие решений в условиях риска встречается на практике наиболее часто. Здесь пользуются вероятностным подходом , предполагающим прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей .
Процесс принятия решения может быть выполнен в несколько этапов:
Этап 1 . Определение цели.
В качестве критерия выбирается максимизация математического ожидания прибыли
Этап 2 . Определение набора возможных действий для рассмотрения и анализа (контролируются лицом, принимающим решение)
Этап 3. Оценка возможных исходов и их вероятностей (носят случайный характер).
Этап 4 . Оценка математического ожидания возможного дохода [10].
Решение принимается в условиях неопределённости , когда из-за недостатка информации невозможно количественно оценить вероятность его возможных результатов. Это довольно часто встречается при решении новых, нетипичных проблем, когда требующие учёта факторы настолько новы и/или сложны, что о них невозможно получить достаточно информации. Неопределённость характерна и для некоторых решений , которые приходится принимать в быстро меняющихся ситуациях . В итоге вероятность определённой альтернативы невозможно оценить с достаточной степенью достоверности.
Сталкиваясь с неопределённостью, управляющий может использовать две основные возможности:
1) попытаться получить дополнительную информацию и ещё раз проанализировать проблему с целью уменьшить её новизну и сложность. В сочетании с опытом и интуицией это даст ему возможность оценить субъективную , предполагаемую вероятность возможных результатов;
2) когда не хватает времени и, или средств на сбор дополнительной информации, при принятии решений приходится полагаться на прошлый опыт и интуицию.
Таблица 2.2 - Подготовка персонала
Форма обучения | Количество человек | |
Подготовка, переподготовка кадров | 30 | |
Обучение вторым и совмещенным профессиям | 20 | |
Повышение квалификации: руководящие работники и специалисты |
20 | |
Итого: | 70 |
На основе данных, приведенных в таблицах 2.2 (Отчеты о выполнении плана обучения) можно сделать следующие выводы: В 2010 году на предприятии всего обучение прошли 70 работников. По отношению к 2009 году общее число обученных работников увеличилось в 2,1 раза и на 21,5% больше, чем в 2008 году. В 2010 году наблюдается обратная тенденция, происходит снижение количества обученных сотрудников на 41,4% по отношению к 2008 году. Переподготовка персонала неуклонно снижается в 2,3 раза с 70 чел. в 2010 году до 161 чел. в 2009 году. А число работников, получивших вторую (смежную) профессию увеличилось на 34% в 2010 году по сравнению с 2009 г. и на 80,2% по сравнению с 2008 г. Повышение квалификации служащих на предприятии не имело сильных изменений и составило в 2009 - 2010 гг. в пределе 70 чел. /год соответственно, а в 2010 г. количество сотрудников, повысивших квалификацию увеличилось на 34% и составило 20 чел. Таким образом, процесс обучения проходят почти все работники предприятия. Причины необходимости обучения работников следующие:
- повышение профессионального уровня;
- должностная ротация.
Наличие образовательного подразделения "Учебный центр" дает определенные преимущества. Они позволяют руководителям:
- оценить работника на стадии обучения и переподготовки, определить его профессиональные способности и личные качества;
- определить и спланировать обучение работников самым необходимым профессиям в формах и методах, приемлемых для конкретного предприятия;
- определить перечень самых необходимых совмещаемых профессий;
- приблизить процесс профессионального обучения к производственной базе конкретного предприятия, а рабочим - осваивать профессию непосредственно на рабочем месте;
- аккумулировать финансовые средства, выделяемые, на профессиональную подготовку, и минимизировать их, выявляя самые необходимые направления расходов. Таким образом, система обучения персонала в Актюбинском нефтепроводном управлении Западного филиала АО «Казтрансойл»
- определить профессиональные возможности работника и спланировать процесс его обучения;
- оценить мотивацию работника на дальнейшее обучение;
- определить наиболее востребованные профессии и вести процесс подготовки персонала по данным профессиям и, следовательно, обеспечивает создание оптимальных условий для повышения квалификации персонала и управления его карьерой. Аттестация персонала является важной составной частью управления персоналом. Это одна из наиболее эффективных форм оценки кадров. Целью аттестации руководящих работников и специалистов является:
- периодическая проверка уровня профессиональной подготовленности и соответствия занимаемой должности;
- оптимизация использования кадров;
- стимулирование роста их квалификации;
- повышения исполнительной деятельности;
- повышения ответственности руководящих работников и специалистов в области политики качества. Аттестации подлежат все руководящие работники и специалисты предприятия, за исключением:
- лиц, проработавших в занимаемой должности менее 1 года;
- беременные женщины;
- женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
- женщины, вышедшие после отпуска по уходу за ребенком и проработавшие менее 1 года.
В период пребывания в отпуске, командировке аттестация указанных категорий сотрудников осуществляется после возвращения из отпуска или командировки.
Порядок подготовки аттестации следующий. Начальник отдела служб составляет и передает в Отдел по работе с персоналом список сотрудников, подлежащих аттестации, далее готовится приказ о порядке проведения аттестации с приложением графика аттестуемых. Не позднее, чем за месяц до начала аттестации, менеджер отдела по работе с персоналом знакомит сотрудников, подлежащих аттестации, с данным приказом под расписку, также оформляется аттестационный лист на каждого сотрудника. Руководители служб и отделов предоставляют в Отдел по работе с персоналом отзыв (характеристику) на аттестуемого специалиста за 2 недели до проведения аттестации. Отзыв (характеристика) содержит полную, всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых и личных качеств аттестуемого работника, отражает конкретные результаты его работы в данной должности за предшествующий аттестации период. Аттестуемый сотрудник должен быть ознакомлен руководителем подразделения с отзывом (характеристикой) не позднее, чем 2 недели до начала проведения аттестации. Далее созывается аттестационная комиссия, которой предоставляются аттестационные листы и члены которой путем опроса по технологии работы специалиста решает, продлить аттестацию или ввести сотрудника в должность. Таким образом, аттестация персонала базируется на комплексной оценке персонала, определяемой по результатам его деятельности и соответствия деловых и личностных качеств требованиям рабочего места.
Кадровый резерв. Кадровый резерв - основной источник заполнения должностей руководителей среднего звена и ведущих специалистов. Система формирования кадрового резерва предполагает решение следующих задач:
- выявление ключевых должностей в предприятии;
- выявление сотрудников организации, имеющих потенциал для занятия руководящих должностей;
- подготовка перспективных сотрудников к работе на руководящей должности;
-обеспечение планового замещения руководящих должностей и адаптации в них сотрудников.
Кадровый резерв делится на две группы по критерию долгосрочности:
1) оперативный резерв - это резерв о замещения руководителей и специалистов в период их отсутствия (командировки, отпуска, болезни и т.п.), этот резерв формируется в соответствии с субординацией в Обществе на основе положений и должностных инструкций (в соответствии с пунктом о замещении);
2) стратегический резерв - это группа сотрудников, которые в дальнейшем смогут занять ключевые должности в Обществе; делится на две группы с точки зрения отбора и развития кандидатов:
- преемники - это кандидаты на замещение определенных ключевых должностей, которые готовы к работе или будут готовы в ближайшее время;
Информация о работе Пути совершенствования управления персоналом