Производственный менеджмент на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является всестороннее изучение и анализ производственного менеджмента на предприятии, а также рассмотрение факторов, которые влияют на эффективность функционирования и конкурентоспособность предприятия.
При написании этой работы были поставлены следующие задачи.
Во-первых, изучить теоретические аспекты производственного менеджмента, для этого будут рассмотрены:
- история развития производственного менеджмента;
- содержание производственного менеджмента: задачи, методы и основные функции;
- понятия производства, производственной системы и процесса производства;
- производственная стратегия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1 Из истории развития производственного менеджмента 5
1.2 Понятие производства и производственной системы 8
1.3 Содержание производственного менеджмента 11
1.4 Содержание и виды производственных процессов 13
а) Понятие и виды производственных процессов 13
б) Типы организации производства 15
в) Виды движения производственных процессов 16
г) Принципы организации производственного процесса 18
1.5 Стратегические решения в производственном менеджменте 19
2. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ИП «САМЫЛОВ В.И.») 23
2.1 Технико-экономическая характеристика организации 23
2.2 Внешняя среда 27
2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности 29
2.3 Проектирование производственных систем 31
2.4 Планирование производства 33
2.5 Производственный процесс и его функционирование (на примере гимнастических стенок и шахматных досок) 36
2.6 Управление качеством 40
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49

Приложения…………………………………………………………………..51

Работа содержит 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 116.92 Кб (Скачать)

Одним из путей выхода российских предприятий из кризиса является использование достижений теории и  практики современного менеджмента. Особенностью современного менеджмента является его направленность на эффективное  ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное  уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.

Современный менеджмент должен способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен. Характерной  чертой развития современного менеджмента  является усиление тенденции технократизма, что проявляется во внедрении новых технологий управления на базе информационных технологий.

Основная цель исследования состоит в рассмотрении различных  составляющих производственного менеджмента  с целью осмысления их структуры, организации и других особенностей, выявления закономерностей развития и совершенствования методов  управления.

В соответствии с данной целью  в исследовании были поставлены следующие  задачи:

1. Дать определение производству и производственным системам как объектам производственного менеджмента.

2. Рассмотреть общие подходы к производственному управлению и перспек- тивы его совершенствования.

3. Исследовать производственный менеджмент в системе менеджмента предприятия.

4. Проанализировать особенности менеджмента и развития малого предпринимательства в Белгородской области.

 

1. Общие подходы к оперативному  управлению производством

 

1.1 Производство и производственные  системы: понятие и закономерности

 

Производство является важнейшим  компонентом любой страны. Именно производство определяет уровень жизни. Для успешной конкуренции на внутреннем и мировом рынках производители  должны иметь передовые технологии, соответствующие организационные  структуры. Возникают многочисленные проблемы, связанные с изменениями  в культуре, управлением информационными  потоками и политикой в области  человеческих ресурсов. Все это имеет  значение для эффективного функционирования, извлечения прибыли из технологических  возможностей.

Изучая процесс производства, необходимо понимать, что:

• процесс производства включает больше, чем просто производство продукции;

• производство всегда предоставляет потребителям не только продукцию, но и услугу;

• процесс переработки означает добавление ценности или преимущества к тому, что перерабатывается;

• люди и машины являются ресурсом и базой процесса переработки.

Используя простую модель «ресурс-продукт», производство можно  определить как процесс переработки, в котором к ресурсу добавляется  стоимость производства продукта, нужного  предполагаемым потребителям.

Один из основных аспектов производства - преобразование ресурсов, которые приобретает предприятие, в товары, которые затем с успехом  продаются потребителям.

Поэтому можно рассматривать  производство как процесс переработки, который добавляет ценность.

Схематически этот процесс  можно представить следующим  образом:

 

Рис. 1.1. Схема процесса переработки (производства)

 

Задача предприятия состоит  в том, чтобы воспринять "на входе" факторы производства (затраты), переработать их и "на выходе" выдать готовую  продукцию (результат). Это и называется производственной деятельностью.

Исходные ресурсы - категория  пассивная в системе производства. В процессе производства они перерабатываются в готовую продукцию. Поэтому  процесс переработки во всех смыслах  активен. Он включает долгосрочные и  ежедневные решения, большой объем  видов деятельности, операции и процессы, управление людьми - их временем, умением  и мотивацией - и различную деятельность по планированию, управлению, контролю и развитию.

Деятельность разных предприятий, имеющих совершенно разные ресурсы, готовую продукцию и процессы, можно разделить на четыре категории:

• производственная деятельность;

• введение и планирование стандартов качества;

• контроль и управление;

• организация и основные операции.

Следует отметить, что ни одна из четырех категорий деятельности в производственном процессе не является независимой от других. А поскольку  элементы процесса производства взаимосвязаны, производство требует квалифицированного управления.

Готовая продукция производственного  бизнеса всегда представляет собой  определенный продукт, но услуга - это  элемент, который добавляет ценность продукту в глазах потребителя.

Основной выход производственного  бизнеса - это его продукция, но не только. Любой бизнес, который может  помочь клиентам определить их запросы  или снизить затраты их времени  и труда на оформление запросов, задумок, планов, имеет большой шанс на получение заказов. Эта деятельность представляет собой услуги и может  быть более ценной для клиентов. Услуга потребителю может также  продолжаться и после доставки, например сборка, монтаж, обслуживание.

Производство представляет собой комплекс принятия решений, что  требует тщательного планирования. Первоначальные решения обычно меньше касаются технических вопросов, а  больше - организационных и маркетинга.

Производство и производственные системы являются объектом производственного  менеджмента. До недавнего времени  основное внимание в теории и практике производственного менеджмента  уделялось самой производственной функции.

В настоящее время существует более широкий взгляд на производство. Появился термин "интегрированное  производственное предприятие"[ ]. Это означает, что в процессе принятия решений участвуют все службы, и вырабатывается стратегия развития производственного предприятия. Службы должны работать сообща на достижение конечного результата. При этом предполагается устранение границ между функциональными службами (производства, маркетинга, НИОКР, финансов и человеческих ресурсов).

Производственная система  представляет собой обособившуюся  в результате общественного разделения труда часть производственного  процесса, способную самостоятельно или во взаимодействии с другими  аналогичными системами удовлетворять  те или иные нужды, потребности и  запросы потенциальных потребителей с помощью производимых этой системой товаров и услуг.

Возникновение той или  иной производственной системы обусловлено  возникновением или формированием  на рынке спроса на продукцию, способную  удовлетворить требования покупателей. Следовательно, производственная система  должна быть приспособлена к длительному  удовлетворению покупательского спроса.[7, 8]

В состав производственной системы  любого уровня иерархии (предприятие, цех, участок, рабочее место) традиционно  включают следующие ресурсы:

1. Технические ресурсы  (особенности производственного  оборудования, инвентаря, основных  и вспомогательных материалов  и т. п.).

2. Технологические ресурсы  (гибкость технологических процессов,  наличие конкурентоспособных идей, научные заделы и др.).

3. Кадровые ресурсы (квалификационный, демографический состав работников, их способность адаптироваться  к изменению целей производственной  системы).

4. Пространственные ресурсы  (характер производственных помещений,  территории предприятия, коммуникаций, возможность расширения и пр.).

5. Ресурсы организационной  структуры системы управления (характер  и гибкость управляющей системы,  скорость прохождения управляющих  воздействий и т. п.).

6. Информационные ресурсы  (характер информации о самой  производственной системе и внешней  среде, возможность ее расширения  и повышения достоверности и  т. п.).

7. Финансовые ресурсы (состояние  активов, ликвидность, наличие  кредитных линий и пр.).

Каждый из указанных видов  ресурсов представляет собой совокупность возможностей производственной системы  для достижения своих целей. Это означает, что, имея в своем распоряжении те или иные средства производства (станки, вспомогательное оборудование, сырье и материалы, инструменты и т. п.), кадры (рабочих соответствующих разрядов, ИТР соответствующей квалификации, научных сотрудников и т. д.), произ¬водственные помещения с определенными характеристиками, дороги, сооружения и прочие ресурсы, производственная система способна в той или иной степени удовлетворять изменяющиеся нужды, потребности и запросы потенциальных покупателей.

В результате взаимодействия всех составляющих систему ресурсов получаются новые свойства, которыми каждый отдельный вид ресурса  не обладает. Эти свойства обозначаются таким понятием, как эффект целостности  системы.

Производственные системы  формируются и функционируют  на основе общих и частных законов. Под законом организации производственных систем понимается необходимое, существенное, устойчивое отношение между элементами производственной системы, а также  между этой системой и внешней  средой. Законы организации производственных систем образуют систему законов, они  взаимосвязаны и взаимообусловлены, а все вместе представляют единство, целостность.

Производственные системы  имеют ряд особенностей, которые  отличают их от систем других классов. Наиболее существенные из них:

Целенаправленность производственных систем - способность производить  необходимую продукцию или оказывать  услуги.

Полиструктурность производственных систем - одновременное существование в них взаимопереплетающихся подсистем, где каждый элемент системы одновременно входит в несколько подсистем и функционирует в соответствии с их требованиями.

Открытость производственных систем, проявляющаяся не только в  материальном, энергетическом обмене, но и в обмене информацией.

Сложность производственных систем, обусловленная ее основными  элементами: трудящиеся, орудия и предметы труда;

Разнообразие производственных систем, которое характеризуется  понятиями: специализация, концентрация, пропорциональность отдельных частей системы и подсистем, прямоточность производственных процессов, ритмичность частичных производственных процессов, вид продукции, серийность производства. Эти особенности во взаимосвязи и взаимообусловленности определяют рациональность форм организации производственных систем и их подсистем.

В процессе проектирования и  совершенствования производственных систем им придаются определенные свойства. Назовем главнейшие из них.

Результативность - способность  создавать продукцию или услуги, необходимые народному хозяйству  и населению. Она обеспечивается организацией производственной системы.

Надежность - устойчивое функционирование, способность к локализации в  сравнительно небольших частях системы  отрицательных последствий стохастических возмущений, происходящих как внутри системы, так и во внешней среде. Надежность системы обеспечивается внутрисистемными резервами, системой управления и кооперацией с другими  производственными системами.

Гибкость - возможность приспосабливать  производственные системы к изменяющимся условиям внешней среды, прежде всего  через улучшение выпускаемой  продукции. Обеспечивается свойствами элементов системы и внутрисистемными резервами.

Управляемость - допустимость временного изменения процесса функционирования в желательном направлении под  влиянием управляющих воздействий. Обеспечивается внутрисистемными резервами  и расчленением системы на относительно независимые подсистемы, а также  ограничением размеров системы.

Долговременность - способность  производственной системы в течение  длительного времени сохранять  результативность.

 

1.2 Производственное управление  и перпективы его совершенствования

 

Все решения, принимаемые  в системе производственного  управления, должны быть направлены на повышение экономичности производства — превращения исходных ресурсов в конечный продукт. В силу многих причин (увеличения доли заработной платы  в себестоимости продукции, повышение  стоимости трудовых ресурсов, обострение конкурентной борьбы и т.п.) главной  заботой производственного управления стала забота о росте производительности труда.

Воздействие, которое субъекты управления оказывают на производительность труда, наиболее четко проявляются  в двух направлениях: управлении людскими (трудовыми) ресурсами и управлении производственной деятельностью предприятия.

Без людей невозможно функционирование ни одного предприятия, без них оно  не сможет достичь своих целей.

Управление трудовыми  ресурсами включает в себя следующие  действия:

• планирование трудовых ресурсов — разработку плана удовлетворения будущих потребностей производства в работниках определенных специальностей и квалификации;

• набор персонала —  обеспечение необходимого количества работников в соответствии с планом;

• обеспечение привлекательности  заработной платы как для уже  нанятых, так и потенциальных  работников;

• обучение персонала знаниям  и практическим навыками для эффективного выполнения производственных заданий;

• оценка трудовой деятельности работников с целью определения  необходимой их численности и  качества для каждой производственной операции; для выполнения административных функций (повышение, понижение, перевод, увольнение);

• совершенствование организации  и условий труда, обеспечивающих повышение удовлетворенности работой.

Как всякое управление, производственная деятельность имеет стратегию и  тактику (см. Приложение 1).[ ]

Стратегическое управление — это выработка цели менеджмента, прогнозирование (научное обоснование  будущего состояния и развития предприятия) и перспективное планирование. Это  такое управление предприятием, которое  опирается на человеческий потенциал  как основу предприятия, ориентирует  производственную деятельность на запросы  потребителей, осуществляет гибкое регулирование  и своевременные изменения в  организации, отвечающие вызову со стороны  окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в  совокупности позволяет предприятиям выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Информация о работе Производственный менеджмент на предприятии