Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа
Целью моей работы является всестороннее изучение и анализ производственного менеджмента на предприятии, а также рассмотрение факторов, которые влияют на эффективность функционирования и конкурентоспособность предприятия.
При написании этой работы были поставлены следующие задачи.
Во-первых, изучить теоретические аспекты производственного менеджмента, для этого будут рассмотрены:
- история развития производственного менеджмента;
- содержание производственного менеджмента: задачи, методы и основные функции;
- понятия производства, производственной системы и процесса производства;
- производственная стратегия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1 Из истории развития производственного менеджмента 5
1.2 Понятие производства и производственной системы 8
1.3 Содержание производственного менеджмента 11
1.4 Содержание и виды производственных процессов 13
а) Понятие и виды производственных процессов 13
б) Типы организации производства 15
в) Виды движения производственных процессов 16
г) Принципы организации производственного процесса 18
1.5 Стратегические решения в производственном менеджменте 19
2. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ИП «САМЫЛОВ В.И.») 23
2.1 Технико-экономическая характеристика организации 23
2.2 Внешняя среда 27
2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности 29
2.3 Проектирование производственных систем 31
2.4 Планирование производства 33
2.5 Производственный процесс и его функционирование (на примере гимнастических стенок и шахматных досок) 36
2.6 Управление качеством 40
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
Приложения…………………………………………………………………..51
Малое инновационное
Малое предпринимательство
возникает и активно
Правительство Белгородской
области оказывает большое
В 2003 году принято решение об оказании такой поддержки 13 малым инновационным предприятиям области в размере 1, 8 млн. рублей, а за последние 5-6 лет Фонд оказал помощь нашим малым инновационным предприятиям в размере 11 млн. руб.
Наиболее значимые проекты малых предприятий Белгородской области, поддержанные Фондом, реализованы в Белгороде и Шебекино:
1. Разработка и внедрение
технологии производства
2. Разработка комплекта
новых отечественных
3. Освоение производства эффективных моющих и чистящих средств для быта.
4. Разработка и освоение
экологически чистой
5. Разработка конструкции пневмопривода и технологии удаления отложений в трубах теплообменников.[14, 24]
3.3 Формы и экономические механизмы взаимодействия малых и крупных предприятий в Белгородской области
В развитии взаимоотношений малых и крупных предприятий можно выделить два основных периода:
1. ранний период реформ (1990 – 1996гг.), в котором преобладала специфическая российская модель их взаимодействия;
2. период становления рыночных отношений (1997 – н/в), когда эта модель стала сближаться с классической западной моделью.
Большую роль в формировании российского варианта модели взаимодействия имели способы и экономические механизмы образования малых предприятий.
В первый период значительная
доля малых предприятий (более 30%) образовывалась
в результате непосредственного
дробления предприятий и
На базе различных цехов крупного комбината возникало несколько автономных фирм, различных по специализации: столярный цех порождал малое предприятие по производству окон, дверей и другой столярной продукции; механический цех – малую фирму по оказанию услуг в ремонте машин и выпуску запасных частей и т.д.
Другая часть предприятий образовывалась путем создания дочерних фирм. Они образовались при крупном предприятии; их учредителем или одним из учредителей выступало само предприятие. Такие фирмы обычно были ориентированы на решение конкретных задач, связанных с деятельностью “материнского” предприятия.
Третья группа малых предприятий образовывалась как автономные фирмы, которые в последствии становились аффилированными структурами крупных предприятий. Многие малые предприятия, относящиеся к этой группе, были созданы в ходе процессов приватизации (полной или частичной) государственной собственности. Таким путем прошли почти все предприятия розничной торговли, предприятия пищевой промышленности и другие предприятия, небольшие по количеству работающих и номенклатуре выпускаемой продукции.
Другие предприятия
Однако, независимо от способов образования малых фирм, их взаимоотношения с крупным производством были многоаспектными, как правило, выходящими за рамки прямой профессиональной деятельности. Малые предприятия выполняли особые функции, становились фирмами-ширмами, “карманными” структурами для крупных предприятий, позволяющими лучше приспособиться к сложным условиям переходного периода.
Второй период взаимодействия
малых и крупных предприятий
связан с процессами структурной
перестройки промышленности и реструктуризации
предприятий, избавляющихся от балласта
и утяжеленной структуры (процесс
аутсорсинга как способа
Этот период характеризуется значительным разнообразием форм совместного функционирования малых и крупных структур, что соответствует более зрелым этапам развития всего предпринимательства в целом.
В стационарной экономике
на базе крупных предприятий малая
предпринимательская
1) интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия);
2) инкубаторство (“выращивание” малой формы, оказание различной помощи на этапах ее становления);
3) сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов – различных дочерних фирм, сохраняющих “родственные связи” с “родителем”, образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно связанных от коренной структуры и т.д.). [13]
Такие формы взаимодействия малого и крупного предпринимательства как интрапренерства и инкубаторства, в российских условиях пока не получили должного развития, сателлитные формы возникают более часто, особенно в последнее время как результат реструктуризации предприятий.
Относительная неустойчивость положения значительной части российских крупных фирм не позволяет им использовать такие формы взаимодействия с малыми предприятиями, которые требуют долговременного и достаточно существенного отвлечения усилий и материальных средств.
Сателлитная форма взаимодействия малых и крупных структур в стационарной экономике преимущественного реализуется на основе субконтрактации.
Субконтрактация как разновидность делового партнерства предполагает такую кооперацию мелких и даже мельчайших предприятий (в том числе мини-фирм, семейного подряда, надомничества и т.д.), при которой крупное предприятие на основе договора (контракта) размещает заказ, определяет спецификацию изделий, предоставляет сырье или полуфабрикат для дальнейшей переработки и т.д., а исполнители (малые фирмы) осуществляют частичную или завершающую обработку предоставленного материала.
Крупное предприятие может
заключить контракт либо на производство
готового изделия, без собственного
участия в его производстве (коммерческий
вариант), либо на участие малых фирм
в отдельных стадиях
В России субконтрактация только в последние годы она начинает развиваться в отраслях с активно функционирующим крупным бизнесом (нефтяной, строительной и т.д.).
В зависимости от характера взаимосвязей между малыми и крупными фирмами определяется разновидность новообразованной структуры:
а) “дипольная” (пара предприятий с доминированием крупного). Примером дипольной структуры является взаимодействие малой и крупной структуры на основе франчайзинга, т.е. базе двухстороннего контракта, в соответствии с которым крупной компанией выдается лицензия на производство или продажу товара под ее маркой малой фирме.
Система франчайзинга обычно
представляет собой комплекс, состоящий
из множества элементов –
б) “атомарная” (множество
независимых фирм, тяготеющих к крупной
структуре как к “ядру”). Атомарные
структуры возникают не только в
результате развития франчайзинга, но
и как следствие
в) “сетчатая” (сеть взаимосвязанных малых предприятий, обслуживающих крупное производство);
г) “корпоративная” (взаимодействие нескольких крупных предприятий осуществляется через сетчатую структуру малых фирм) и т.д.
Учитывая, что одним из тормозов развития малого бизнеса является труд- ность получения банковских кредитов из-за нехватки у предпринимателей ресурсов для залогового обеспечения кредитов, в Белгородской области сделан акцент на необходимости поддержки малого предпринимательства со стороны крупного бизнеса.
И крупный бизнес Белгородчины готов к этому. Его представители выступили с инициативой предоставления субъектам ма¬лого бизнеса поручительств (гарантий) в качестве обеспечения банковских кредитов для реализации социально значимых инвестиционных проектов.[14]
Разработка мер, стимулирующих взаимодействие малых и больших предприятий в целях их взаимного развития — это одна из задач, решение которой начато в области. В 2003 году предприятиями области выданы поручительства по банковским кредитам субъектам малого бизнеса на сумму 14 млн. рублей. Такую поддержку предпринимателям оказали ОАО «Белгородский абразивный завод», ОАО «Лебединский ГОК», ОАО «Алексеевский Химмаш», крестьянское фермерское хозяйство «Горби».
Как показывает практика, малые фирмы легко сотрудничают с субъектами среднего и крупного бизнеса, выполняя роль субподрядческих организаций по выполнению непрофильных работ или производству необходимых фирме-заказчику материалов.
Помощь же в поиске партнёров по бизнесу в области оказывают общественные организации, такие как Белгородская торгово-промышленная палата, «Гильдия купцов и промышленников», «Содействие развитию малого предпринимательства», Ремесленная палата Белгородской области.
Всё важнее становится необходимость получения профессиональных знаний по повышению эффективности малого бизнеса и подготовке менеджеров. Для этой цели в Белгородской области при областном государственном учреждении «Белгородский областной центр развития предпринимательства» организованы образовательные курсы «Начни и совершенствуй свой бизнес».
Вторым большим
Заключение
В результате проведённого исследования по теме: «Производственный менеджмент и перспективы его развития в Белгородской области» можно сделать ряд выводов:
1. Главной задачей производства
является переработка ресурсов
в готовую продукцию. Основные
ресурсы включают людей и
2. Производственный менеджмент
имеет дело с производством
и производственными системами.
3. Производство - это объект
управления. Производственный менеджмент
предполагает разработку
Управление производством предполагает, что соответствующие службы менеджмента осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде.
Для этого менеджмент осуществляет следующие операции:
• управление разработкой и проектированием продукта;
• выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта;
• управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов;
• управление запасами на складах, включающее в себя управле¬ние хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции;
• контроль качества.
4. Об эффективности
5. Экономической особенностью
малого предпринимательства
Информация о работе Производственный менеджмент на предприятии