Производственный менеджмент на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является всестороннее изучение и анализ производственного менеджмента на предприятии, а также рассмотрение факторов, которые влияют на эффективность функционирования и конкурентоспособность предприятия.
При написании этой работы были поставлены следующие задачи.
Во-первых, изучить теоретические аспекты производственного менеджмента, для этого будут рассмотрены:
- история развития производственного менеджмента;
- содержание производственного менеджмента: задачи, методы и основные функции;
- понятия производства, производственной системы и процесса производства;
- производственная стратегия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1 Из истории развития производственного менеджмента 5
1.2 Понятие производства и производственной системы 8
1.3 Содержание производственного менеджмента 11
1.4 Содержание и виды производственных процессов 13
а) Понятие и виды производственных процессов 13
б) Типы организации производства 15
в) Виды движения производственных процессов 16
г) Принципы организации производственного процесса 18
1.5 Стратегические решения в производственном менеджменте 19
2. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ИП «САМЫЛОВ В.И.») 23
2.1 Технико-экономическая характеристика организации 23
2.2 Внешняя среда 27
2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности 29
2.3 Проектирование производственных систем 31
2.4 Планирование производства 33
2.5 Производственный процесс и его функционирование (на примере гимнастических стенок и шахматных досок) 36
2.6 Управление качеством 40
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49

Приложения…………………………………………………………………..51

Работа содержит 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 116.92 Кб (Скачать)

Содержание обеспечивающей подсистемы СПМ

Обеспечивающая подсистема состоит из следующих компонентов:

2.1 Методическое обеспечение.  Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию системы менеджмента должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах межгосударственного (международного, федерального (государственного), муниципального (республиканского, регионального), либо фирменного уровня.

2.2 Цели ресурсного обеспечения  системы менеджмента:

• своевременное обеспечение потребителей предприятия необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества;

• улучшение использования ресурсов — повышение производительности труда, фондоотдачи, сокращение длительности производственных циклов, обеспечение ритмичности процессов, сокращение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций.

2.3 Информационное обеспечение  системы менеджмента — одно  из важнейших обеспечивающих  функций, качество которой является  определяющим фактором обоснованности  принимаемого решения и эффективности  функционирования системы. В динамике  информационное обеспечение как  процесс входит в понятие коммуникация.

Коммуникации — это  обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую  для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников предприятия.

Руководитель 50–90 % всего  времени тратит на коммуникации. Руководитель занимается этим, чтобы реализовать  свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах  принятия решений по функциям управления. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем  на любом уровне иерархии.

2.4 Правовое обеспечение  системы менеджмента основано  на законодательных и нормативных  актах по различным вопросам  разработки, функционирования и  развития системы, принятых на  федеральном (государственном) уровне. К этим актам относятся федеральные  законы, постановления правительства  и федеральных органов управления, государственные стандарты.

Содержание функциональной подсистемы СПМ

Функциональная подсистема состоит из следующих компонентов:

3.1. Маркетинг – концепция  ориентации любой деятельности  на потребителя; первая стадия  жизненного цикла объекта; первая  функция производственного менеджмента.  Управление маркетингом призвано  посредством маркетинговой деятельности  по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации.

3.2 Планирование представляет  собой постановку проблемы, прогнозирование,  определение целей, разработку  стратегии их выполнение, определение  условий и средств достижения  цели. В процессе планирования  принимаются решения. Потом создаются  условия для его выполнения, и  система начинает функционировать. 

3.3 Организация процессов.  Процессы следует различать управленческие  и производственные. Управленческий процесс — совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках организационной структуры фирмы.

Производственный процесс  представляет собой комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление то¬вара заданного качества, количества, ассортимента и в установленные сроки.

3.4 Контроль предполагает  наблюдение за ходом достижения  поставленных целей, проверку  выполнения управленческих решений  и оценку их последствий.

3.5 Мотивация – это процесс  побуждения себя и других к  деятельности для достижения  целей предприятия и личных  целей. 

3.6 Регулирование — функция  менеджмента по изучению изменений  факторов внешней среды, оказывающих  влияние на качество управленческого  решения и эффективность функционирования  системы менеджмента фирмы, и  принятию мер по доведению  параметров системы менеджмента  до требований внешней среды.

Регулирование позволяет  выявить проблемы, требующие новых  управленческих решений, новых организационных  структур. Последствия этих решений  вновь будут регулироваться, контролироваться.

Содержание управляющей  подсистемы СПМ

4.1 Управление персоналом  связано с использованием возможностей  работников для достижения целей  предприятия. 

4.2 Социология и психология  менеджмента. На современном этапе  развития менеджмента определение  психологического портрета личности  является одним из самых сложных  и важных вопросов, решение, которого  позволит повысить эффективность  управления персоналом.

4.3 Под технологией разработки управленческих решений понимается совокупность последовательно выполняемых процессов, процедур, операций, направленных на решение проблемной ситуации. Эффективная реализация управленческих решений требует осуществления всего процесса управления, его организующей, мотивационной и контролирующей функций в особенности.

4.4 Анализ в принятии  решений. В основе принятия  рационального решения проблемы  лежит объективный и многосторонний  анализ условий, в которых предприятие  действует в каждый период  времени, а также тенденции,  которые будут иметь место  в дальнейшем. Этот анализ протекает  по этапам от начала возникновения  проблемы до полного устранения  и получения позитивного результата.

4.5 Прогнозирование в принятии  решений. Прогнозирование как  совокупность гипотез, сценариев  и моделей экономических процессов, которые могут иметь место в будущем. Прогнозы обычно строятся в нескольких вариантах, что позволяет изучить разнообразные альтернативные способы дальнейших действий и избрать лучшие из них.

Внешняя среда СПМ

 Макросреда характеризуется  различными сферами развития  страны. К этим сферам относятся международная, политическая, экономическая, социально-демографическая, правовая, экологическая, природно-климатическая, научно-техническая, культурная. В свою очередь каждая сфера определяется рядом факторов (показателей), прямо или косвенно влияющих на эффективность функционирования фирмы.

Инфраструктура региона, где территориально расположено  предприятия, существенно оказывает  влияние на эффективность и устойчивость ее функционирования. Вместе с тем  основные отрасли инфраструктуры региона, так же, как и макросреда, оказывают  влияние на работу фирмы косвенно.

К факторам микросреды относятся  следующие:

• конкуренты;

• контактные аудитории;

• маркетинговые посредники;

• законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.

3. Особенности менеджмента  малого предпринимательства

3.1 Менеджмент и предпринимательство.  Общие черты и различия

 

Бизнес — это предпринимательская  деятельность, дело или занятие, которое  является источником получения прибыли. Суть предпринимательства заключается  в том, чтобы в условиях неопределённости рынка находить способы наиболее эффективного использования собственности  в виде капитала, имущества, патентных  прав и других ресурсов и добиваться использования этих возможностей в  целях осуществления хозяйственной  деятельности.

Предприниматель как мелкий собственник выполняет свои функции  самостоятельно, личным трудом создает  продукты (услуги), принимает необходимые  решения по ходу развития своего дела, сам обеспечивает производственную деятельность ресурсами, реализует  продукцию и присваивает результаты собственного труда.

Дело выглядит иначе, когда  возрастают масштабы производства. Здесь  уже собственного труда предпринимателя  недостаточно. Каждая из функциональных областей работы предприятия (снабжение, производство, сбыт и т.д.) становится самостоятельным направлением, т.е. происходит разделение функции на производственные и управленческие, что требует профессионального управляющего ими. Вот здесь и появляется на рынке труда рабочая сила соответствующей специальности — профессиональный менеджер.

Конечно, предприниматель  как собственник может и сам  заниматься вопросами управления, оставив  участие в непосредственном производстве. В малом бизнесе предприниматель (бизнесмен) и менеджер объединяются в одном лице. Для него характерны профессиональное знание сферы деятельности и наличие определённых знаний в  области теории и практики управления производственно-сбытовой и маркетинговой  деятельностью. [10, 15]

Право собственника – это  право владения, пользования и  распоряжения имуществом. Предприниматель  сам использует это имущество  в качестве средств производства для выпуска продукции и получения предпринимательского дохода. Таким образом, он превращается в управляющего, менеджера. Отношения собственности здесь выступают как управленческие отношения.

Предприниматель не всегда может  быть хорошим менеджером (разработчиком  стратегии), имеющим навыки управления людьми. Слишком большая уверенность  в себе мешает ему делегировать свои полномочия. Часто это незаурядная  личность, всегда устремленная на достижение поставленной цели, получение запланированных  результатов.

Предпринимателя, прежде всего, интересует, какую материальную выгоду он извлечет из своей деятельности. Получить прибыль и накопить капитал, достаточный для продолжения  своего дела в более широких масштабах, можно только в том случае, если производимая продукция (работы, услуги) пользуется спросом у потребителей. Значит, предпринимателю (менеджеру), прежде всего, следует продумать, каким направлением бизнеса он должен заниматься, т.е. определить предпринимательскую идею.

Предпринимательская идея —  основа любого делового начинания. Чтобы  она постоянно формировалась  у человека, нужно обладать предпринимательскими способностями, иметь необходимые  знания о производстве той или  иной продукции, о торговле, посреднической и инновационной деятельности в  сфере финансов.

Семейные предприятия  составляют значительную, если не большую  экономически активную часть малых  предприятий в целом, а успешных малых предприятий - особенно.

Адаптивность и устойчивость семейного бизнеса, его организационное  единство очевидны, так как на бизнес структуру накладывается структура  связей семьи, что дает мощный энергетический эффект предпринимательской активности. Фирма, в которой работают родственники, - это та же семья, в которой каждый занимает свою нишу и имеет высокий  уровень мотивации.

3.2 Менеджмент нововведений  в сфере малого бизнеса

 

Организация создает "инновационный" товар. Такие продукты представляют собой последнее слово техники  или моды, спрос на них трудно предсказать. Добиться конкурентного  преимущества в этой сфере можно  лишь, когда менеджмент нацелен на максимально быстрое создание, освоение производства и выпуск на рынок такого товара. В качестве компенсации за риск и краткость существования  инновационного товара его производитель  получает относительную свободу  от конкуренции и в итоге —  возможность добиться высокой рентабельности.

Являясь одним из признаков  экономического развития, инновационная  деятельность способствует развитию производства и оздоровлению экономики.

Характер инноваций в  торговых и производственных фирмах отличается. Торговые фирмы обычно не вкладывают средства и ресурсы непосредственно в разработку новых товаров и новинкой на локальном рынке может оказаться товар ранее там не представленный, но возможно разработанный достаточно давно.

Инновации в крупных и  малых производственных фирмах также  имеют характерные отличия. Крупные  производственные или научно-производствен-ные фирмы могут себе позволить или должны финансировать фундаментальные научные проекты, разработку новых технологий, капиталоемкие исследования и т.д.

Под малыми инновационными предприятиями  понимают компании, соответствующие  законодательному определению малого предприятия и обладающие правами  на интеллектуальную собственность, содержащуюся в предлагаемом для поддержки  проекте. [ ]

Менеджеры малого бизнеса  обычно вынуждены управлять разработками таких новых товаров или услуг, в которых часто используются известные компоненты и технологии, но соединенных таким новым способом, который собственно и создает  новый товар или услугу. Они  внимательно отслеживают информацию, касающуюся соответствующей сферы  деятельности, и активнее применяют  технологические нововведения, которые  способствуют преодолению негативных обстоятельств в деятельности фирмы (рост издержек, снижение конкурентоспособности  товара и т.д.). Таким образом, малый  бизнес сам является источником спроса на новинки для производственной сферы.

Специфичный для малого бизнеса  недостаток средств, материалов, ресурсов, специалистов, времени, возможностей применения рекламы и т.д. делает его чрезвычайно  чувствительными к колебаниям рыночной ситуации и внешних условий, заставляет менеджеров больше ценить рыночную информацию, искать свободные рыночные ниши и  соответственно заниматься разработкой  новинок.

Для менеджмента инноваций  в малом бизнесе особенно важны  прогнозы развития рынка в краткосрочном  периоде и выработка правильной рыночной стратегии. Для достижения рыночных целей наряду с другими  факторами ключевыми являются подбор параметров нового продукта, особенно оптимизация цены и количества, а  также достоверность прогнозов  спроса. Необходимо учитывать возможности  производства, реализуемость производственной задачи, возможности предложения  новинки, характер конкуренции и  многое другое. В то же время узкие  возможности не позволяют проводить  серьезных и квалифицированных  маркетинговых исследований.

Часто малое предприятие  создается для реализации новой  идеи и удачная инновация единственный шанс для нее. Просчеты могут оказаться  фатальными. Отсюда у менеджеров возникает  естественное желание прогнозирования  результатов инновационной деятельности. Одним из лучших подходов применимых для подобных задач, возможно, являются различные методы моделирования  рыночной ситуации и процесса нововведения.

Информация о работе Производственный менеджмент на предприятии