Производственный менеджмент на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является всестороннее изучение и анализ производственного менеджмента на предприятии, а также рассмотрение факторов, которые влияют на эффективность функционирования и конкурентоспособность предприятия.
При написании этой работы были поставлены следующие задачи.
Во-первых, изучить теоретические аспекты производственного менеджмента, для этого будут рассмотрены:
- история развития производственного менеджмента;
- содержание производственного менеджмента: задачи, методы и основные функции;
- понятия производства, производственной системы и процесса производства;
- производственная стратегия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1 Из истории развития производственного менеджмента 5
1.2 Понятие производства и производственной системы 8
1.3 Содержание производственного менеджмента 11
1.4 Содержание и виды производственных процессов 13
а) Понятие и виды производственных процессов 13
б) Типы организации производства 15
в) Виды движения производственных процессов 16
г) Принципы организации производственного процесса 18
1.5 Стратегические решения в производственном менеджменте 19
2. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ИП «САМЫЛОВ В.И.») 23
2.1 Технико-экономическая характеристика организации 23
2.2 Внешняя среда 27
2.3 Анализ финансово-хозяйственной деятельности 29
2.3 Проектирование производственных систем 31
2.4 Планирование производства 33
2.5 Производственный процесс и его функционирование (на примере гимнастических стенок и шахматных досок) 36
2.6 Управление качеством 40
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49

Приложения…………………………………………………………………..51

Работа содержит 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 116.92 Кб (Скачать)

• ООО «Химресурс» - (г. Киров) – поставщик лака;

• ЗАО «Сувенир» - (г. Киров) поставляет фигуры для шахмат.

ИП Самылов В.И. работает в основном с кировскими поставщиками, что непосредственно влияет на себестоимость  продукции и как следствие  приводит к установлению более низкой цены на произведенную продукцию.

Основными конкурентами в пределах г. Кирова и Кировской  области являются:

• ОАО «Экспериментальный завод спортивного оборудования «Динамо» - г. Киров;

• ОАО «Шахматы» - г. Орлов Кировской области;

• ЗАО «Сувенир» - г. Киров;

• ООО «Ладья-С» - г. Киров, п. Лянгасово.

Большая часть конкурентов  выпускает шахматы и нарды. Самым  крупным конкурентом является ЭЗСО «Динамо», но оно выпускает в основном металлическое спортивное оборудования, а именно различного типа тренажеры.

Производимая продукция  в большем своем объёме вывозится  за пределы Кировской области. География  поставок достаточно обширна. В кировские  и областные школы ИП Самылов  поставляет свою продукцию в основном по тендеру.

Основные потребители:

• ООО «Спорткульттовары» - г. Ростов-на-Дону;

• ООО СК «Стайер» - г. Екатеринбург;

• ООО «РИОС-СПОРТ» - г. Пермь;

• ООО «Навигатор Групп» - г. Санкт-Петербург;

• ООО «Влада-спорт» - г. Москва;

• ООО «Каскад» - г. Казань;

• ООО «Натали» - г. Каменск-Уральск;

• ООО «Пумори-Спорт» - г. Екатеринбург;

• ООО «Прогресс» - Республика Саха, Якутск;

• ООО «Норд Лай» - г. Мурманск;

• ООО «Атлет» - г. Краснодар;

• ООО «СТАРТ» - г. Воронеж;

• ООО «Спорт-М» - г. Иваново;

• ООО «Виста» - г. Кемерово;

• ИП «Малкова» - г. Калининград.

За последний год благодаря  высокому спросу и низким ценам удалось  значительно расширить рынок  сбыта. Так предприятие вышло  на рынок Якутии, Мурманска, Калининграда и Краснодара. По-прежнему большое  количество потребителей находиться на Урале: несколько компаний в Екатеринбурге, Кемерово, Челябинске. В ближайших  планах – расширения рынка сбыта  дальше на восток.

2.3 Анализ финансово-хозяйственной  деятельности 

Таблица 3. Основные экономические  показатели производственной деятельности организации за 2007 год.

Наименование показателей Единицы

измерения Фактическое

значение

Стоимостные показатели реализации продукции:

Товарная продукция тыс. руб. 11700

НЗП на начало года тыс. руб. 800

НЗП на конец года тыс. руб. 300

Валовая продукция тыс. руб. 11200

Остатки на складе на начало года тыс. руб. 150

Остатки на складе на конец  года тыс. руб. 700

Реализованная продукция тыс. руб. 11150

Прибыль тыс. руб. 1556

Себестоимость  тыс. руб. 9594

Рентабельность продукции % 16

Показатели наличия  и  использования трудовых ресурсов:

Среднесписочная численность человек 20

Производительность тыс. руб. 585

Показатели использования  средств труда:

Среднегодовая стоимость  основных средств тыс. руб. 639,65

Фондоотдача руб. 18,29

Фондоёмкость  руб. 0,05

Фондооснащенность тыс. руб. 31,98

Фондорентабельность  руб. 2,43

Показатели использования  предметов труда:

Среднегодовой остаток нормируемых  оборотных средств тыс. руб. 1238,89

Коэффициент оборачиваемости оборотов 9

Длительность 1 оборота  дней 40

Коэффициент загрузки руб. 0,11

 

Товарная  продукция – стоимость готовой  продукции, полученной в результате производственной деятельности предприятия  для реализации на сторону. Товарная продукция за 2007 год составила 11700 тыс. руб.

Валовая продукция  равняется 11200  тыс. руб. Это стоимость  общего результата производственной деятельности предприятия за год. Валовая продукция  рассчитывается путем суммирования товарной продукции и остатков незавершенного производства на конец отчетного  года и вычитанием из этой суммы  остатков незавершенного производства на начало отчетного года.

Реализованная продукция характеризует стоимость  объёма продукции, поступившего в данном периоде на рынок и подлежащего  оплате потребителей. Реализованная  продукция в отчетном году составила 11150 тыс. руб. Она высчитывается суммированием  товарной продукции и остатков продукции  на складе на начало года и вычитанием из полученной суммы остатков товарной продукции на складе на конец отчетного  года.

Рентабельность  продукции в 2007 году составила 16%. Это  означает, что на 1 руб. себестоимости  продукции приходиться 16 коп. прибыли. Рентабельность продукции высчитывается делением полученной от реализации прибыли на себестоимость продукции и выражается в процентах.

Обобщающими показателями использования основных фондов являются фондоотдача, фондоёмкость и фондорентабельность.

Фондоотдача равняется 18,29 руб. и означает, что  на 1 руб. используемых основных фондов приходиться 18,29 руб. товарной продукции  или выручки.

Фондоёмкость – это показатель, обратный фондоотдаче, показывающий, что для получения 1 руб. товарной продукции или выручки необходимо 5 копеек основных производственных фондов.

Проанализировав эти два показателя, можно сделать  вывод, что предприятие выгодно  функционирует, поскольку фондоотдача 1, а фондоёмкость меньше 1.

Фондорентабельность в отчетном периоде составила 2,43 руб. Это показывает, что на 1 руб. используемых основных фондов приходиться 2,43 руб. прибыли.

Фондооснащенность означает, что на одного среднесписочного работника приходиться 31,98 тыс. руб. стоимости основных фондов.

К показателям  эффективности использования оборотных  средств на предприятии относятся  коэффициент оборачиваемости, длительность 1 оборота и коэффициент загрузки.

В 2007 году коэффициент  оборачиваемости составил 9 оборотов. Это показывает количество оборотов, совершенных оборотными средствами в анализируемом периоде. Также  он показывает величину реализованной  продукции, приходящейся на 1 руб. оборотных  средств. Коэффициент оборачиваемости  всегда должен быть больше 1.

Продолжительность 1 оборота в отчетном году составила 40 дней. Она рассчитывается делением продолжительности анализируемого периода (год - 360 дней) на коэффициент  оборачиваемости. Продолжительность 1 оборота показывает количество дней, пошедших с момента приобретения оборотных средств  до выхода и  реализации готовой продукции.

Коэффициент загрузки показывает, что 11 копеек используемых оборотных средств приходиться на 1 руб. выручки.

Проанализировав деятельность предприятия можно  сделать следующие выводы: в 2007 году деятельность предприятия улучшилось. Это касается следующих пунктов: 

- увеличился объем промышленного производства

- объем реализованной продукции

- балансовая прибыль

2.3 Проектирование производственных  систем

Основные  принципы организации производственных процессов на предприятии ИП «Самылов В.И.».

 Специализация  – это разделение труда по  его отдельным видам или формам, осуществляется по предметной  форме, т.е. производство сосредоточено  на выпуске отдельных видов  продукции конечного потребления.  Уровень специализации производства  в совокупности с другими факторами  определяет организационный уровень  производства, который характеризует  уровень развития организации  производства, труда и управления.

На предприятии  соблюдаются принципы пропорциональности,  непрерывности и ритмичности. Это  позволяет выпускать конкурентоспособную  продукцию при минимальных затратах предметов труда.

На предприятии  применяется массовый тип производства. Поскольку за год предприятие  производит большой объём конечной продукции, на предприятии высокий  уровень технологической и функциональной специализации, продукция выпускается  на специальном технологическом  оборудовании, связанном с деревообработкой, с применением пооперационной технологии. Это позволяет выпускать продукцию  с низкой трудоемкостью и себестоимостью хорошего качества.  Движение одной  партии запуска по операциям организовано по параллельному способу. При параллельном способе организации движения отдельные  или передаточные партии после их обработки на предыдущей операции сразу  же передаются на последующую операцию.

В качестве целевой  формы организации производства применяется поточный метод с  реализацией основных принципов, что  позволяет рационально сочетать во времени и в пространстве все  основные, вспомогательные и обслуживающие  процессы. Поточное производство имеет  свою экономическую эффективность, выражающуюся в повышении производительности труда, увеличении выпуска продукции, сокращении продолжительности производственного  цикла, в экономии материалов, в снижении себестоимости и как следствие  в увеличении прибыли.

Содержание основных требований к организации конкурентоспособного  производства:    ритмичность  работы,     непрерывность  процессов, надежность плановых расчетов,   гибкость управления, непрерывность  управления,  соответствие систем управления особенностям производства.

В столярном цехе оборудование размещено по ходу технологического процесса (см. Приложение 1). Процесс  производства всегда начинается с торцовки, поэтому торцовочный станок расположен рядом с дверью склада, откуда для  работы берутся пиломатериалы. Перед  передачей заготовок в лакокрасочный  цех, они подлежат шлифовке, поэтому  последний круглошлифовальный станок стоит неподалеку от двери, ведущей в лакокрасочный цех. Поскольку в столярном цехе много древесной пыли, там размещен пылеулавливатель. Но, несмотря на это, рабочим приходиться ходить в респираторах.

Каждое рабочее место  в необходимой степени оснащено, т.е. обеспечено необходимым оборудованием  и инструментами, но нерационально  организованно. Часть станков близко расположена по отношению друг к  другу, что затрудняет проход рабочим. А некоторые станки наоборот слишком  далеко расположены друг от друга  по ходу технологического процесса, поэтому  требуется дополнительное время, чтобы  продолжить процесс производства. Рациональная планировка обеспечивала бы экономию рабочих движений в зоне  деятельности рабочего, в том  пространстве, в  границах которого рабочий выполняет  работу, не перемещаясь в горизонтальной или вертикальной плоскости.  

 В организации имеется  ряд требований, прежде всего  в области санитарии, техники  безопасности, правил эксплуатации  оборудования и т.п.

2.4 Планирование производства

Планирование  и организация выпуска продукции  определяет состав, качество и количество продукции, подлежащей изготовлению и  поставке потребителям в плановом периоде. На основе плана производства определяется потребность в производственных ресурсах  и экономические результаты деятельности предприятия.

ИП Самылов В.И. работает в основном по поступившим заказам, поскольку особенность большинства  продукции в том, что она имеет  различные размерные характеристики. Поэтому каждый заказ в своем  роде уникален. Предприятию просто не выгодно самостоятельно на склад  выпускать определенного размера  продукцию, поскольку неизвестно, когда  поступит на нее заказ. В результате оборотные средства в виде готовой  продукции на складе могут пролежать  неопределенное количество времени  и бездействовать. Организации выгоднее пустить их в производство продукции  для удовлетворения поступивших  заказов. В связи с этой особенности, оперативные планы составляются не на месяц или квартал, а на текущий  период, рамки которого определяют поступающие от покупателей заявки.

На складе в основном всегда имеется продукция стандартной  размерной характеристики:

В оперативное управление производством входит определение  объема партии единовременно изготавливаемой  продукции, размещение заказов на материалы, контроль сроков исполнения и завершения работ. В качестве инструмента оперативного управления производством  используется план-факт (таблица заявок), который  применяется на всех этапах оперативного управления производством: при планировании, диспетчеризации, выдаче нарядов на работу, контроле сроков выполнения работ. Он представляет собой таблицу, в  которой указаны виды производимой продукции, покупатели, сделавшие заказ  на определенный вид продукции, а  также хранятся все имеющиеся  заявки, вносятся поступившие заявки, а так же указаны сроки выполнения. Срочные заявки специально выделены. Это значит, что они должны быть выполнены в первую очередь. После  того как поступила заявка, покупателю выставляется счет, после частичной  или 100 %-ной оплаты которого в зависимости  от условий договора, заявка вноситься  в план-факт, и продукция запускается  в производство. План-факт представлен  в Приложении 2.

На основе плана-факта  планируется производство на предстоящий  период. Менеджер анализирует все  имеющиеся заявки, определяет, какие  из них должны быть выполнены первостепенно, а также фиксирует количество готовой продукции на складе. В  результате корректировки заявок на уже готовую продукцию, менеджер получает необходимые на ближайшее  время объемы производства.

В дальнейшем бригадир на основании  полученных объемов работ, планирует  производство на 1 смену, необходимое  количество смен для производства заказа, и выдает наряды на выполнение работ. При срочных заказах рабочим  приходиться работать и в выходные, в этом случае на предприятии предусмотрены  доплаты. Выполненные заказы удаляются  из плана-факта.

Оперативное управление пересекается с регулированием производства. Каждый день менеджером выполняется оперативный  учет, контроль и анализ хода производства. Диспетчерский контроль следит за ходом  выполнения производственной программы. Менеджер следит за ходом выполнения работ, за их отклонением от намеченного  плана, а также корректирует запланированные  объемы работ. Последнее необходимо в том случае, когда покупатели отказываются от сделанного ранее заказа, либо просят изменить сроки поставок, сократив или наоборот увеличив их.  В этом случае происходит корректировка  имеющегося плана, а чем непременно сообщается бригадиру и соответственно доноситься до рабочих.

Для производства продукции  предприятие использует различное  сырье и материалы, т. е.  производство напрямую зависит от того, как своевременно будут поставлены материалы и  сырье, а так же от качества последних. Обеспечение производства сырьем и материалами осуществляет менеджер по снабжению.

Информация о работе Производственный менеджмент на предприятии