Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 21:10, контрольная работа
Цель данной работы состоит в разработке рекомендации по совершенствованию организации и методики повышения квалификации кадров ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» и разработке мероприятий по их реализации.
Задачи – проанализировать организацию подготовки и повышения квалификации кадров, выявить особенности, достоинства и недостатки данной системы, и разработать предложения по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии.
Обучение невозможно без знания принципов обучения, т.е. основных положений, на которых базируется успешно организованная теория образования и обучения и успешно организованный учебно-производственный процесс.
Основные принципы обучения представлены в таблице 1 (Дятлов В.А., Кибанов А.Я.) [22, c. 186]:
Таблица 1.
Основные принципы обучения
Принципы | Осуществляются |
Обучение на уровне требований передовой техники производства |
|
Обучение на основе производительного труда |
|
Наглядность обучения |
|
Систематичность и последовательность в обучении. |
|
Доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых. |
|
Отечественный и зарубежный опыт выработал концепции обучения квалифицированных кадров, сущность которых рассмотрим ниже [23, с. 307]:
Концепция специализированного обучения, ориентированного на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение имеет эффективность относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
Концепция
многопрофильного обучения является эффективной
с экономической точки зрения,
т.к. повышает внутрипроизводственную
и внепроизводственную
Концепция обучения, ориентированного на личность имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога и т.п.
Таким образом, предметом обучения являются:
Возрастание роли обучения в процессах организационных изменений и организационного развития обусловлено следующими факторами [24, с. 81]:
1)
обучение персонала является
важнейшим средством
2)
обучение является важнейшим
средством повышения ценности
человеческих ресурсов
3) проведение организационных изменений невозможно без работы по обучению персонала.
Проведя исследования
В промышленно развитых странах уже давно поняли, что обучение персонала является одним из основных факторов, позволяющих победить в жесткой конкурентной борьбе [26, с. 52].
Обучение и подготовка – две стороны одного процесса. Профессиональная подготовка представляет целевое обучение, конечная цель которого – обеспечение предприятия достаточным количеством работников, чьи профессиональные качества в полной мере соответствуют производственно-коммерческим целям организации. Программы обучения должны быть составлены с учетом конкретных особенностей структуры персонала и актуальных задач развития каждой организации (или ее подразделений и филиалов) [27, с. 36].
Целью организации профессионального обучения кадров на производстве должно стать создание системы непрерывного образования персонала на основе оптимального сочетания различных форм подготовки новых рабочих, переподготовки и обучения рабочих вторым профессиям, повышения их квалификации и уровня знаний с учетом динамичных изменений в технике, технологии, организации производства, в тесной увязке с их индивидуальным профессионально - квалификационным продвижениям [27, с. 99].
Такие
исследователи в области
[13, с. 61] и другие отмечают, что как любой
организованный процесс, он организуется
в соответствии с поставленными целями,
например, профессиональное обучение
персонала - это процесс совершенствования
знаний и компетентности, навыков и умений
работников, их созидательной деятельности.
Однако организация обучения может преследовать и многие другие цели. Каждая организация сама определяет, с какой целью она проводит процесс обучения, какие задачи она перед собой ставит [14, с. 218].
Выбор
методов и видов обучения будет
определяться теми целями, для достижения
которых обучение организуется.
При определении содержания, форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала следует в первую очередь исходить из потребности организации в приобретении ее персоналом новых знаний и навыков, необходимых для эффективной профессиональной деятельности, для успешного достижения целей организации. Содержание процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала должно, прежде всего, вытекать из задач, стоящих перед компанией в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Другим требованием является своевременное обновление знаний работников и поддержание высокого уровня их профессиональной компетентности [35, с. 123].
Орехов
В.Д. говорит о том, что после
анализа потребности в
1.
Выбор программы и формы
2. Выбор и подготовка преподавателей. Для проведения подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала необходимо сделать выбор из двух альтернатив: искать преподавателей «на стороне» либо привлекать к обучению персонала собственный преподавателей.
В современных условиях целенаправленное сочетание теории и практики наиболее ценно. Общая теоретическая техническая подготовка становится более необходимой, чем раньше. Она даётся не только ведущим категориям персонала, но и рабочим, занимающим низкие уровни в иерархической структуре предприятия. Современные технологии сами по себе и формы организации, позволяющие продуктивно их использовать, требуют подготовки работника иного типа, обладающего новыми навыками, высокой квалификацией, способного и готового к переменам.
Многие крупные организации привлекают к работе в качестве преподавателей собственных работников, обладающих необходимыми знаниями и опытом. Основное преимущество, которое организация получает от этого, состоит в том, что в таком случае обучение может в значительно большей степени учитывать ту профессиональную специфику, с которой после завершения обучения придется столкнуться слушателям. Хорошо зарекомендовал себя подход, когда в качестве преподавателей (тренеров, инструкторов) выступают после соответствующей подготовки линейные руководители. Этот подход позволяет минимизировать штат работников отдела обучения и рационально использовать деньги, отпущенные на обучение.
3. Условия подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Условия, в которых проводится подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала, должны не только обеспечить высокий уровень усвоения знаний и навыков в рамках учебной программы, но и минимизировать отвлекающие моменты, которые могут оказать негативное влияние на уровень мотивации и на концентрацию внимания слушателей.
Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между различными видами обучения. Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифференцированно, т.е. по целевым группам или целевым лицам с тем, чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника.
Обучающая деятельность предприятия представлена достаточно разнообразными ее видами (рисунок 3) [37, с. 78]:
По
видам обучения
По
формам обучения
По
целевому назначению
Вне зависимости
от места обучения
Рисунок 3. Виды профессионального обучения
Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная – со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучение занято определенное количество человек и имеется соответствующая инфраструктура [38, с. 135].
Информация о работе Профессиональное обучение на предприятии