Профессиональное обучение на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 21:10, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в разработке рекомендации по совершенствованию организации и методики повышения квалификации кадров ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» и разработке мероприятий по их реализации.
Задачи – проанализировать организацию подготовки и повышения квалификации кадров, выявить особенности, достоинства и недостатки данной системы, и разработать предложения по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала на предприятии.

Работа содержит 1 файл

профессиональное обучение на предприятии.doc

— 4.44 Мб (Скачать)

      Процессуальный  подход — предполагает возможность реализации программы развития организации лишь в процессе совместной работы преподавателя с персоналом организации. В рамках этого подхода проект предполагаемых действий может быть создан и главное — реализован только при активном участии управленческого персонала организации. Естественно, что в рамках такого подхода к персоналу предъявляются дополнительные требования, связанные в первую очередь с его ориентацией на партнерское взаимодействие с преподавателем-тренером и возможностью активного участия в учебном процессе.

      В отличие от первого подхода в  данном случае у слушателей, помимо набора профессиональных знаний, должна быть сформирована установка на изменение, овладение новыми способами решения проблем, как в процессе индивидуальной деятельности, так и освоения эффективных приемов групповой работы. То есть в этом случае целью обучения является не столько передача определенной суммы знаний, сколько формирование ориентации. Факторы, влияющие на выбор учебных программ, представлены в  
таблице 6 [44, с. 103].

    Сравнительный анализ традиционного и интегрированного обучения дает таблица 5 [43, с. 138].

Таблица 5.

      Анализ   традиционного и интегрированного обучения   

    Параметры
    Традиционное  обучение
    Интегрирование  обучение
    Объект
    Отдельный руководитель
    Группы, межгрупповые связи, руководитель и группа
    Содержание
    Основы управленческих знаний и навыков
    Коммуникативные  навыки, умения разрешать проблемы
    Обучающиеся
    Руководители  младшего и среднего звена
    Все руководители вплоть до высшего звена
    Учебный процесс
    Основан на информации и рационализации
Основан на информации, рационализации, коммуникации и эмоциях
    Стиль обучения
Исходит из предметов  и особенностей преподавателей Исходит из особенностей участников, их опыта, проблем, отношений и умений консультантов
    Цели обучения
Рациональность  и эффективность Приспособление,   изменение, информирование
    Форма проведения
Местные семинары, курсы Свободный выбор  форм в зависимости от необходимости и ситуации
    Ответственность за проведение
Преподаватели, организаторы Участники
    Стабильность  программы
Стабильная Гибкая программа, адаптированная к ситуации
Концепция обучения
Адаптация руководителей  к нуждам предприятия Одновременно   изменить руководителей и организацию
     Участие в подготовке учебных и других программ Участники не включены в составление учебных программ Руководители  принимают участие в   составлении   программ изменения предприятия
    Направленность
Ориентация  на знания, которые могут пригодиться  в будущем Ориентация  на конкретное изменение
     Активность участников
Как правило, малоактивны Как правило, очень  активны

      Многим  организациям, которые еще вчера  не ощущали необходимости в повышении  квалификации своего персонала, в какой-то момент приходится принимать решение  о проведении обучения. На основании чего принимаются такие решения? В качестве главного аргумента могут выступать итоги аттестации, показывающие, что в организации есть потребность в обучении определенной категории работников (например, резерва на руководящие должности или руководителей среднего звена).

Таблица 6.

      Факторы, влияющие на выбор учебных программ 

    Основные факторы
        Содержание  факторов
 
Соответствие  программы обучения  стратегическим целям организации и ее кадровой политике.
Востребованность  результатов обучения

Связь обучения с другими направлениями работы с

персоналом    (поиск    и    отбор,    адаптация,    оценка,

стимулирование  и др.)

Соответствие  обучения исповедуемой в организации  философии     управления     и     организационной культуре

 
 
 
Потребность в  обучении
Несоответствие квалификации и профессиональной подготовки отдельных категорий персонала новым направлениям деятельности организации

Наличие в организации категорий работников, регулярно нуждающихся в обучении (руководители).

Качественная  потребность в обучении

Численность работников, нуждающихся в обучении в данный момент или в будущем

 
 
 
Содержание обучения
Предоставление  обучающимся необходимой информацией

Обучение  моторным навыкам и навыкам работы с информацией

Обучение  навыкам межличностного общения  и изменение установок

Обучение  навыкам анализа проблем и  подготовки решений

 
 
  Использование ключевых принципов обучения
Обеспечение слушателей необходимой обратной связью

Обеспечение возможностей для практического  закрепления полученных знаний и  навыков

Обеспечение необходимого уровня мотивации слушателей к обучению и к применению новых знаний и умений в работе

Характеристики  
обучающихся
Личностные  особенности слушателей Индивидуальные   различия   слушателей   в   опыте, знаниях и способностях Мотивация  к обучению
 
Стоимость программы
Размер бюджета  на обучение Оплата преподавателей Оплата за аренду помещений

Косвенные    издержки,    связанные    с    отсутствием обучающихся  на рабочем месте

     Определение форм и методов повышения квалификации персонала во многом зависит от важнейших характеристик обучающихся (должностной уровень, образование, опыт работы, возраст и т.д.), и от других факторов, обусловливающих особенности организации учебного процесса.

      Обучение  рабочих кадров на предприятии отличается тем, что рабочие в большей степени овладевают практическими знаниями и навыками. Эта форма обучения также отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями рабочего, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. В этом смысле данный вид обучения является оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач. В тоже время, такое обучение часто бывает слишком специальным для развития потенциала рабочего, формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций, поскольку не даёт рабочему возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Для достижения таких целей более эффективны программы обучения вне рабочего места.

     Выбор методов повышения квалификации персонала в значительной степени  определяется численностью обучающихся. Одни методы  квалификации персонала, такие как лекции, семинары, хорошо подходят для больших групп обучающихся. Другие методы, например, корпоративные тренинги, могут успешно применяться только в небольших группах (в большинстве случаев это группы меньше 10 человек на одного преподавателя, тренера или инструктора). Наставник обычно имеет дело с 2 - 4 подопечными. В выборе программы обучения часто существенную роль играет ее стоимость. Бюджет на обучение находится в прямой зависимости от количества обучающихся, их места в организации (чем выше уровень работника, тем больше денег отпускается на его обучение) и от того, насколько велика потребность в обучении.

      Таким образом, рассматривая различные формы  и методы повышения квалификации персонала необходимо выделить важность организации повышения квалификации в целом, следует учитывать, что эффективность процесса обучения зависит от успешности каждого отдельного учебного мероприятия. Кумулятивный эффект обучения не может быть получен, если каждое отдельное занятие не будет давать существенного прироста в знаниях, умениях, раскрытии новых возможностей работающих специалистов.

     Стоимость обучения для российских организаций  часто является критическим фактором, определяющим выбор метода повышения  квалификации персонала. Программа  обучения должна способствовать повышению  квалификации и более эффективному использованию персонала в деятельности организации. Расходы на подготовку и переподготовку кадров, устанавливаются пунктом 3 статьи 264 налогового кодекса  РФ [45].

     Затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала входят в финансовый план организации.

     Для того, чтобы правильно отразить расходы  на повышение квалификации персонала, важно четко определить, к какому виду относится обучение. И здесь необходимо обратиться к Закону РФ от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «Об образовании» (с изменениями от 17.07.2009) [46].

       Как следует из его норм, основными  критериями разграничения являются: цель обучения, статус образовательной  организации, наличие у нее  лицензии, аккредитации, выдает ли она по окончании учебы документ об образовании [47, с. 154].

     Методы  профессионального обучения вне  рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических  знаний и для обучения умению вести  в соответствии требованиями производственной обстановки.

 
1.3. Обучение персонала  как один из факторов повышения уровня трудового потенциала

     Сегодня очень быстро изменяются как внешние  условия (экономическая политика государства, законодательство и система налогообложения, появляются новые конкуренты и т.п.), так и внутреннее условия функционирования организации (реструктуризация предприятий, стратегии и подготовлен к выполнению своих рабочих функций, тем выше у него уровень энергетических затрат и стрессов, связанных с работой.

     Определяющим  условием экономического благополучия организации является ее способность адаптироваться к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Поэтому, несмотря на достаточно сложное финансовое положение большинства российских организаций, расходы, связанные с обучением персонала, начинают рассматриваться как приоритетные и необходимые. Все больше организаций проводит широкомасштабное обучение персонала и руководителей разных уровней, понимая, что только обученный, высококвалифицированный и высокомотивированный персонал будет решающим фактором повышения уровня трудового потенциала предприятия и победы над конкурентами.

     Важной  формой развития трудового потенциала является профессиональное продвижение - планомерное предоставление рабочим более сложной и ответственной работы по мере повышения их квалификации и общего образования. Потребность в продвижении на производстве как способе самовыражения личности, в чёткой и гласной перспективе роста на каждом рабочем месте, обусловленной личными успехами в труде и повышении квалификации, имеет особое значение для молодых кадров.

      Профессиональное продвижение рабочих кадров включает повышение квалификации (тарифного разряда), повышение профессионального мастерства (овладение сметными профессиями), перевод на другое место или в другой цех без повышения квалификации и смены профессии, обучение более квалифицированной специальности с переводом на новое место работы, повышение по должности, очное или заочное обучение в вузе, техникуме по направлению предприятия. Профессиональное обучение рабочих кадров на производстве имеет ряд положительных моментов. Прежде всего, его характеризует гибкость. Предприятие имеет возможность организовывать повышение квалификации рабочих кадров в соответствии со своими потребностями, то есть может быстро менять профиль обучения, в короткие сроки обучить необходимое количество рабочих в связи с естественной их убылью, а именно: текучестью, реконструкцией производства и другими причинами.

     Возрастание роли повышения квалификации в процессах  повышения конкурентоспособности  предприятия, организационного развития и трудового потенциала работников обусловлено тремя факторами [48, с. 129]:

     - обучение персонала является  важнейшим средством достижения  стратегических целей организации.

     - без своевременного обучения  персонала проведение организационных  изменений сильно затрудняется или становится невозможным.

     - однако рано или поздно руководству  любой организации неизбежно  приходится сталкиваться с тем, что если не инвестировать деньги в повышение уровня знаний и в развитие профессиональных навыков своих работников, то отдача от человеческих ресурсов организации с каждым годом становится все меньше.

     Таким образом, повышение квалификации кадров является важнейшим условием успешного функционирования любого предприятия. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков.

Информация о работе Профессиональное обучение на предприятии