Профессиональное обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 14:40, реферат

Описание работы

Профессиональное обучение — наиболее значимый элемент активной политики на рынке труда. Однако вопросы количественной оценки результативности программ профессионального обучения отработаны недостаточно. Тем не менее, возможность решения этой проблемы признают не только аналитики рынка труда, но и специалисты служб занятости.

Исследования показывают, что результаты профобучения весьма неоднозначны и зависят в основном от того, насколько полно программа обучения учитывает особенности той категории населения, на подготовку которой она рассчитана, степени адаптированности программ к потребностям конкретной ситуации на рынке труда, форм обучения.

Содержание

1.Введение..................................................................................................3
2.Профессиональное обучение персонала на производстве.....................4
3.Отношение безработных к профобучению.............................................7
4.Заключение.............................................................................................11
5.Список использованной литературы.....................................................12

Работа содержит 1 файл

Экономика и социология труда .doc

— 25.50 Кб (Скачать)

   Московская Государственная Текстильная Академия им. А.Н.Косыгина 
 

 

                                                                            кафедра менеджмента 
 

       Реферат

              по   предмету: 

       Экономика и социология труда   

               на тему: 

        Профессиональное обучение 

 

 Выполнила: студентка ФЭМ группы 51-96

                                 Судник Н. Р.

    

   Проверила:       Сорокина Г.С., доц.

        
 
 

                                                 Москва

                                                   1998    

                         

                             Содержание: 

  1. Введение..................................................................................................3
  2. Профессиональное обучение персонала на производстве.....................4
  3. Отношение безработных к профобучению.............................................7
  4. Заключение.............................................................................................11
  5. Список использованной литературы.....................................................12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение. 

  Профессиональное обучение — наиболее значимый элемент активной политики на рынке труда. Однако вопросы количественной оценки результативности программ профессионального обучения отработаны недостаточно. Тем не менее, возможность решения этой проблемы признают не только аналитики рынка труда, но и специалисты служб занятости.

  Исследования показывают, что результаты профобучения весьма неоднозначны и зависят в основном от того, насколько полно программа обучения учитывает особенности той категории населения, на подготовку которой она рассчитана, степени адаптированности программ к потребностям конкретной ситуации на рынке труда, форм обучения.         
Профессиональное обучение персонала на производстве.  

  В Федеральной программе содействия профессиональному развитию персонала на производстве на 1996-1998 гг. констатируется, что недостаточная квалификация работников на предприятиях сдерживает экономические реформы. В последние годы наблюдается снижение профессионально-квалификационного уровня рабочих, особенно молодых. Не соответствует современным требованиям и уровень квалификации многих руководителей и специалистов.

  Федеральная программа нацелена на поддержку предприятий, осуществляющих переобучение работников без прекращения с ними трудовых отношений под будущее развитие производства. При этом максимально учитываются конкретные особенности предприятия, в частности, степень его адаптированности к рыночным отношениям. В этих целях все предприятия разделены на группы:

  • вполне адаптированные к рынку и успешно решающие задачи повышения эффективности производства и сбыта, укрепления своих позиций на рынке; численность занятых в этой группе 5,4 млн. человек, или 18% занятых в промышленности;
  • находящиеся в стадии адаптации к рынку, решающие вопросы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг, укрепления своих позиций на рынке с помощью современных технологий, методов организации труда и производства, а также маркетинга; численность занятых в этой группе составляет 6,6 млн. человек, или 22% занятых;
  • ищущие свое место на рынке, инвесторов, разрабатывающие бизнес-планы и т.д.; эта группа охватывает 10,5 млн. человек, или 35% занятых;
  • убыточные, которым предстоит процедура банкротства или санации; значительная часть их работников подлежит переводу на другие предприятия после переподготовки; к этой группе относятся 7,5 млн. человек, или 25% занятых в промышленности.

  По оценкам специалистов Министерства труда и социального развития РФ, для решения проблем адаптации к рыночным отношениям потребуется подготовить, переподготовить и повысить квалификацию практически всех работников третьей, четвертой и частично второй групп (18-20 млн. человек). За счет этих мероприятий, как ожидается, можно обеспечить до 30% роста объемов производства и на 50% повысить производительность труда. С такими задачами, тем более в сжатые сроки, самим предприятиям не справиться, поэтому требуется государственная поддержка в создании новой системы обучения кадров на производстве (включая обучение высвобождаемых работников без прекращения с ними трудовых отношений) с учетом мировой практики. Опыт развитых рыночных экономик показывает, что достижение конкурентоспособности индивида на рынке труда не является его частным делом. Нельзя ожидать повышения эффективности занятости только в результате улучшения параметров экономики, традиционно подлежащих государственному регулированию (уровня инфляции, инвестиций и др.). Необходимо работать над совершенствованием характеристик самой занятости (профессионально-квалификационной структуры, ее мобильности, продуктивности и т.д.).

  Побудительным импульсом к активизации этой программы может стать выявление тех потенциальных работодателей, которых заинтересует возможность получить рабочую силу, подготовленную в соответствии с их требованиями за счет государства.

  Повышению эффективности занятости будет содействовать создание комплексного механизма мотивации для всех участников перераспределения кадрового потенциала — работников, предприятий с избыточной рабочей силой (предприятий-доноров), работодателей, принимающих обученную рабочую силу (предприятий-акцепторов), и государства. Работникам предоставляется возможность, сохраняя получаемую заработную плату и избежав безработицы, бесплатно пройти обучение конкурентоспособной профессии (повысить квалификацию по имеющейся профессии или обучиться новой) с гарантированным трудоустройством. Предприятие-донор получает возможность освободиться от излишних работников без выплат выходного пособия, повысить экономическую эффективность своей деятельности и избежать процедур банкротства и санасации. Работодатели получают квалифицированную рабочую силу, подготовленную за счет государства, что существенно снижает их издержки. Государство регулирует рынок труда, контролируя и снижая уровень социальной напряженности, создает климат, способствующий развитию экономики со всеми вытекающими отсюда последствиями. 
 
 
 

 

Отношение безработных к профессиональному обучению. 

  Комплексное социологическое исследование состояния и перспектив развития профессионального обучения безработных и незанятого населения Свердловской области, проведенное научными сотрудниками Российского учебного центра ФСЗ РФ (при Уральском государственном профессионально-педагогическом университете), включало и выяснение отношения безработных к профобучению. Было опрошено 1100 состоящих на учете безработных граждан трех районов области и г. Ирбита, где расположено градообразующее предприятие. В Режевском районе опрошено 396 человек (23% численности безработных, состоящих на учете в ЦЗН), в Талицком районе — 348 человек (26%), в Ирбитском районе и в г. Ирбите — 356 человек (15%). Сравнение данных, полученных в трех типичных районах области, позволило оценить ситуацию в целом.

  Как известно, возможности профессионального обучения безработных граждан определяются объемом средств, выделяемых на финансирование этого направления деятельности службы занятости. А сегодня их катастрофически не хватает. Другой, весьма существенный, ограничитель — готовность (желание) самих безработных пройти профессиональное обучение. Если такой готовности нет, то и обучение оказывается неэффективным. Собственно, поэтому одной из целей исследования и было определение отношения безработных к профобучению. Респондент имел возможность выбрать один из двух вариантов: обрести новую специальность, не отказываясь при этом от возможности получить работу по уже имеющейся специальности, либо не требующую ее вовсе (мягкий выбор), либо пройти профессиональное обучение, обусловленное невозможностью трудоустройства по прежней специальности (жесткий выбор). Как показали результаты опроса, число желающих пройти профессиональное обучение (мягкий выбор) колеблется по центрам занятости от 17 до 29%. Причем, прослеживается четкая зависимость — безработные в районе с преобладающим городским населением в большей степени склонны к профессиональному обучению. Это и понятно: в городе. По сравнению с сельской местностью, шире спектр профессиональных возможностей. Сказываются и относительно больший консерватизм сельских жителей, их меньшая мобильность. В условиях жесткого выбора пределы различий между ответами жителей трех районов сокращаются до минимума: 53-61%. В этом случае сказываются факторы, не зависящие от условий проживания, и, прежде всего — возраст безработных.

  Примерно каждый пятый безработный хотел бы пройти профобучение и обрести новую профессию вне зависимости от того, могут ли ему подыскать место работы или нет, считая, что таким образом шансы на получение подходящей работы увеличиваются. При этом различия в ответах между теми, кто уже имеет какую-то профессию, и теми, кто ее не имеет, очень небольшие (последних чуть больше). Парадоксально, что основная часть безработных, не имеющих профессии, не выражает желания пройти профобучение (бесплатно!), предпочитая работу, не требующую специальности. Отношение к профессиональному обучению меняется, если безработный встает перед жестким выбором; в такой ситуации готовы обучаться более половины безработных граждан.

  Отмечено, что во всех случаях безработные женщины более склонны, чем мужчины, к профессиональному обучению. Их адаптивные способности к новым условиям работы выше, а требования к условиям оплаты ниже, чем у мужчин. Большая готовность (и желание) получить профессиональное образование объясняется еще и тем, что женщинам сложнее трудоустроиться, так как при прочих равных возможностях на вакантные рабочие места принимают, как правило, мужчин.

  Различное отношение к профессиональному обучению высказывают представители разных возрастных групп: чем моложе безработные, тем большую склонность к профобучению они проявляют. Как правило, вместе с жизненным опытом, ростом профессионального мастерства (чаще всего после 30 лет) люди становятся консервативными, предпочитая работать по уже избранной специальности.

  Готовность (желание) безработных обучаться практически не зависит от уровня их образования. Несколько меньшая склонность к профобучению (по сравнению с другими образовательными группами) наблюдается у лиц с образованием ниже среднего: отчасти потому, что это чаще всего люди старших возрастных групп, отчасти потому, что лица с образованием ниже среднего менее способны к обучению вообще.

  В ходе исследования выяснилось также, какую специальность хотят получить безработные граждане, изъявившие желание пройти профобучение. Среди мужчин во всех трех районах наибольшей популярностью пользовалась профессия водителя, в Ирбитском и Талицком районах эту профессию предпочел почти каждый второй безработный (43-46%). Во всех районах у мужчин оказались популярными профессии сварщика и бухгалтера. В Ирбитском и Талицком районах, в качестве желаемых назывались профессии тракториста и строителя (около 10% опрошенных). Профессию водителя выбирали преимущественно молодые люди до 22 лет, профессию сварщика — лица в возрасте 30-49 лет. По другим профессиям таких заметных корреляций не было выявлено.

Информация о работе Профессиональное обучение