Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 20:47, контрольная работа
Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они могут быть разделены на две большие группы — обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места (в учебном классе). Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.
Федеральное
государственное
Среднего профессионального образования
«Новосибирский
промышленно-экономический
Самостоятельная работа №1
по дисциплине: «Управление персоналом»
на тему:
«Методы профессионального
Выполнила: студентка 302гр. Коковко К. О.
Проверила:
преподаватель Титова В. И.
2011
Существует огромное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Все они могут быть разделены на две большие группы — обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места (в учебном классе). Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество.
Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж, как правило, ограничен во времени, ориентированном на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязанностей обучающегося. Каждый новый сотрудник Макдоналдса получает инструктаж от более опытного коллеги о том, как встречать посетителя, пользоваться кассовым аппаратом, упаковывать заказ. Инструктаж на рабочем месте является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков, поэтому он столь широко используется на всех уровнях современных организаций.
Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников поливалентной квалификации, т.е. владения несколькими профессиями. Помимо чисто обучающего эффекта, ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте.
Вместе с названными достоинствами ротация обладает одним серьезным недостатком, который необходимо учитывать при планировании профессионального обучения, — высокими издержками, связанными с потерей производительности при перемещении работника с одной должности на другую.
Ученичество и наставничество ("коучинг") являются традиционными методами профессионального обучения ремесленников. С древних времен, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали профессию. Этот метод широко распространен и сегодня, особенно там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов, — медицине, виноделии, управлении.
Однако
современные ученики не обязательно
проводят все свое время, наблюдая за
тем, как работает наставник, и оказывая
ему помощь, они могут занимать
ответственные должности и
Обучение на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. В этом смысле данный вид обучения является оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач. В то же время такое обучение часто бывает слишком специальным для развития потенциала сотрудника, формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций, поскольку не дает ему возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Для достижения таких целей более эффективны программы обучения вне рабочего места.
Лекция является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. В ходе лекции (которая сегодня может с успехом быть записана на видео и показана многим группам слушателей), представляющей собой монолог инструктора, аудитория воспринимает учебный материал на слух. Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Лекции чрезвычайно эффективны с экономической точки зрения, поскольку один инструктор работает с несколькими десятками, сотнями и даже тысячами учеников (если используется видео или Интернет). Ограниченность лекций как средства профессионального обучения связана с тем, что слушатели являются пассивными участниками происходящего — лекция не предполагает практических действий со стороны обучающихся, их роль ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала. В результате практически отсутствует обратная связь, инструктор не контролирует степень усвояемости материала и не может внести коррективы в ход обучения.
Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) позволяет в определенной мере преодолеть этот недостаток. Данный метод обучения предполагает анализ и групповое обсуждение гипотетических или реальных ситуаций, которые могут быть представлены в виде описания, видеофильма и т.д. В основе рассмотрения практических ситуаций лежит дискуссия, групповое обсуждение, в котором обучающиеся играют активную роль, а инструктор направляет и контролирует их работу. Использование данного метода позволяет участникам программы обучения познакомиться с опытом других организаций (содержание конкретной ситуации), а также развить навыки анализа принятия решений, разработки стратегии и тактики. Для успешного использования метода практических ситуаций от обучающихся требуется определенный уровень профессионализма и теоретических знаний, которые должны быть развиты на рабочем месте или с помощью других методов обучения.
Деловые
игры представляют собой метод обучения,
наиболее близкий к реальной профессиональной
деятельности обучающихся. Преимущество
деловых игр состоит в том,
что, являясь моделью реальной организации,
они одновременно дают возможность
значительно сократить
Например,
исполняющий во время деловой
игры роль директора по продажам директор
завода может гораздо лучше понять,
под влиянием каких факторов складывается
спрос и цена на продукцию компании,
отношения с заказчиками и
т.п., а следовательно, по-другому
посмотреть на свои функции и на
производимую его заводом продукцию.
Инструктор может усилить данный
момент, задавая участникам игры определенный
тип поведения, т.е. моделируя его.
Деловые игры достаточно полезны
с точки зрения выработки практических,
управленческих (составления планов,
проведения совещаний, переговоров) и
поведенческих навыков (удовлетворение
потребностей клиентов, ориентированности
на качество, сотрудничество). Они менее
эффективны для усвоения теоретических
знаний и овладения новыми профессиями.
Деловые игры дорогостоящи, поскольку
для их подготовки требуются специальные
навыки и довольно много времени;
эффективный разбор деловой игры,
имеющий чрезвычайное значение для
эффективности этого вида обучения,
также требует участия
Самостоятельное
обучение является наиболее простым
видом обучения — для него не
требуется ни инструктор, ни специальное
помещение, ни определенное время, —
обучающийся учится там, тогда и
так, как ему удобно. Организации
могут извлечь значительную пользу
из самообучения при условии разработки
и предоставления сотрудникам эффективных
вспомогательных средств —
Основной чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер. Обучающийся может определять темп обучения, число повторений, продолжительность занятия, т.е. контролировать важные параметры процесса обучения, являющиеся заданными при других методах. В то же время индивидуальный характер лишает самостоятельное обучение одного из важнейших условий эффективности — обратной связи, обучающийся предоставлен самому себе. Развитие персональных компьютеров и их мультимедиа приложений позволяет в значительной мере преодолеть этот недостаток.
Электронное обучение. Особенность электронного обучения по сравнению с другими видами повышения квалификации:
В существующих
сегодня компьютерных программах обучение
происходит в режиме постоянного
диалога обучающегося с компьютером,
причем этот диалог ведется с помощью
различных средств общения —
компьютерной клавиатуры, голоса, видеоизображений,
графических материалов и рисунков.
При сохранении преимуществ индивидуального
обучения (контроль скорости, повторение,
доступность), использование средств
мультимедиа дает возможность поддержания
постоянной обратной связи и корректировки
процесса обучения, что значительно
повышает его эффективность. Исследования
американских ученых показали, что
компьютеризированное обучение с использованием
средств мультимедиа
В отличие
от традиционных методов профессионального
обучения при компьютеризированном
обучении основные издержки связаны
с разработкой, а не с реализацией
программ обучения. Однако после того
как программа разработана, обучение
практически ничего не стоит организации,
т.к. для ее использования не нужно
ни инструкторов, ни помещений, ни учебных
материалов. Поэтому при большом
числе обучающихся
Несколько наиболее типичных ошибок, которые допускаются организациями в этой области, своего рода "капканов", в которые может попасть любая компания: