Профессиограмы и их применение на предприятии туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 08:41, реферат

Описание работы

Профессиограмма - это документ, содержащий описание содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции) и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику(профессиональных, деловых, личных качеств). Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.

Содержание

1.Понятие профессиограммы и её содержание 3
2.Примерная инструкция по содержанию и составлению профессиограммы 5
3.Психологическая составляющая профессиограмм 5
4.Профессиограмма менеджера по туризму 11
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

Реферат Профессиограммы.docx

— 44.46 Кб (Скачать)
 

В классификационной  карточке отмечается, какой способ мышления наиболее характерен для представителей данной профессии. Для каждой профессии требуется определенная совокупность знаний и умений. Необходимый уровень знаний может быть:

  • высоким (теоретическое знание);
  • средним (практическое использование знаний);
  • низким (знание получено опытным путем, навыки).

В классификационной  карточке отмечены две области базовых  знаний:

  • область базовых знаний №1 и их требуемый уровень (знания по общеобразовательным предметам);
  • область базовых знаний № 2 и их уровень (знание по специальным предметам).

Каждый человек  может сравнить имеющиеся у него знания с теми, которые требуются  для данной профессии.

 Любая профессиональная  деятельность относится к какой-либо  более широкой профессиональной  области. В классификационной  карточке указывается область,  к которой относится данная  профессия. При выборе профессии  надо подумать, есть ли желание  работать именно в этой профессиональной  области.

 В профессиональной  деятельности люди вступают во  взаимодействие друг с другом, причем в разных профессиях  тип взаимодействия разный. При  этом люди различаются по тому, предпочитают ли они частое  или редкое взаимодействие, решать задачи вместе или в одиночку. На этом основании можно выделить следующие типы:

1.Редкое Человек не стремится  действовать совместно с другими, предпочитает независимость. Такие  люди хорошо переносят одиночество  во время деятельности, сами организуют решение своих профессиональных задач и не считают, что работа должна происходить в группе
2.Частое  по типу «напротив» Человек стремится  работать с другими людьми, для  него лучше такая работа, которая  происходит при частых взаимоотношениях с другими. Такие люди предпочитают профессиональные ситуации продажи, переговоров, приема; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим
3.Частое  по типу «рядом» Человек стремится  находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Здесь предпочтение отдается таким  профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет  некоторую самостоятельность в  работе, при том что работает не в одиночку
4.Частое  по типу «вместе» Человек стремится  действовать вместе с другими  людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотношениях с другими. Здесь  предпочтение отдается выполнению общей работы «командой», маленькой спаянной группой. Такой человек соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит работать в одиночку
 

Знание своего предпочитаемого типа взаимодействия помогает подобрать работу, где человек  чувствует себя наиболее комфортно. Следует, однако, иметь в виду и  то, что для некоторых людей  тип взаимодействия не имеет значения, они готовы к любым профессиональным ситуациям. Определить свой тип взаимодействия можно, проанализировав свое поведение в общении с другими людьми. В классификационной карточке для каждой профессии указывается характерный тип взаимодействия.

В зависимости от доминирующего (т.е. ведущего, основного) интереса выделяют следующие  типы:

1.Реалистический (практический) тип любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Он ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим  ручных умений, ловкости. Занимается конкретными  объектами (вещами, животными, машинами) и их практическим использованием (бор  дантиста, сверлильный и токарный станки, ювелирные инструменты, скальпель  хирурга, управление машинами и различными механизмами). Хорошо развито практическое мышление. Охотно выбирает профессии  водителя, ветеринара, фермера, лесничего, радиомонтажника, милиционера, картографа.
2.Исследовательский  (интеллектуальный) тип сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению. Предпочитает научные профессии: эколога, футуролога, философа, химика, биолога.
3.Социальный  тип активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми  словесными способностями. Умеет устанавливать  и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием труда является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Профессии данного типа: учитель, воспитатель, психолог, священнослужитель, социальный работник
4.Конвенциональный (стандартный) тип усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие  отношение к канцелярским и расчетным  работам (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус, кассир)
5.Предпринимательский  тип находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск. Стремится  к лидерству, любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей  быстрого принятия решения. Преобладают  словесные способности. Контакты с  людьми – многочисленны. Выбирает профессии  коммерсанта, предпринимателя, политика, страхового агента, менеджера.
6.Артистический  тип высокая эмоциональная  чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения и словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной и музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью (дизайнер, художник, музыкант, актер)
 

 Интересы  людей разнообразны, и по степени  выраженности интересов всех  людей подразделяют на разные  типы личности.

Каждый тип  личности служит для описания группы людей, обладающих определенными личностными  и профессиональными особенностями. Люди разных типов предпочитают одни и отвергают другие виды деловитости (работу, отдых, хобби). Каждый тип личности в наилучшей степени может  выразить себя в определенной профессиональной среде. Необходимо только, чтобы тип  личности соответствовал выбранной  профессии. Интересы человека чаще всего  невозможно описать с помощью  только одного доминирующего интереса. Кроме основного при анализе  профессий необходимо учесть и дополнительный интерес. Поэтому в классификационной  карточке для каждой профессии отмечены как доминирующий, так и дополнительный интересы. Например, для профессии  менеджера доминирующим интересом  является предпринимательский, а дополнительным интересом – социальный.

Профессиональная  деятельность всегда проходит в определенных условиях. В классификационной карточке отмечаются два вида условий:

  • работа в помещении или вне помещения;
  • мобильная (подвижная) или сидячая.

При выборе профессии  любой человек может выбрать  те условия, которые его больше устраивают. 

4.Профессиограмма менеджера по туризму

1.Общин сведения о профессии

Менеджер по туризму — специалист, выполняющий  всю совокупность процедур по обеспечению  туристической поездки клиента.

В обязанности  менеджера по туризму входят: консультирование клиентов и продажа услуг компании, ежедневный мониторинг рынка туристических  услуг и компаний, занимающихся перевозками  пассажиров, взаимодействие со страховыми компаниями и паспортно-визовыми службами.

2.Доминирующие виды деятельности профессии менеджер по туризму:

  • формирование туристического продукта: разработка туристического маршрута, выбор страны, определение городов, гостиниц и т.д.;
  • разработка экскурсионных маршрутов, определение объектов архитектуры для осмотра и др.;
  • изучение и анализ туристской индустрии (осмотр гостиниц и иных средств размещения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного назначения);
  • изучение и анализ деятельности конкурентов, предоставляющих туроператорские и турагентские услуги (проведение маркетинга);
  • продвижение и реализация туристского продукта: реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках; организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и т.д.

3.Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности менеджера по туризму:

Способности Личностные  качества, интересы и склонности
  • коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения и т.д.);
  • вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
  • ораторские способности (умение грамотно выражать свои мысли, умение убеждать);
  • умение слушать;
  • развитые организаторские способности;
  • умение принимать решения в неопределенных ситуациях;
  • способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;
  • способность управлять собой (способность к самоконтролю);
  • хорошее развитие словесно-логической и образной памяти;
  • хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);
  • высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);
  • способность влиять на окружающих.
  • энергичность, эрудированность;
  • терпимость, интерес и уважение к людям;
  • оригинальность, находчивость, разносторонность;
  • артистизм;
  • наблюдательность;
  • тактичность, воспитанность;
  • стремление к саморазвитию;
  • уверенность в себе, принимаемых решениях;
  • целеустремленность, настойчивость;
  • творческое начало;
  • гибкость (умение гибко и быстро реагировать на изменения ситуации);
  • упорядоченность (стремление к порядку, технологичности и нормативности);
  • наличие развитой интуиции.
 

4.Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • отсутствие склонности к работе с людьми;
  • агрессивность, нетерпимость к людям;
  • нерешительность, замкнутость;
  • ригидность мышления (неспособность менять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);
  • низкий уровень развития или отсутствие организаторских и коммуникативных способностей;
  • отсутствие ораторских способностей;
  • неумение слушать клиента;
  • эгоизм;
  • неорганизованность, недисциплинированность;
  • узость кругозора;
  • неумение противостоять внешним факторам.

5.Области применения профессиональных знаний:

  • туристические агентства и туроператорские компании;
  • гостиничный и ресторанный бизнес;
  • рекламные агентства и компании;
  • образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы).

6. Классификационная карточка профессий

Наименование  профессии менеджер по туризму
Доминирующий  способ мышления адаптация - координация
Область базовых знаний №1 и их уровень экономика, математика, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень прикладная  психология, социология, менеджмент, уровень 2, средний (практическое использование  знаний)
Профессиональная  область туризм
Межличностное взаимодействие частое по типу "вместе"
Доминирующий  интерес  предпринимательский
Дополнительный  интерес социальный
Условия работы  в помещении, мобильный

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (предпринимательский и социальный):

Информация о работе Профессиограмы и их применение на предприятии туризма