Профессиограмы и их применение на предприятии туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 08:41, реферат

Описание работы

Профессиограмма - это документ, содержащий описание содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции) и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику(профессиональных, деловых, личных качеств). Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.

Содержание

1.Понятие профессиограммы и её содержание 3
2.Примерная инструкция по содержанию и составлению профессиограммы 5
3.Психологическая составляющая профессиограмм 5
4.Профессиограмма менеджера по туризму 11
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

Реферат Профессиограммы.docx

— 44.46 Кб (Скачать)

Оглавление

1.Понятие профессиограммы и её содержание 3

2.Примерная инструкция по содержанию и составлению профессиограммы 5

3.Психологическая составляющая профессиограмм 5

4.Профессиограмма менеджера по туризму 11

Список литературы 14 

 

1.Понятие  профессиограммы и её содержание

Профессиограмма - это документ, содержащий описание содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции) и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику(профессиональных, деловых, личных качеств). Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.

Появление первых профессиограмм и их использование для отбора кадров относится к началу ХХ-го века. Именно тогда специалисты автомобильных заводов Форда после анализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочим пришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам.

Содержание  профессиограммы

В теории и практике управления персоналом профессиограмма расценивается как документ, который наряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подбору персонала. У авторов учебных пособий или монографий существуют разногласия в том, как лучше описать работу и какие требования к работнику следует включать в профессиограмму. Например, автор учебника по управлению персоналом организации А.Я. Кибанов рекомендует выделять в профессиограмме шесть разделов:

1) профессия  (общие сведения о профессии;  изменения, которые произошли  с развитием НТП; перспективы развития профессии);

2) процесс труда  (характеристика процесса труда,  сфера деятельности и вид труда,  продукция, орудия труда, основные  производственные операции и  профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза);

3) санитарно-гигиенические  условия труда (работа в помещении  или на воздухе; шум, вибрация, освещение, температура, режим  труда и отдыха; монотонность  и темп труда; возможности производственных  травм, профзаболеваний: медицинские  показания; льготы и компенсации);

4) психофизиологические  требования профессии к работнику  (требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти; требования  к эмоционально-волевым качествам  человека; требования к деловым качествам);

5) профессиональные  знания и навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков);

6) требования  к подготовке и повышению квалификации  кадров (формы, методы и сроки  профессионального обучения, перспектива профессионального роста).

А автор учебного пособия по управлению карьерой - С.И.Сотникова считает, что профессиограмма должна иметь следующую структуру:

1) общие положения  (профессия, распространенность  профессии, отрасль экономики, специальности);

2) подготовка  кадров (типы учебных заведений,  формы подготовки, продолжительность  обучения, условия поступления, уровень  полученной квалификации, перспективы  профессионально-квалификационного и должностного роста);

3) типовые производственные  показатели работы (сфера деятельности  и виды труда, типы основных  орудий труда, важнейшие производственные  операции, виды профессиональных  трудностей, ошибок, преобладающие  типы деятельности, формы организации  труда и характер социальных связей);

4) санитарно-гигиенические  условия труда (микроклиматические  условия, режим труда и отдыха, травматизм, профзаболевания, мероприятия по охране труда);

5) медицинские противопоказания;

6) квалификационный  профиль (общеобразовательная подготовка, профессиональная подготовка, общий  уровень интеллекта, владение словом, владение числом, пространственная  ориентация, восприятие формы, моторная  координация, склонность к научно-технической  деятельности, специфические способности).

Как следует  из изложенного выше, профессиограмма отличается от должностной инструкции тем, что:

1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;

2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.

Составление профессиограммы

В настоящее  время профессиограмма разрабатывается специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометрических матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков. Прежде всего, разработчики профессиограммы руководствуются мнением опытных работников изучаемой профессии и их руководителей.

Высокая трудоемкость и необходимость использования  технических средств позволяют  отнести профессиограмму к числу дорогих методов описания работы и требований к исполнителю.

Профессиограммы разрабатываются, как правило, на крупных предприятиях для массовых профессий. Значительные трудовые и материальные затраты оправдываются повышением эффективности отбора персонала и сокращением текучести кадров.

В последнее  время разработкой профессиограмм активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Результаты своих исследований агентства размещают в сети Интернет.

Размещенные в  сети банки данных позволяют сэкономить время отбора персонала. Нужно найти  в Интернете подходящий образец  профессиограммы и адаптировать его к условиям своей организации.

2.Примерная инструкция по содержанию и составлению профессиограммы

Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов:

  1. Сведения о профессии
  2. Доминирующие виды деятельности.
  3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности),
  4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности.
  5. Области применения профессиональных знаний.
  6. Классификационная карточка профессий.

В разделе «Доминирующие виды деятельности» перечислены основные профессиональные задачи, которые решает специалист данной профессии; действия, которые он выполняет.

В разделе «Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности» указаны качества личности, без которых невозможно достичь успеха в выбранной профессии: способности, особенности личности, интересы, склонности.

В разделе «Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности» описаны качества личности, которые могут помешать успеху в выбранной области деятельности.

В разделе «Область применения профессиональных знаний» указаны виды учреждений, организаций, предприятий, где может работать специалист, овладевший данной профессией.

В классификационной карточке профессий, в краткой форме изложены наиболее важные с психологической точки зрения признаки профессии:

  • наименование профессии;
  • доминирующий способ мышления;
  • область базовых знаний;
  • профессиональная область;
  • межличностное взаимодействие;
  • доминирующий интерес;
  • дополнительный интерес;
  • условия работы.

3.Психологическая составляющая профессиограмм

При выборе или  смене вида деятельности эффективнее  ориентироваться на профессиограммы, построенные на основе психологического изучения профессий, чем на конкретные характеристики предмета и орудий труда. Каждая профессиограмма включает важнейшие психологические качества специалиста, краткая характеристика которых приводится ниже.

Практически любая  деятельность состоит из различных  проблемных ситуаций, и человеку все  время приходится решать различные  профессиональные задачи:

  • одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений;
  • другим – в ситуациях, где нужно предложить что-то новое;
  • третьим предпочтительно не размышлять, а действовать.

В одной и  той же проблемной ситуации один человек  будет перебирать различные способы  выхода из ситуации, другой – искать причины и анализировать возможные  последствия. Следовательно, привычные  для человека способы мышления, наиболее характерные стратегии выхода из таких сложных ситуаций проявляются  и в обычных житейских, и в  профессиональных обстоятельствах. Если профессия постоянно требует  от работника применять не свойственный ему способ мышления, он будет испытывать эмоциональный дискомфорт и не сможет добиться успеха в данной деятельности.

Доминирующий, т.е. преобладающий, способ мышления является устойчивой характеристикой личности. Узнать, какой способ мышления у  человека преобладает, можно, проанализировав, решение каких задач дается ему  легче всего, какие житейские  ситуации для него наиболее привлекательны, какие хобби имеются.

Все способы  решения профессиональных задач  можно разделить на три больших  класса:

  1. приложение (применение имеющихся знаний, когда процедура решения достаточно четко определена и заранее выучена);
  2. адаптация (приспособление имеющихся общих знаний к условиям, контексту изменяющейся ситуации);
  3. производство (непосредственное исполнение действий, в основном это относится к ручному труду).

Предлагается  следующая классификация  способов мышления:

♦ приложение –  способ разрешения проблемной ситуации четко определен, имеется ясная  внутренняя модель того, как должно быть.

Разновидности: приложение – процедура, приложение – диагностика, приложение – регуляция;

♦ адаптация  – имеется несколько способов решения проблемной ситуации, и необходимо выбрать оптимальный в зависимости от обстоятельств.  Разновидности: адаптация – анализ, адаптация – координация, адаптация – формализация;

♦ производство – представление о выполнении задачи хранится в двигательной памяти человека, производится непосредственное действие.

Разновидности: производство – сила, производство – ловкость.

Эта классификация  сохраняет названия, принятые в современных  зарубежных исследованиях.

По  преобладающему способу  мышления всех людей можно разделить на несколько типов, причем каждый из типов характерен для людей разных профессий. Поэтому, определив свой тип, можно проверить, соответствует ли он избранной профессии. Выделено восемь типов людей.

1. приложение – процедура Такие люди лучше  всего чувствуют себя, когда нужно  точно и пунктуально выполнить  известные им заранее процедуры  решения поставленной задачи. Профессии, которые им подходят, требуют быстрого и точного исполнения известных процедур решения
2.приложение  – диагностика Такие люди лучше  всего замечают ошибки, отклонения от нормального течения процесса, способны найти причины этих ошибок. Профессии, которые им подходят, связаны  с выявлением причин ошибок, аварий, неправильного функционирования техники  с целью профилактики, контроля исправности и устранения неисправностей
3.приложение  – регуляция Такие люди любят  рассматривать различные аспекты  целостной системы с точки  зрения того, чтобы обеспечить ее правильное и точное функционирование. Они способны хорошо регулировать отношения между  частями целого, достигать равновесия, избегать напряжения. Профессии, которые  подходят людям этого типа, связаны  с согласованием действий и могут  иметь отношение как к техническим, так и к организационным системам
4.адаптация  – анализ Такие люди склонны  анализировать ситуации, выделять существенное, предлагать новые решения. Профессии, в которых применяется этот способ мышления, требуют произвести анализ разнообразных данных, их сравнение, сопоставление, интерпретацию с  целью дальнейшего обобщения и планирования
5.адаптация  – координация Такие люди могут  согласовывать цели и решения  различных многочисленных задач  одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые  подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей
6.адаптация  – формализация Такие люди хорошо интерпретируют различные ситуации, умело приспосабливаются к обстоятельствам  и другим людям, они могут легко  придать новую форму различным  мыслям и идеям. Профессии, которые  им подходят, требуют следующего: умения слушать и переводить на понятный другим язык различные сложные проблемы; коммуникативности; умения считаться с ситуацией и другими людьми.
7.производство  –сила Такие люди предпочитают решение конкретных технических  задач с применением физической силы. К профессиям, требующим этого  способа мышления, относятся в  основном профессии ручного труда
8.производство  – ловкость Такие люди предпочитают решать конкретные технические задачи, используя навыки к ручному труду. К профессиям этого типа относятся  в основном профессии, требующие ловкости и сноровки

Информация о работе Профессиограмы и их применение на предприятии туризма