Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 23:20, курсовая работа
Управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Управление людьми, несомненно, имеет важное значение для всех организаций – больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Без хороших управленцев ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………..6
1.1. Характеристика принципов управления и построения системы управления персоналом………………………………………………..................6
1.2. Общая характеристика методов управления персоналом: понятие и классификация…………………………………………………………………...12
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ВОЛЖАНКА»………………………27
2.1. Общая характеристика ООО «Волжанка»………………………....27
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия……………………………………...................................................28
2.3. Анализ кадрового потенциала и кадровой политики предприятия……………………………………………………………………...32
2.4. Анализ принципов и методов управления персоналом предприятия……………………………………………………………………...35
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КАК ЭФФЕКТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………...38
3.1. Разработка эффективных принципов и методов управления персоналом организации………………………………………………………...38
3.2. Методы управления как стимулирующие способы воздействия на персонал…………………………………………………………………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...55
воздействия
на персонал
Управление человеческим фактором требует согласования управленческих воздействий с психологическими закономерностями поведения людей. Психологический аспект человеческого фактора включает внутренние силы поведения, побуждающие людей к высокой активности, приводящие в движение их творческие потенциалы.
Руководитель
находится в психологической
реальности трудового коллектива и
управляет работниками с учетом
психологических
Управление трудовым коллективом на психологическом уровне дает руководителю мощные рычаги побуждения людей к активной трудовой деятельности, позволяет ему полнее использовать скрытые резервы коллектива.
Управление человеческим ресурсом при решении практических задач предполагает воздействие на три основных составляющих:
-условия жизни и деятельности индивидов и социальных групп;
-межличностные отношения в различных сферах деятельности;
-процесс развития самого субъекта, формирование личности.
Задача управления человеческим ресурсом предполагает (в отличие от задач учета человеческого фактора) раскрытие возможностей и закономерностей развития человека как целостного существа в его социальном и профессиональном окружении.
В широком смысле руководитель организации – это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Специалист по менеджменту А.Аллен (США) писал: «…Самой важной способностью, которой должен обладать руководитель, является способность получения результатов через других…». Исходя из этого, главная цель руководителя – влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации. Это представляется невозможным без соответствующей психологической подготовки руководителя.
Цель психологической подготовки – научиться выявлять и адекватно оценивать психологические явления, имеющие место в руководимом коллективе, правильно анализировать, а также учитывать их в реальном руководстве людьми и, что самое сложное, научиться управлять этими явлениями. Психологические факторы должны постоянно находиться в поле зрения руководителей – только при таком условии можно осуществлять эффективное и качественное руководство коллективом без серьезных психологических ошибок.17
Для успешного достижения целей организации руководителю необходимо решить важнейшие с социально-психологической точки зрения задачи:
-мотивация персонала;
-организация профессионального роста сотрудников;
-формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо чего-то избежать.
В узком смысле слова, мотивированная деятельность – это свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих интересов. Здесь работник сам определяет меру своих действий в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды.
Мотивы труда формируются, если:
-в распоряжении общества (или субъекта управления) имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека;
-для получения этих благ прикладываются необходимые трудовые усилия работника;
-трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности.
Стимулирование труда предполагает создание условий, при которых активная трудовая деятельность, дающая определенные, заранее зафиксированные результаты, становится необходимым и достаточным условием удовлетворения значимых и социально обусловленных потребностей работника, формирования у него мотивов труда.
Главный способ гарантирования сотрудничества работников – разделить с ними выигрыш от увеличения производительности как в денежном, так и неденежном выражении.
Система мотиваций на уровне предприятия должна:
-создавать атмосферу доверия между руководством и работниками: и те и другие могут свободно выражать свое мнение; предполагать положительную реакцию руководства на предложения и проблемы работников;
-предусматривать гарантии занятости для всех работников, равные возможности для занятости и продвижения и использовать в качестве основного критерия результаты труда;
-гарантировать работникам оплату в соответствии с результатами их труда;
-обеспечивать безопасные условия работы и использовать соответствующие профессиональные услуги по охране здоровья;
-повышать профессиональное мастерство рабочих; предусматривать программы обучения на рабочем месте и повышение квалификации.
Формирование у людей сознательного отношения к труду, повышение их творческой активности – задача не простая. И там, где она успешно решается, человек создает не только материальные и духовные ценности, но и развивает собственные способности, полнее раскрывает свой духовный потенциал, утверждает себя как личность.
Несомненно,
в этом процессе немаловажную роль
играют материальные стимулы. Работники
могут участвовать в прибылях
посредством увеличенной
В противоположность широко распространенному мнению, деньги не всегда являются наиболее эффективным мотивирующим средством.
Человек – существо социальное. К деятельности его побуждают не только материальные, но и моральные стимулы. В.Зигет и Л.Ланг выделяют следующие направления управленческой деятельности, необходимые для морального стимулирования.
- сотрудник должен быть знаком с успехом. Успех – это реализованная цель. Необходимо вместе с сотрудником формулировать цели, в достижении которых он заинтересован;
-сотрудник должен иметь возможность узнать себя в результатах своего труда, выразить себя в труде;
-сотрудник должен ощущать свою значимость.
Искусство работать с людьми не дается от рождения, оно формируется в течение жизни под влиянием различных факторов: жизненного опыта, работы над собой, различных форм обучения.
Руководитель, имеющий опыт работы с людьми, стремится поддерживать в коллективе атмосферу одобрения. Она позволяет повышать требования, с тем, чтобы ставить и решать более трудные задачи. Для высокой производительности необходимо поддерживать у сотрудников достаточно высокий уровень притязаний. У работника должна быть уверенность, что он способен к большим достижениям в своем труде.
Умелый
руководитель стремится создать
у своих подчиненных чувство
перспективности в своей
Руководитель должен разбираться в мотивах деятельности подчиненных ему людей и, выдвигая перед ними те или иные задачи, раскрывать перспективы для каждого работника. Работа с людьми, связанная с созданием у них ближайшей и далекой мотивации, формированием чувства перспективности в работе, – важное условие создания в коллективе здорового психологического климата и заинтересованности каждого человека в работе.19
Важное
стимулирующее воздействие на работника
оказывают социально-
В структуру социально-психологического климата входят два основных компонента – отношение людей к труду и отношения людей в коллективе. Отношения друг к другу, в свою очередь, дифференцируются на отношения между коллегами и отношения в системе руководства и подчинения. Важнейшими факторами социально-психологического климата коллектива в рамках социальной организации является культура человеческих отношений, человеческого общения, с одной стороны, и культура организации труда – с другой.20
Особую роль среди факторов формирования социально-психологического климата коллектива выполняет система отношения руководства и подчинения, весь комплекс функций, выполняемых руководителем. Этот показатель характеризует один из существенных результатов специфической именно для руководителя функции, которая направлена на организацию, повышение социальной и социально-экономической эффективности деятельности всего коллектива.
Естественно,
что определенным образом социально-
Таким
образом, значимость климата, непосредственно
влияющего на социальную и социально-экономическую
эффективность труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закономерности управления персоналом пронизывают всю управленческую деятельность, влияют на состояние всех подсистем и элементов системы управления организации. Пренебрежение ими может привести к действиям со стороны человека, которые вызовут нежелательные последствия и проблемы, решение которых потребует дополнительных затрат труда и ресурсов.
Принципы управления персоналом представляют собой правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Познавая принципы, люди открывают закономерности. Принципы управления персоналом отражают требования объективно действующих экономических законов и закономерностей, поэтому и сами являются объективными.
Принципов управления персоналом множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся в отечественных организациях принципов: научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления, контроля исполнения решений и др.
Принципы построения системы управления персоналом представляют собой правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты подразделений управления персоналом при формировании системы управления персоналом организации.
Методы управления персоналом представляют собой способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.
Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические, социально-психологические.
Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута» и являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий и осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия.