Принципы и методы управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Управление людьми, несомненно, имеет важное значение для всех организаций – больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Без хороших управленцев ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………..6
1.1. Характеристика принципов управления и построения системы управления персоналом………………………………………………..................6
1.2. Общая характеристика методов управления персоналом: понятие и классификация…………………………………………………………………...12
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ВОЛЖАНКА»………………………27
2.1. Общая характеристика ООО «Волжанка»………………………....27
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия……………………………………...................................................28
2.3. Анализ кадрового потенциала и кадровой политики предприятия……………………………………………………………………...32
2.4. Анализ принципов и методов управления персоналом предприятия……………………………………………………………………...35
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КАК ЭФФЕКТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………...38
3.1. Разработка эффективных принципов и методов управления персоналом организации………………………………………………………...38
3.2. Методы управления как стимулирующие способы воздействия на персонал…………………………………………………………………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...55

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Принципы_и_методы_управления_персоналом_дораб.2.doc

— 481.50 Кб (Скачать)

      Заработная плата выражает главный и непосредственный интерес наемных работников. Нахождение взаимовыгодного механизма реализации и соблюдения интересов работодателя и работника является одним из главных условий развития производства и составляет функцию управления трудом и заработной платой.

      Таким образом, на предприятии ООО «Волжанка» управление персоналом осуществляется на основе таких принципов управления, которые обеспечивают ему эффективное функционирование и развитие.

      К числу основных принципов управления ООО «Волжанка» относятся: принцип умелого использования и сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении, принцип плановости, принцип установления основных направлений, задач, планов развития, принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, принцип мотивации, принцип демократизации управления, принцип системности, принцип эффективности, принцип оптимальности, контроль и ответственность за исполнением решений.

      В кадровой политике ООО «Волжанка» используются административные, социально-психологические, экономические методы управления персоналом.

      Наибольшее  значение с точки зрения повышения  рентабельности деятельности ООО «Волжанка» имеют экономические методы управления персоналом, выражающиеся через материальное стимулирование путем установления уровня материального вознаграждения. 
 
 

      ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КАК ЭФФЕКТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ  

      3.1 Разработка эффективных принципов и  методов управления персоналом организации 

      Основные  мероприятия по повышению эффективности  деятельности организации представим в таблице 9.

      Таблица 9

      Основные  мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности организации посредством оптимально организованных мероприятий по управлению персоналом ООО «Волжанка»

Мероприятия Цель Ответственный Сроки Затраты
Повышение заработной платы менеджеров по продажам в регионе

на 5%

Увеличение  объема продаж на 10% Начальник отдела продаж 15.11.2009 г. -15.12.2009 г. 50000,00
Аттестация  персонала с присвоением квалификационного  разряда  Значительно большее  желание работать, внутреннее стремление к перемещениям Менеджер по персоналу 20.11.2009 г. –  01.12.2009 г.  35000,00
-гарантии занятости;

-возможность карьерного роста;

-психологический комфорт;

-признание достижений и т. д.

Формирование  лояльности персонала Менеджер по персоналу, руководители структурных подразделений Постоянно -
Популяризация имиджа организации  Желание работать в стабильной компании, нацеленность на высокие достижения и успех  Руководители  структурных подразделений Постоянно -

      В условиях функционирования современных  организаций с целью эффективной и прибыльной деятельности главными условиями работы менеджера должны стать следующие основные направления его деятельности.

      Первое  и, возможно, главное условие - это  личный пример, а также самооценка и самоорганизация. Прежде всего, необходимо понять, что хорошая самоорганизация и адекватная самооценка - это не то, насколько организованным выглядит управленец в глазах окружающих, а то, достаточно ли эффективно он функционирует и подтверждена ли его самооценка практическими достижениями в сочетании с признанием окружающими. Начинать и заканчивать работу по самоорганизации целесообразно самооценкой.

      Заниженная самооценка приводит к тому, что у менеджера пропадает инициатива, а завышенная самооценка ведет к излишней самонадеянности. Поэтому важной составной частью системы самоорганизации должно стать создание системы адекватной самооценки. Наиболее труднодостижимая цель при решении этой задачи - научиться определять значимость и качество выполняемых менеджерских функций, чтобы своевременно вносить коррективы в процесс собственной самоорганизации.

      Второе  условие - это организация работы подчиненных. У руководителя могут  быть три средства достижения цели: идеи, деньги и персонал, тесно друг с другом связанные. Например, идеи и персонал должны приносить новые деньги, причем столько, чтобы их хватало на реализацию новых идей и оплату персонала. Ключевым условием для этого является эффективная организация работы подчиненных.

      При всем многообразии подходов достижение этой цели характеризуется двумя  важными составляющими:

      -оперативным и полным выполнением поставленной задачи и такой организацией работы, которая позволяет сохранить у подчиненных стимул,

      -желание трудиться в этой команде и дальше, а менеджеру оставляет достаточно времени, чтобы подумать о новых инициативах.  

      Третье  условие - выбор оптимальных элементов  работы с подчиненными. В сущности, у руководителя имеются три основных способа воздействия на работников: заставить (принудить); договориться (сделка купли-продажи качественного труда); создать условия, в которых работник будет сам себя мотивировать (самомотивация).

      Современные системы мотивации используют все  три вышеперечисленных способа, однако наиболее интересна самомотивация. 14

      Чтобы стать настоящим лидером и научиться мотивировать людей без избыточного принуждения, одновременно контролируя ситуацию, следует понимать, что менеджер и лидер не одно и то же, хотя лидерство является важной составляющей менеджмента. Способность быть лидером не относится к врожденным качествам человека - эти навыки приобретаются, причем часто в результате упорного труда.

      Принуждение основано на страхе подвергнуться наказанию и испытать при этом отрицательные эмоции. В материальной сфере принуждение связано со штрафами, увольнениями, переводом на другую, низкооплачиваемую должность или работу.

      В социально-психологической сфере  управления метод принуждения чаще всего использует формы, связанные  со страхом публичного унижения, оскорбления  и/или стресса. Человек, боясь быть оскорбленным, уволенным или беспокоясь за свое здоровье, становится покорным. В результате метод принуждения ведет не к согласованию целей и интересов организации и ее работников, а лишь к усилению их покорности. Но покорность - это совсем не то, что нужно для повышения результативности. Поэтому эффективный менеджмент предполагает отказ от использования принуждения такого рода.

      Важным  этапом в становлении эффективного менеджмента является выработка  своего собственного стиля лидерства. Большинство руководителей-лидеров  развивают уникальный стиль, сочетающий в себе черты ряда основных стилей.

      «Диктатура» - самая жесткая форма лидерства, при которой руководитель концентрирует у себя всю полноту власти и информации. Этот тип лидерства чаще всего наименее эффективен, однако в ряде ситуаций он просто необходим, например, для оздоровления компании.

      Для стиля «частичной демократии» характерны соучастие и дискуссии, хотя лидер при этом по-прежнему оставляет за собой право принимать большинство решений. Если же лидер выбирает стиль «партнерства», то грань между лидером и его подчиненными размывается.

      Особое  внимание при организации работы подчиненных следует уделять  совершенствованию коммуникативных  навыков. Чтобы руководство было эффективным, необходимо обсуждать  свое собственное видение решения  поставленных задач с коллективом. Без этой обратной связи вероятность ошибок значительно возрастает.

      Можно выделить наиболее распространенные ошибки при организации работы подчиненных. К ним относятся: 

      -слишком тесные отношения с командой (панибратство);

      -микроменеджмент (тотальный контроль за деятельностью сотрудников);

      -принятие происходящего на свой счет;

      -несоответствие требований, предъявляемых к подчиненным, и требований к себе;

      -прием на работу своих знакомых и родственников вместо уже имеющихся сотрудников;

      -восприятие подчиненных как соперников.

      Важно также научиться эффективно пользоваться различными способами мотивации  сотрудников. Наиболее эффективной системой мотивации коллектива является создание команды единомышленников. 15

      Рассмотрим ряд общих эффективных принципов, на которые ориентированы все работоспособные команды.

      Доверие - создание атмосферы доверия между членами команды имеет жизненно важное значение. 

      Коммуникации - прямое общение между членами команды обеспечивает понимание каждым групповой цели и значения своего вклада в ее достижение.

      Сопричастность - участие всех членов команды в принятии решений. Это не означает, что речь непременно идет о консенсусе, но каждый член коллектива должен знать о принимаемых решениях и понимать, почему они были приняты. 

      Разрешение  конфликтов - в слаженных коллективах конфликты выносятся на общее обсуждение и разрешаются как можно быстрее.

      Обратная  связь - в эффективных командах регулярно обеспечивается обратная связь, с тем, чтобы сообща улучшать деятельность всего коллектива. 

      Практика  показывает, что стремление к общим  целям делает работу команды намного  результативнее. В итоге, именно сочетание  индивидуальной и групповой заинтересованности позволяют добиться эффективной  организации работы подчиненных.

      Заключительным  этапом в организации работы подчиненных  является постоянный контроль со стороны  менеджера. Необходимость этого  обусловлена изменчивостью внешней  и внутренней среды и стремлением  предупредить наступление кризисных  событий. По времени различают предварительный, текущий и заключительный контроль.

      Процедура контроля подразумевает три основные стадии:

      1. стандартизация - процесс установления контролируемых показателей;

      2. собственно контроль (измерение) - сопоставление планов и реальных результатов;

      3. анализ конечного результата.  

      Важно добиться того, чтобы контроль был  эффективным. В связи с этим в  его функции должны входить:

      -оценка только стратегически важной деятельности;

      -соответствие контролируемому виду деятельности;

      -ориентация на результат, а не на процесс;

      -своевременность;

      -гибкость, т. е. изменения адекватно внутренним и внешним условиям;

      -экономичность и рациональность, а не контроль ради контроля;

      -простота и доступность для подчиненных. 

      Практика  показала, что реализация описанных процедур контроля позволяет организовать работу подчиненных с высокой эффективностью. При этом важно понимать, что контроль выполняет функцию обратной связи и должен быть совмещен с анализом внутренней и внешней среды.16

      Таким образом, закономерности управления персоналом пронизывают всю управленческую деятельность, влияют на состояние всех подсистем и элементов системы управления организации, они не зависят от воли и желания человека. Конечно, еще не все закономерности управления персоналом глубоко изучены и открыты.

      Основными мероприятиями, направленными на повышение  эффективности деятельности предприятия  посредством оптимальной политики в области управления персоналом, должны стать стимулирующие воздействия путем повышения заработной платы, проведения совместных мероприятий, направленных на развитие чувства соучастия в общем деле организации, популяризации имиджа и корпоративной культуры организации.

      Главным условием в эффективном управлении персоналом является личный пример, самооценка и самоорганизация руководителя, организация работы подчиненных путем выбора оптимальных способов воздействия на работников: заставить (принудить); договориться (сделка купли-продажи качественного труда); создать условия, в которых работник будет сам себя мотивировать.

      3.2 Методы управления как стимулирующие способы

Информация о работе Принципы и методы управления персоналом