Принципы и методы управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Управление людьми, несомненно, имеет важное значение для всех организаций – больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Без хороших управленцев ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………..6
1.1. Характеристика принципов управления и построения системы управления персоналом………………………………………………..................6
1.2. Общая характеристика методов управления персоналом: понятие и классификация…………………………………………………………………...12
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ВОЛЖАНКА»………………………27
2.1. Общая характеристика ООО «Волжанка»………………………....27
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия……………………………………...................................................28
2.3. Анализ кадрового потенциала и кадровой политики предприятия……………………………………………………………………...32
2.4. Анализ принципов и методов управления персоналом предприятия……………………………………………………………………...35
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КАК ЭФФЕКТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………...38
3.1. Разработка эффективных принципов и методов управления персоналом организации………………………………………………………...38
3.2. Методы управления как стимулирующие способы воздействия на персонал…………………………………………………………………………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...55

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Принципы_и_методы_управления_персоналом_дораб.2.doc

— 481.50 Кб (Скачать)

      Эти принципы следует отличать от методов построения системы управления персоналом. Первые постоянны и носят обязательный характер, а совокупность методов может меняться в зависимости от изменения условий при сохранении принципов.

      Принцип позволяет формировать систему  методов и каждый метод в отдельности. Но метод не имеет такого воздействия на принцип, так как последний объективен.

      Различают две группы принципов построения системы управления персоналом:

      -принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом организации;

      -принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом организации.

      Принципы  построения системы управления персоналом организации представим в таблице 1. 3

      Таблица 1

      Принципы  построения системы управления персоналом организации

Принцип Содержание  принципа
Принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом
Обусловленности функций управления персоналом целям  производства Функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с потребностями и целями производства
Первичности функций управления персоналом Состав подсистем  системы управления персоналом, организационная  структура, требования к работникам и их численность зависят от содержания, количества и трудоемкости функций  управления персоналом
Оптимальности соотношения интра- и инфрафункций управления персоналом Определяет  пропорции между функциями, направленными на организацию системы управления персоналом (интрафункции) и функциями управления персоналом (инфрафункции)
Оптимального  соотношения управленческих ориентации Диктует необходимость  опережения ориентации функций управления персоналом на развитие производства по сравнению с функциями, направленными на обеспечение функционирования производства
Потенциальных имитаций Временное выбытие  отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления каких-либо функций управления. Для этого каждый работник системы управления персоналом должен уметь имитировать функции вышестоящего, нижестоящего сотрудника и одного-двух работников своего уровня
Экономичности Предполагает  наиболее эффективную и экономичную организацию системы управления персоналом, снижение доли затрат на систему управления в общих затратах на единицу выпускаемой продукции, повышение эффективности производства. В случае если после мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом увеличились затраты на управление, то они должны перекрываться эффектом в производственной системе, полученным в результате их осуществления

      Продолжение таблицы 1

Прогрессивности Соответствие  системы управления персоналом передовым зарубежным и отечественным аналогам
Перспективности При формировании системы управления персоналом следует учитывать перспективы развития организации
Комплексности При формировании системы управления персоналом необходимо учитывать все факторы, воздействующие на систему управления (связи с вышестоящими органами, договорные связи, состояние объекта управления и т.д.)
Оперативности Своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения
Оптимальности Многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства
Простоты Чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает. Безусловно, это исключает упрощение системы управления персоналом в ущерб производству
Научности Разработка мероприятий по формированию системы управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области управления, с учетом изменения законов развития общественного производства в рыночных условиях
Иерархичности В любых вертикальных разрезах системы управления персоналом должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отделами, руководителями), принципиальной характеристикой которого является несимметричная передача информации «вниз» (дезагрегирование, детализация) и «вверх» (агрегирование) по системе управления
Автономности В любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей
Согласованности Взаимодействия  между иерархическими звеньями по вертикали, а также между относительно автономными звеньями системы управления персоналом по горизонтали должны быть в целом согласованы с основными целями организации и синхронизированы во времени
Устойчивости Для обеспечения  устойчивого функционирования системы управления персоналом необходимо предусматривать специальные ≪локальные регуляторы≫, которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение и побуждают их к регулированию системы управления персоналом
Многоаспектное Управление  персоналом как по вертикали, так и по горизонтали может осуществляться по различным каналам: административно-хозяйственному, экономическому, правовому и др.
Прозрачности Система управления персоналом должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию, деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых «несущих конструкциях» (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов управления персоналом
Комфортности Система управления персоналом должна обеспечить максимум удобств для творческих процессов обоснования, выработки, принятия и реализации решений человеком. Например, выборочная печать данных, разнообразие обработки, специальное оформление документов с выделением существенной информации, их гармоничный внешний вид, исключение излишней работы при заполнении документов и т.д.
Принципы, определяющие направления  развития системы управления персоналом
Концентрации Рассматривается в двух направлениях: концентрация усилий работников отдельного подразделения или всей системы управления персоналом на решении основных задач или концентрация однородных функций в одном подразделении системы управления персоналом, что устраняет дублирование

      Продолжение таблицы 1

Специализации Разделение  труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении групп однородных функций
Параллельности Предполагает одновременное выполнение отдельных управленческих решений, повышает оперативность управления персоналом
Адаптивности (гибкости) Означает приспособляемость  системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы
Преемственности Предполагает  общую методическую основу проведения работы по совершенствованию системы управления персоналом на разных ее уровнях и разными специалистами, стандартное их оформление
Непрерывности Отсутствие  перерывов в работе работников системы управления персоналом или подразделений, уменьшение времени прослеживания документов, простоев технических средств управления и т.п.
Ритмичности Выполнение  одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом
Прямоточности Упорядоченность и целенаправленность необходимой  информации по выработке определенного решения. Она бывает горизонтальная и вертикальная (взаимосвязи между функциональными подразделениями и взаимосвязи между различными уровнями управления)
 

      Все принципы построения системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом в организации.

      Принципов управления персоналом множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся принципов:

      -научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства;

      -отбора, подбора и расстановки кадров;

      -сочетания единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации;

      -линейного, функционального и целевого управления, контроля исполнения решений и др.

      Принципы  построения системы управления персоналом представляют собой правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты подразделений управления персоналом при формировании системы управления персоналом организации.  
 

      1.2 Общая характеристика методов управления персоналом: понятие и классификация 

      Методы  управления персоналом представляют собой способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.

      Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом:

      -административные,

      -экономические,

      -социально-психологические.

      Административные  методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута».

      Социально-психологические  методы исходят из мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения».

      Экономические методы основываются на правильном использовании  экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника».

      Административные  методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.

      Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

      Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия.

      Нельзя  рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.

      Социальные  исследования свидетельствуют - если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% - от умения работать с людьми. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда в 1,5 раза может увеличиваться или в несколько раз уменьшиться. 4

      Характеристики  методов управления персоналом представим в таблице 2. 5

      Методы  управления персоналом можно также  классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления:

      -нормирования,

      -организации,

      -планирования,

      -координации,

      -регулирования,

      -мотивации,

      -стимулирования,

      -контроля,

      -анализа,

      -учета.

      Более подробная классификация методов  управления персоналом по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. По этому признаку выделяются методы:

      -найма, отбора и приема персонала;

      -деловой оценки персонала;

      -социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала;

      -мотивации трудовой деятельности персонала;

      Таблица 2

      Методы  управления персоналом

Административные Экономические Социально-психологические
Установление  госзаказов Технико-экономический анализ Социальная  и моральная мотивация и стимулирование
Формирование структуры органов управления Технико-экономическое обоснование Социально-психологический  анализ
Утверждение административных норм и нормативов Технико-экономическое планирование Социально-психологическое  планирование
Правовое  регулирование Экономическое стимулирование Создание творческой атмосферы
Издание приказов, указаний и распоряжений Финансирование Участие работников в управлении
Инструктирование Мотивация трудовой деятельности Удовлетворение  культурных и духовных потребностей
Отбор, подбор и расстановка кадров Оплата труда Формирование  коллективов, групп
Утверждение методик и рекомендаций Капиталовложения Создание нормального психологического климата
Разработка  положений, должностных инструкций, стандартов организации Кредитование Установление социальных норм поведения
Разработка  другой регламентирующей документации Ценообразование Развитие у  работников инициативы и ответственности
Устранение  административных санкций и поощрений Участие в прибылях и капитале Установление  моральных санкций и поощрений
  Налогообложение  
  Установление  экономических норм и нормативов  
  Страхование  
  Установление  материальных санкций и поощрений  

Информация о работе Принципы и методы управления персоналом