Повышение конкурентоспособности организации в условиях экономической нестабильности: отраслевой и региональный аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

В качестве объекта исследования выбрано предприятие – ООО «Святогор», занимающееся недвижимостью.

Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия.

Целью данного курсового проекта является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере ООО «Святогор» и обоснование их экономической эффективности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности 6
1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности 6
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 14
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ООО «Святогор» 18
2.1 Общая характеристика ООО «Святогор» 18
2.2 Охрана труда и техника безопасности 21
2.3 Анализ внутренней среды 22
2.3.1 Анализ финансового состояния предприятия 22
2.3.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 24
2.4 Анализ внешней среды 31
2.4.1 Анализ макросреды 31
2.4.2 Анализ микросреды 36
2.5 SWOT-анализ ООО «Святогор» 39
Глава 3. Разработка путей повышения конкурентоспособности
в ООО «Святогор» 43
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложения

Работа содержит 1 файл

Менеджмент консалтинг.doc

— 412.00 Кб (Скачать)

     Так же, предприятие не пользуется имиджевой  рекламой, что является неотъемлемой составляющей коммуникационного процесса для компании. Бюджет рекламных и стимулирующих мероприятий прорабатывается не эффективно, отсутствует календарный план.  

     2.4 Анализ внешней среды

     2.4.1 Анализ макросреды

     Каждая  фирма действует на конкретном рынке, на который оказывают влияние  различные факторы. Рассмотрим влияние  основных факторов макросреды на деятельность ООО «Святогор».

     Политико-законодательные  факторы

     В настоящее время экономическая  политика России направлена на все  большую открытость, интеграцию в  мировое экономическое пространство. Среди элементов рыночной экономики особое место занимает недвижимость, которая выступает в качестве средств производства (земля, административные, производственные, складские, торговые и прочие здания и помещения, а также другие сооружения) и предмета или объекта потребления ( земельные участки, жилые дома, дачи, квартиры, гаражи).

     Недвижимость  выступает основой личного существования  для граждан и служит базой  для хозяйственной деятельности и развития предприятий и организаций  всех форм собственности. В России происходит активное формирование и развитие рынка недвижимости и все большее число граждан, предприятий и организаций участвует в операциях с недвижимостью.

     Недвижимость  является главным предметом обсуждения при приватизации государственной  и муниципальной собственности, при аренде нежилых помещений, при покупке и продаже жилых помещений. Появился слой новых владельцев недвижимости как в сфере личного потребления, так и во многих сферах предпринимательской деятельности. Образовались коммерческие структуры, действующие на рынке недвижимости.

     Разворачивается деятельность отечественных и зарубежных инвесторов, для которых большое  значение имеет приобретение гарантированных  прав пользования землей и правовая защита их интересов. Изменилось налоговое законодательство, и появились новые для большинства граждан России налоги: налог на имущество физических лиц и налог на имущество, преходящее в порядке наследования и дарения. Начало развиваться местное законодательство по регулированию сферы недвижимости. Таким образом, в настоящее время единственным гарантом для населения выступает российская Гильдия Риелторов.

     Экономические факторы

     Анализируя  экономические факторы макросреды, также следует учитывать, что  они изменчивы, и при определенных обстоятельствах имеют либо негативное, либо позитивное влияние на эффективность деятельности компании.

     Кризисная ситуация затронула достаточно много  сфер деятельности. В частности и  риэлтерская деятельность не осталась не затронутой. Недвижимость всегда была не простым товаром, а в такой ситуации тем более. Вопросы, касающиеся объектов недвижимости достаточно сложные и однозначного ответа на них нет. В этот момент нужны четкие управленческие решения, в ходе которых компания, идя на оправданные жертвы, добивается своей главной цели – сохранения своего места на рынке. Для того чтобы успешно функционировать в условиях финансового кризиса, компаниям необходим определенный набор методов управления, использование которых поможет справиться с новыми нестандартными задачами, постоянно возникающими в условиях экономического кризиса. Таким образом, некоторые районы находятся в состоянии застоя, так как их основные отрасли промышленности перемещены в другие части страны или пришли в упадок. В состоянии застоя находятся районы, зависящие от одной отрасли промышленности, например, в Вологодской и Кемеровской областях, что привело к быстрой дестабилизации на рынке недвижимости в этих районах в условиях структурных изменений в экономике.

     Анализ  социально-демографических  факторов

     При общем снижении доходов населения  наблюдается рост доли потребительских  расходов жителей Саратова на содержание квартир. В ряде случаев эта доля составляет более трети потребительских расходов населения. Разработанная в качестве одного из приоритетов экономического развития страны государственная целевая программа «Жилище» предполагала реализацию социально направленной реформы в жилищной сфере. Цель программы определить принципиальные подходы долгосрочной государственной жилищной политики и наметить конкретные меры, направленные на решение следующих приоритетных задач:

     - изменить систему законодательных  и правовых норм для юридического  обеспечения проведения жилищной  реформы;

     - преодолеть спад в объемах  ввода жилья и обеспечить государственные гарантии права граждан на выбор способа удовлетворения потребностей в жилище;

     - изменить систему жилищного фонда  и жилищного строительства по  формам собственности, источникам  финансирования, типам зданий и  технологиям их возведения;

     - обеспечить поэтапный перевод  жилищной сферы в режим безубыточного  функционирования при обеспечении  социальной защиты малоимущих  групп населения;

     - демонополизировать жилищное строительство  и ЖКХ;

     - провести структурную перестройку  базы стройиндустрии и промышленности стройматериалов;

     - изменить формы организации строительства  и управления, обслуживания и  ремонта жилищной сферы;

     - решить вопросы землепользования  и приватизации земли в жилищной  сфере в комплексе с развитием  инженерной инфраструктуры. Однако решить жилищную проблему в России этим путем вряд ли возможно в ближайшей перспективе.

     Рынок жилья – это основа потребительского рынка и, что не менее важно, необходимое  условие возникновения и динамичного  развития рынка труда. Жилье нельзя продавать и производить, как пакет молока: здесь мы имеем дело с рынком капитала, частью общей экономической инфраструктур. Таким образом, в первую очередь необходимо определить принципиальные подходы долгосрочной государственной жилищной политики и наметить конкретные меры, направленные на решение приоритетных задач.

     Факторы технологические

     В настоящее время конкурентными  преимуществами на рынке товаров  и услуг обладают фирмы, использующие в своей деятельности передовые  технологии, например Интернет. Сейчас компьютерная сеть такое же обычное дело как копировальный аппарат, факс, телефон и сам компьютер. Интернет бизнесу может оказать помощь в проведении маркетинговых исследований, поддержке поставщиков и клиентов, обмене коммерческой информацией и создании совместных предприятий. С помощью Интернет фирмы также могут разрабатывать новую продукцию, принимать заказы, получать необходимую корреспонденцию и официальные документы, вести специализированный информационный поиск. Он также открывает выход на новые рынки.

     При рассмотрении модели, использующей для рекламы традиционные средства массовой информации, оказывается, что использование Интернет дает возможность потенциальным клиентам не выступать в роли пассивной аудитории, а самостоятельно принимать решение, следует ли им знакомиться с конкретной рекламной информацией. Возможность располагать самой последней информацией о рынке и своих возможностях на нем исключительно важна для бизнеса. Помимо всего прочего Интернет может помочь клиентам и покупателям получать необходимые консультации и поддержку от фирм-производителей и сервисных служб в любое время дня и ночи.

     Некоторые компании предоставляют своим клиентам возможность не только разместить заказ  непосредственно через Интернет, но и получить через Интернет готовый  продукт (если это информационный или программный продукт). В настоящее время существует ряд проектов создания в Интернет самостоятельной системы электронных взаиморасчетов. Наиболее распространено использование сети Интернет в крупных городах, таких как Москва и Санкт–Петербург. Столичные предприниматели составляют серьезную конкуренцию своим региональным коллегам.

     Действие  как макроэкономических, так и  микроэкономических факторов, определяющих состояние рынка недвижимости, очень  нестабильно.

     Решающая  роль принадлежит макроэкономическим факторам: политическая ситуация в стране и регионах, общеэкономическая ситуация, состояние финансового рынка. Налоговое законодательство и вообще законодательство в России настолько не идеально, что организации не могут своевременно реагировать на его частые изменения.

     Итак, в целом формирование отечественного рынка недвижимости можно охарактеризовать следующими факторами:

  1. Не устойчивое положение в экономике (нормативные акты, издаваемые государством в тот или иной момент времени, несут в себе не предвиденный характер).
  2. Высокая инфляция может привести к снижению инвестиционной активности, тем самым произойдет спад в развитии системы ипотечного кредитования. Но, если посмотреть, с другой стороны, ограниченность более ликвидных и рентабельных направлений инвестирования вложений в недвижимость являются привлекательными, так как «в определенной мере» позволяют сохранить средства от инфляции.
  3. Несовершенство законодательной базы (особенно относительно рынка недвижимости).
  4. Непрозрачность информационного пространства вследствие политической неустойчивости, слабого развития инфраструктуры (только намечены формы сотрудничества, роли и функции отдельных звеньев, отсутствуют специальные службы сбора и анализа информации), низкого профессионализма участников рынка недвижимости (небольшой опыт работы, неопределенность законодательной базы, тенденция подбора сотрудников по дружбе и родству, а не по профессиональным качествам).
  5. Отсутствие четкой методической базы по оценке недвижимости.
  6. Неравномерное развитие сегментов рынка недвижимости (наиболее массовым является рынок жилья).

       Таким образом, негативное воздействие на рынок недвижимости оказывают факторы под номерами 1, 2, 3, 4, 5.Фактор 6 обладает средним по силе, однако, положительным направлением. 

     2.4.2 Анализ микросреды

     Анализ  клиентов

     Клиентами ООО «Святогор» являются предприятия, организации, фирмы, а также физические лица. Доли в продаже недвижимости:

     - физические лица – 65%

     - юридические лица – 35%

       Динамика клиентской базы показана в таблице 2.3. и на рисунке 2.1. 

     Таблица 2.6 – Анализ объема клиентской базы ООО «Святогор»

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Количество  новых клиентов, ед. 180 80 150
Количество  клиентов, пользующихся дополнительными  услугами ООО «Святогор» 60 130 130
Всего 240 210 280

 

     

     Рисунок 2.1 – Динамика клиентской базы ООО «Святогор», 2008-2010 гг.

     Наиболее  значительные изменения клиентской базы в начале 2010 года обусловлены прибытием новых клиентов. Положительным здесь является то, что на начало 2010 года клиентская база компании увеличилась на 33%.

     Структура занятости жителей неординарна. В целом по стране в сельском хозяйстве  трудится 13,3% работающих, в Саратовском районе – 7,5%; в сфере услуг соотношение соответственно 44% и 29,3%; в промышленности – 42,7% и 63,3% [9 с. 6]. Рыночные преобразования существенно обострили проблемы социально-экономического развития г. Саратова. Высокими темпами до экономического кризиса развивались такие отрасли, как жилищно-коммунальное хозяйство и непроизводственные виды бытового обслуживания населения, торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, где численность работающих увеличилась. Таким образом, в Саратове складывались благоприятные условия для развития и расширения сферы услуг. Являясь одним из промышленных центров Првиолжского региона, г. Саратов формировал высокую стоимость жизни, в частности, цену жилья.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности организации в условиях экономической нестабильности: отраслевой и региональный аспект