Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:51, курсовая работа
В качестве объекта исследования выбрано предприятие – ООО «Святогор», занимающееся недвижимостью.
Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия.
Целью данного курсового проекта является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере ООО «Святогор» и обоснование их экономической эффективности.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности 6
1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности 6
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 14
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ООО «Святогор» 18
2.1 Общая характеристика ООО «Святогор» 18
2.2 Охрана труда и техника безопасности 21
2.3 Анализ внутренней среды 22
2.3.1 Анализ финансового состояния предприятия 22
2.3.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 24
2.4 Анализ внешней среды 31
2.4.1 Анализ макросреды 31
2.4.2 Анализ микросреды 36
2.5 SWOT-анализ ООО «Святогор» 39
Глава 3. Разработка путей повышения конкурентоспособности
в ООО «Святогор» 43
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложения
- производители и потребители имеют возможность формировать независимые решения.
Очевидно,
что в реальных условиях рынки
свободной конкуренции
Как мы видим из таблицы, классификационных признака два:
- количество продавцов на рынке;
Рисунок
1 - Типы рынков несовершенной конкуренции
-дифференцированность товара: под недифференцированным продуктом понимается массовая продукция с однородными свойствами — металл, нефть, зерно, сахарный песок и т. д. Свойства этих продуктов или заданы природой, или определяются стандартами. Все остальные продукты относятся к категории дифференцированных, характеристики которых производители могут менять.
Чистая монополия характеризует рынок единственного продавца (государственная организация, частная регулируемая или нерегулируемая со стороны государства организация), не имеющего близких заменителей.
Цена в каждом случае устанавливается по-разному, например, государственная монополия может устанавливать цены ниже издержек на продукты, имеющие важное значение для бедных потребителей, а нерегулируемая организация может устанавливать предельно высокие цены.
Деятельность
чистых или почти чистых монополистов
(например, РАО «ЕЭС Россия») обычно
регулируется государством. В этом
случае государство стремится
- Продавцы (покупатели) являются крупными экономическими агентами;
- Небольшое число продавцов;
- Существуют значительные барьеры входа и выхода;
-
Прибыль экономических агентов
в долгосрочном периоде
- Продаваемый товар может быть как дифференцированным так и однородным.
Чистая конкуренция имеет место, когда большое число фирм производят и продают массовую продукцию с однородными свойствами, например, зерно, масло, сахарный песок и т. п. В условиях чистой конкуренции преимущества в конкурентной борьбе обеспечиваются, прежде всего, за счет создания надежной, устойчивой репутации организации, эффективных систем сбыта и сервиса, проведения активных кампаний по продвижению продуктов. Поскольку в данном случае наблюдается наличие множества производителей (продавцов) товары, которых являются практически одинаковыми, увеличивать цену выше уровня превалирующей рыночной цены нет смысла. С другой стороны, снижать цены тоже нет необходимости, поскольку фирма и так может продать все, что может произвести. Для чистой конкуренции характерно:
-
Наличие большого количества
экономических агентов,
- Однородность продаваемой продукции;
- Ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену.
Монополистическая конкуренция. В данном случае фирмы продают дифференцированные версии одного и того же базового товара. Это обусловлено наличием в его предложении элементов, крайне важных для части потребителей. С другой стороны, поскольку товары дифференцированы, фирма может снижать цены, но не переманит к себе покупателей от всех конкурентов. В условиях монополистической конкуренции работают, например, аптеки, рестораны, производители многих потребительских товаров. Для монополистической конкуренции характерны следующие черты:
-
Продавцы конкурируют,
- Тип такого отраслевого рынка позволяет продавцам осуществлять определенный контроль над продажной ценой;
-
На данном рынке действует
относительно большое
В известном смысле конкуренция - двигатель прогресса. Парадоксально, но факт: злейший враг предпринимателя – конкурент оказывается его лучшим другом. [10,с. 277-279] Конкурентная среда - рынок или его сегмент, где продавцы свободно соперничают за право продать товар покупателю. Единственным арбитром между честно конкурирующими предпринимателями является потребитель. Он голосует своим кошельком, выбирая наиболее устраивающий его товар. На рынке развертывается конкурентная борьба между фирмами, выпускающими или продающими аналогичную продукцию (со схожими свойствами) одним и тем же категориям покупателей. Конкурентная борьба - совокупность действий фирмы, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и вытеснение с него конкурента. Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
1) размер рынка - чем больше, тем сильнее конкуренты;
2) темпы роста рынка - быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
3) мощности - излишние мощности приводят к падению цен;
4) препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;
5) цена;
6)
уровень стандартизации
7)
мобильные технологические
8)
требования к размерам
9) вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и неинтегрированных фирм;
10)экономия на масштабе – увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;
11)
быстрое обновление
Формы конкурентной борьбы зависят от сложившихся условий, времени и места, но ее суть всегда одна и та же: захватить большую, чем у конкурента, долю рынка или, по возможности, вытеснить его с рынка. Цель конкурентной борьбы достигнуть конкурентного преимущества, т.е. занять более прочную конкурентную позицию на рынке. Конкурентная позиция - сравнительная характеристика основных рыночных параметров фирмы и ее товара относительно конкурента. [4, с.277-279] Существует три крайности подходов к формированию категории «конкурентоспособность»: во-первых, наличие собственного мотива к деятельности, ожидание положительных для себя результатов; во-вторых, наличие необходимых ресурсов для реализации деятельности; и, в-третьих, возможность и способность противостоять соперникам (необходимо отметить, что в рамках понятия конкурентоспособность в отличие от конкуренции это свойство имеет самостоятельное значение, а не является следствием первого). Исходя из этих условий, можно заключить, что конкурентоспособность объекта — это состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников. Данное определение представляет наиболее общую, применимую без исключения ко всем объектам характеристику. [5, с 36] Практика показывает, что финансового благополучия наиболее часто достигают предприятия с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом предприятия подразумевается как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, т.е. товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более приоритетным спросом у потребителей. Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков:
1.
потребители довольны и готовы
купить повторно продукцию
2. общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме;
3.
работники гордятся своим
Для
того чтобы стать
-
обеспечить
-
поднять потенциал
1.2
Факторы, влияющие на
конкурентоспособность
предприятия
Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого можно контролировать внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь компонент.[12, с. 56]
1) Экономические факторы.
Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина валового национального продукта, темпы инфляции, уровень безработицы и т.п. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для фирмы. Что для одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность.
2) Политические факторы.
Политическая
составляющая внешней среды должна
изучаться в первую очередь для
того, чтобы иметь ясное
3) Рыночные факторы.
Изменчивая
рыночная внешняя среда представляет
собой область постоянного
4) Технологические факторы.
Анализ технологии позволяет своевременно обнаружить те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции.
5) Международные факторы.
Большинство крупных фирм и тысячи мелких компаний действуют на международном рынке. Руководство должно постоянно контролировать, оценивать изменения в этой более широкой среде. Угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей, изменения валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков. Общефирменная стратегия или правительственная политика в других странах могут подразумевать усилия по защите или расширению компаний или отрасли. В свете стратегии, выбранной конкурентами, собственная стратегия фирмы может быть направлена на укрепление внутреннего рынка, поиск правительственной защиты против иностранных конкурентов или на расширение международной активности для противодействия стратегиям других компаний.