Повышение конкурентоспособности организации в условиях экономической нестабильности: отраслевой и региональный аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

В качестве объекта исследования выбрано предприятие – ООО «Святогор», занимающееся недвижимостью.

Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия.

Целью данного курсового проекта является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере ООО «Святогор» и обоснование их экономической эффективности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности 6
1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности 6
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 14
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ООО «Святогор» 18
2.1 Общая характеристика ООО «Святогор» 18
2.2 Охрана труда и техника безопасности 21
2.3 Анализ внутренней среды 22
2.3.1 Анализ финансового состояния предприятия 22
2.3.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 24
2.4 Анализ внешней среды 31
2.4.1 Анализ макросреды 31
2.4.2 Анализ микросреды 36
2.5 SWOT-анализ ООО «Святогор» 39
Глава 3. Разработка путей повышения конкурентоспособности
в ООО «Святогор» 43
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложения

Работа содержит 1 файл

Менеджмент консалтинг.doc

— 412.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

имени П.А. Столыпина» 

Кафедра менеджмента организации 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

по специализации «Менеджмент-консалтинг»

на тему: «Повышение конкурентоспособности организации в условиях экономической нестабильности: отраслевой и региональный аспект» 
 
 

                  Выполнил: студент 6 курса, специальность 080507 «менеджмент организации» з/о формы обучения, гр. 2  
                  Грачев Д.С.
                   

                  Руководитель:

                  кандидат  экономических наук, профессор

                  Русанова  Л.Д. 
                   
                   
                   
                   
                   

Саратов 2011 

     Содержание 

Введение            3

Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности    6

1.1 Сущность  конкуренции и конкурентоспособности    6

1.2 Факторы,  влияющие на конкурентоспособность  предприятия          14

Глава 2. Анализ конкурентоспособности ООО «Святогор»           18

2.1 Общая  характеристика ООО «Святогор»            18

2.2 Охрана  труда и техника безопасности              21

2.3 Анализ внутренней среды                22

2.3.1 Анализ  финансового состояния предприятия            22

2.3.2 Анализ  маркетинговой деятельности предприятия           24

2.4 Анализ  внешней среды                31

2.4.1 Анализ  макросреды                31

2.4.2 Анализ микросреды                36

2.5 SWOT-анализ  ООО «Святогор»              39

Глава 3. Разработка путей повышения конкурентоспособности

в ООО «Святогор»                 43

Заключение                  49

Список  использованных источников               52

Приложения 

 

      Введение 

     Функционирование  предприятий невозможно само по себе без учёта деятельности конкурентов, которые являются звеньями одной  цепи – экономики. Жизнь в условиях конкурентной борьбы – непременный  фактор, определяющий само право на существование той или иной организации. Сама конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций непременных лидеров, способных производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением. Именно поэтому так важно изучать конкурентов и, исходя из этого, принимать обоснованные решения в пользу повышения конкурентоспособности отдельно взятой организации.

     Конкуренция одновременно имеет и положительные  и отрицательные стороны:

     1) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

     2) она чутко реагирует на изменение  спроса, ведет к удешевлению издержек  производства, тормозит рост цен,  а в ряде случаев к их  снижению;

     3) в известной мере выравнивает  норму прибыли на капитал и  уровень заработной платы во  всех отраслях национальной экономики.

     К числу негативных сторон можно отнести:

     1) придает бизнесу определенную  нестабильность, создает условия  для безработицы, инфляции и  банкротства; 

     2) ведет к дифференциации доходов  и создает условия для их  несправедливого распределения; 

     3) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

     Контроль  за конкурентами, при грамотном подходе  и быстрых и правильных действиях  со стороны менеджмента организации, позволит удовлетворить специфические запросы потребителя раньше и лучше других.

     Лишь  выявив слабые и сильные стороны  конкурентов, можно правильно оценить  их потенциал, цели и стратегии, что  позволит в будущем стратегически точно сконцентрировать внимание на том направлении, где конкурент слабее. И это будет верным путём к расширению своих собственных преимуществ в конкурентной борьбе.

     Конкурентоспособность – сложное и разностороннее понятие, включающее в себя такие составляющие деятельности предприятия, как товар (услуга) и его основные характеристики: качество, актуальность, технология производства, доступность для конечных потребителей. Многоаспектность этого понятия обуславливается соответствием производимых организацией товаров и услуг требованиям рынка и конкретно потребителей не только по таким факторам, как качество, технические, экономические и эстетические характеристики, но и ввиду важности коммерческих характеристик и условий реализации, таких, как цена, сроки поставки, каналы сбыта, реклама, сервис.

     Успешность  компании обуславливается способностью предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам рынка и потребителей. Поэтому так важно пристальное внимание уделять такому многозначимому аспекту предприятия, как конкурентоспособность.

     Актуальность  рассматриваемой темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в условиях экономической нестабильности, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.

     В качестве объекта исследования выбрано  предприятие – ООО «Святогор», занимающееся недвижимостью.

     Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия.

     Целью данного курсового проекта является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере ООО «Святогор» и обоснование их экономической эффективности.

     Исходя  из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

     1. Изучить теоретические и методологические аспекты по повышению конкурентоспособности организации.

     2. Охарактеризовать современное положение ООО «Святогоор».

     3. Провести анализ финансового состояния предприятия идать оценку эффективности хозяйственной деятельности.

     4. Провести анализ конкурентоспособности ООО «Святогор».

     5. Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Святогор».

     6. Обосновать экономическую целесообразность внедрения предлагаемых мероприятий. 

 

      Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности 

     1.1 Сущность конкуренции  и конкурентоспособности 

     Конкуренция — это исходная категория, характеризующая  сущность рыночной экономики. Имеется  несколько определений этого  понятия. Приведем некоторые из них:

     1. Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. [13, С.92]

     Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг — состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг.

     Такое определение конкуренции предполагает, что: участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты; конкуренция  присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как: важнейшую роль в конкуренции  играет рынок потребительских товаров, где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения; наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии.

     2. Конкуренция — борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка. [6, С.103]

     Это определение предполагает только конкуренцию  продавцов, имеющую место при  олигополии в условиях развитой рыночной экономики.

     3. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов. Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере. [19, С.216]

     В этом неформальном определении понятие  конкуренции раскрывается более  содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции. Многофакторный характер конкуренции. Конкуренция — это многофакторная категория. Интенсивность конкуренции зависит в первую очередь от: модели (качества) рынка (совершенный или несовершенный рынок); формы рынка по количественному распределению участников на стороне предложения и спроса (полиполия, олигополия, монополия и их модификации); стадии жизненного цикла товара, представленного на рынке; мотивов конкуренции, которыми руководствуются продавцы и покупатели; типа предпринимательских реакций на изменения на рынке; степени вмешательства государства в экономические процессы, совершаемые на рынке.

     Именно  конкуренция:

     - оживляет рынок

     - заставляет предприятия и поставщиков  ресурсов надлежащим образом  удовлетворять желания потребителей;

     - заставляет при вступлении в  ту или иную отрасль новых  фирм расширять производство  и снижать цены продукта до  уровня, соответствующего издержкам  производства;

     - заставляет фирмы переходить  на самые эффективные технологии  производства;

     - обеспечивает обстановку, способствующую  техническому и общественному  прогрессу. [4, с.16-17]

     Борьба  за экономическое выживание и  процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:

     - на нем существует много производителей (продавцов), каждый из которых  мал относительно рынка в целом;

     - рынок характеризуется продуктовой  однородностью, т. е. продукты  по своим характеристикам должны быть существенно однородными;

     - покупатели должны быть хорошо  информированы о рыночном предложении;

     - должен обеспечиваться свободный  вход и выход на рынок, т.  е, должны отсутствовать рыночные  барьеры;

Информация о работе Повышение конкурентоспособности организации в условиях экономической нестабильности: отраслевой и региональный аспект