Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является осмысление, систематизация и выявление наиболее важных механизмов, критериев, способов набора, отбора и найма персонала для формирования трудового коллектива ООО «Компания «ВКТ».
Исходя из поставленной цели работы, нужно выделить несколько задач, которые необходимо решить, чтобы достичь этой цели:
•показать необходимость научного подхода к набору, отбору и найму персонала на предприятии;
•выявить все негативные последствия от найма неподходящих сотрудников;
•показать те преимущества, которые дает продуманная и взвешенная политика по набору и отбору персонала;
•сделать выводы и рекомендации.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Концепция управления персоналом в общей системе деятельности организации
Место процесса формирования персонала в системе управления персоналом
1.2 Набор персонала
1.2.1 Внешний набор персонала
1.2.2 Внутренний набор персонала
1.3 Найм персонала
1.4 Отбор персонала
ГЛАВА 2. Исследование и анализ управления процесса набора, отбора и найма персонала в организации (на примере ИП Якименко А.Н.)
2.1 Организационно-экономическая характеристика и кадровая политика организации
2.2 Планирование трудовых ресурсов организации
2.3 Характеристика существующего процесса поиска и набора персонала
2.4 Методы сбора информации о кандидате
2.5 Деловая оценка и отбор персонала
ГЛАВА 3 Разработка рекомендаций для усовершенствования кадровой политики организации при наборе, отборе и найме персонала
3.1 Общие мероприятия по усовершенствованию работы отдела кадров
3.2 Разработка плана привлечения и отбора персонала
3.3 Разработка мероприятий по привлечению специалистов среднего и высшего звена
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
2. Выделение среди
работников определенной
3. Анализ должностных инструкций и требований к должности позволяют определить важнейшие критериальные показатели, необходимые для успешной работы в данной должности.
Другим способом испытаний
являются персональные анкеты, специально
разработанные отделом
2.4 Разработка методов сбора информации о кандидате
Отбор персонала нельзя осуществлять, лишь ориентируясь на какой - то один признак или решение одной задачи. Отбор работников, отвечающих по своим профессиональным, деловым и личностным качествам требованиям организации, требует комплексного подхода. Отдел персонала ООО «Компания «ВКТ» в рамках данного подхода к найму персонала решает следующие задачи:
•четко представлять, что представляет собой должность, которая должна быть заполнена;
•определить личностные и деловые качества, необходимые для эффективного выполнения данной работы;
•найти возможные источники и методы отбора подходящих кандидатов;
•определить какие методы позволят лучше всего оценить пригодность кандидатов для необходимой работы;
•обеспечить введение нового работника в должность и в организацию.
Далее отдел персонала проводит анализ работы персонала, который является центральным пунктом планируемого комплексного подхода, позволяющего получить должностную инструкцию и определение требование должности. Должностная инструкция определяет основное содержание работы, которая должна выполняться работником, занимающим данную должностную позицию. Требования к должности в дополнение к должностной инструкции указывают на то, какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно выполнять работу: опыт и навыки, физические характеристики, состояние здоровья, внешность, мотивация, интеллектуальные способности, формальные характеристики, а также другие специальные требования. Для работников ремонтного цеха – это, кроме всего прочего, аккуратность, ответственность и порядочность.
Конечно, вряд ли можно найти идеального, или, абсолютно подходящего кандидата. Поэтому требования к должности должны быть реалистичными и допускать определенную степень гибкости. Для выявления степени соответствия кандидата предлагаемой должности, применяются специальные методы сбора информации, требующейся для принятия решения при отборе. К этим методам относятся испытания и собеседования, и они являются первым этапом процесса отбора рабочего и любого другого персонала.
Так, например, конкретные сведения, которые требуется указать в персональной анкете для приема на работу в ООО «Компания «ВКТ» - это сведения о предполагаемой должности, стаже предыдущей работы, зарплате, характере образования и оконченном учебном заведении, хобби и т.д., т.е. все, что помогает отличить более эффективных от менее эффективных работников, уже работающих в данной организации. Пример подобной анкеты, разработанной отделом персонала и в настоящей момент применяющейся при приеме на работу персонала рассматривается в приложении 1.
Второй вид сбора информации о кандидате – собеседование. Оно до сих пор является наиболее широко применяемым методом отбора персонала. Не исключение и ООО «Компания «ВКТ». Даже работников неуправленческого состава никогда не принимают на фирму без хотя бы одного собеседования.
Также обязательным в ООО «Компания «ВКТ» является прохождение теста на коммуникабельность (см. таблица 4).
Табл. 4 Предлагаемый тест на коммуникабельность
Ф.И.О. | ||
Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми? |
Да |
Нет |
Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-либо из товарищей? |
||
Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? |
||
Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь? |
||
Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения? |
||
Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами, телевизором или за каким-либо другим занятием, чем с людьми? |
||
Если возникали помехи
в осуществлении ваших |
||
Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше по возрасту? |
||
Любите ли Вы придумывать и организовывать различные игры и развлечения? |
||
Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллективы)? |
||
Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня? |
||
Легко ли Вам устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми? |
||
Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением? |
||
Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе? |
Задача отдела персонала на втором
этапе отбора заключается в определении
ограниченного числа
Приведем для примера примерный перечень вопросов, задаваемых на интервью с кандидатами, желающими устроиться на работу в ООО «Компания «ВКТ»:
•Ф.И.О. кандидата
•Домашний адрес и номер телефона
•Работает ли кандидат в настоящий момент?
•Почему кандидат хочет занять данное вакантное место?
•Опыт работы и основные профессиональные навыки, которыми он владеет
•Зарплата на последнем месте работы
•Кандидату предлагается охарактеризовать своего последнего непосредственного руководителя и указать его сильные и слабые стороны. Как у него складывались отношения с руководством?
•Основное достижения в работе, достигнутые во время работы в других организациях
•В какой мере предыдущие места работы позволяли кандидату использовать свою инициативу и стремление взять на себя ответственность
•Были ли трудности в работе, которые кандидату приходилось преодолевать в процессе работы? В чем они состояли и как с этим удалось справиться?
В принципе, на фирме можно
обнаружить целый ряд проблем, снижающих
эффективность собеседований
Основа этих проблем
имеет эмоциональный и
После собеседования с начальником отдела персонала вновь происходит отсев кандидатов, не прошедших новых испытаний в процессе отбора. Самые лучшие готовятся к следующему этапу отбора.
3 этап отбора представляет
собой выбор кандидата и
На основе результатов собеседования, а также всех собранных на нем других данных руководитель отдела персонала совместно с руководителем отдела, в который набирается человек, выбирает кандидата, который наиболее подходит для данной должности. Если должность серьезная, то обязательно практикуется еще собеседование, теперь уже в присутствии будущего начальника нынешнего кандидата. Далее отдел персонала готовит письмо-предложение кандидату о принятие его на должность с информацией о предстоящей деятельности, либо делает телефонный звонок.
4 этап отбора - испытательный срок. В настоящее время в ООО «Компания «ВКТ» распространился опыт приема на работу с испытательным сроком в 3 месяца, дающий возможность оценить кандидата непосредственно на рабочем месте без принятия на себя обязательств по его постоянному трудоустройству (с работником заключается трудовой договор). В период испытательного срока кандидат исполняет должностные обязанности в полном объеме, получает вознаграждение, однако, может быть уволен по его окончании без каких - либо последствий для организации.
В течение испытательного срока руководитель соответствующего подразделения уделяет особое внимание кандидату и оценивает его с точки зрения потенциала работы в данной должности. Для повышения эффективности испытательного периода руководителю подразделения и кандидату рекомендуется совместно определить цели работы новичку и оценить их выполнение в конце срока. Этот метод представляет объективную основу для решения, которое принимает в конце испытательного срока руководитель - принять или не принять кандидата на постоянную работу.
5 этап отбора - решение о найме.
Решение о найме, о зачислении кандидата на работу является самым важным моментом, кульминацией процесса отбора. Оно должно быть максимально объективным, и надо предпринять все, чтобы прийти к верному решению. Принять такое решение помогает анализ работы и продуманная система оценки деловых и личностных качеств кандидата.
Если во время испытательного срока работник зарекомендовал себя как специалист с хорошими знаниями и способностями, его переводят в разряд постоянных работников.
Процесс отбора персонала состоит из 5 этапов, каждый из которых важен для конечного результата – найма лучшего работника из имеющихся кандидатов. Пренебрежение одним из этапов может привести к другому итогу. Процесс отбора, наверное, даже более важен по значимости, чем процесс набора и объясняется это ответственностью за принятое решение. Однако, в целом можно заключить, что для эффективности процесса формирования персонала необходим каждый из вышеперечисленных этапов и тщательное его проведение только поможет фирме отобрать действительно лучших.
2.5 Деловая оценка и отбор персонала
Деловая оценка персонала – целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик человека требованиям должности или рабочего места.
Различаются два основных вида деловой оценки персонала: оценка кандидатов на вакантную должность или рабочее место при отборе персонала и текущая периодическая оценка сотрудников при аттестации персонала.
Комплексная оценка персонала управления |
Содержание оценки |
Оценка кандидатов на вакантную должность (отбор персонала) |
Текущая периодическая оценка (аттестация персонала) |
Оценка деловых и личностных качеств |
Оценка качества труда |
Оценка результатов труда |
Критерии |
Измерение и оценка труда по времени |
Непосредственные результаты |
Объекты |
Оценка сложности труда |
Косвенные результаты |
Методы оценки |
Методы выявления показателей |
Методы измерения показателей |
Программа сбора данных |
Натуральные и стоимостные измерения |
Сбор данных: изучение документов, беседы, опросы, наблюдения |
Условные измерители: баллы, коэффициенты |
Практические методы: описательные характеристики |
Обработка и оформление данных (по произвольной и заданной форме) |
Процедура оценки |
Место оценки (где она прово -дится) |
Субъект оценки (кто ее проводит ) |
Порядок оценки (ее периодичность) |
Использование технических средств |
Информация о работе Отбор, набор и найм персоналда на предприятии